Перспективный план работы по ФЭМП в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Перспективный план работы
по теме:
«Дидактические игры
как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_uglublennoy_rabote_femp.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Солнышко»
Перспективный план работы
по теме:
«Дидактические игры
как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил:
восп. старшей группы «Веснушки»
Половинкина Яна Викторовна
Дивногорск, 2022
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовного ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность."
В.А Сухомлинский.
Пояснительная записка
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.
Я считаю, что выбранная мною тема углубленной работы актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
- внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;
- обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
- формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
- формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);
- развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.
- Дети:
- занятия по формированию элементарных математических представлений,
- дидактические игры на запоминание цифр;
- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;
- дидактические игры на закрепление количественных представлений;
- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;
- дидактические игры на закрепление навыка сравнивания двух чисел;
- дидактические игры на закрепление состава числа.
Методы работы:
- словесные
- наглядные
- практические
- игровые
Принципы:
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.
Этапы работы:
1 этап. Организационно-диагностический
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей и воспитанников.
2 этап. Теоретический
Цель:
- изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте;
- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);
3 этап. Обобщающий
Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.
Систематичность работы над планом обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.
Помесячный план методической работы воспитателя
по теме: «Дидактические игры как средство
формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | |
Сентябрь | Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений». Постановка цели и задач по теме | Проведение первичного мониторинга по области «Познавательное развитие детей». | Анкетирование родителей «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». |
Октябрь | Изучение темы «Этапы познавательного развития. Возрастные особенности познавательного развития старших дошкольников» | Подбор дидактических игр по возрасту и уровню познавательного развития воспитанников | Обработка анкет, индивидуальное консультирование родителей по результатам анкетирования |
Ноябрь | Изучение темы «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений». Создание картотеки игр на запоминание цифр, картотеки игр на закрепление количественных представлений. | Дидактические игры «Сосчитай», «Математические рукавички: сосчитай и найди пару», «Найди столько же» и др. | Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития |
Декабрь | Создание картотеки игр на состав числа | Дидактические игры «Математические домики», «Состав числа», «Припаркуй машину в гараж», «Поймай рыбку в ведёрко», «Бабочки и цветы» и др. | Консультация для родителей «Развитие математических способностей дошкольника» |
Январь | Создание картотеки дидактических игр на сравнение чисел | Дидактические игры «Математические весы», «Какой математический знак», «Больше, меньше, равно» и др. | Консультация для родителей «Игра в развитии математических способностей» |
Февраль | Создание картотеки примеров в пределах 10 в картинках | Дидактические игры по картотеке | Консультация для родителей «Учим математику дома» |
Март | Составление картотеки задач на логическое мышление, задач в стихах | Дидактические игры по картотеке | Буклет для родителей «Математические игры с ребенком» |
Апрель | Составление картотеки математических физкультминуток, картотеки загадок о геометрических фигурах | Разучивание физкультминуток по картотеке. Дидактические игры по составленным ранее картотекам. | Памятка для родителей со списком загадок и физкультминуток |
Май | Обобщение опыта. Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры». Выступление на заседании Педагогического совета. | Дидактические игры по составленным ранее картотекам. Проведение итогового мониторинга по области «Познавательное развитие детей». | Родительское собрание «Особенности познавательного развития старших дошкольников». Ознакомление с результатами первичного и итогового мониторинга. |
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- применение игровых технологий в образовательном процессе.
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
- систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
- пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.
- обогащение опыта по проблемной тематике.
- сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме познавательного развития детей.
- у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических игр в формировании элементарных математических представлений.
Используемая литература:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по оригами в старшей группе (5-6 лет)
Перспективный план работы по оригами в старшей группе (5-6 лет)...
перспективный план работы по ФЭМП в средней группе
Перспективный план работы разработан в помощь воспитателям и медотдистам дошкольных учреждений, для разработки и проведения занятий по ФЭМП в средней группе...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ на лето в старшей группе
Цель: создание в дошкольном отделении образовательного учреждения максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательных интересов воспитанников в летний оздо...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ
Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе «Радуга» на 2013-2014 уч.г.Цель: повышение педагогической роли родителей, направленной на успешное развитие и воспитан...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе....
Перспективный план работы по ФЭМП в подготовительной группе на первый квартал
Методическая разработка для воспитателей, объединяющая в себе нод, оснащение среды, работу с родителями и работу на прогулке....