"Основы речевой успешности"
статья
Формирование правильной речи- это сложный и длительный процесс. который берёт своё начало с первого крика ребёнка в момент его рождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_rechevoy_uspeshnosti.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы речевой успешности
Автор: Рубцова Наталья Александровна
Организация: МБДОУ детский сад № 159
Населенный пункт: г. Иркутск
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка и его будущей успешности.
Формирование правильной речи – это сложный и длительный процесс, который берет свое начало с первого крика ребенка в момент его рождения.
А дальше: слушанье маминого голоса, безотрывный взгляд на маминых губах, ответное гуление …и так далее, все это необходимо ребенку, чтобы научиться воспринимать обращенную к нему речь, управлять своими органами артикуляции, а в дальнейшем и полноценно общаться с окружающими.
Чаще всего, родители обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки и умеет ли он читать до школы. Но проблемы развития речи не ограничиваются только этим.
Задумывались ли вы над тем, что внятность и четкость речи зависят от развития мышц щек, губ, челюсти, состояния зубов и носоглотки? И если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, давайте ему больше твердой и цельной пищи вместо «пюрированых» блюд, следите за здоровьем его зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте все респираторные заболевания.
Несомненно, что в образовании звуков речи наиболее активно участвует язык. От его положения и от того, какую форму он принимает, зависит правильное звукопроизношение (язык распластанный и образует желобок, кончик сужен и касается верхних резцов, имеется ли нарушение тонуса и в какой мере язык сдерживается подъязычной связкой и т.п.).
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание речи. Своеобразный вдох и последующий правильный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является формирование фонематических процессов, т.е. умение отличать одни речевые звуки от других. Это дает возможность не только распознавать похожие по звучанию слова, но и вычленять каждое слово в потоке речи для лексической обработки и усвоения речевой инструкции.
Хочу подробнее рассказать о признаках благополучного развития речи у детей дошкольного возраста:
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту и нет неврологических заболеваний.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Вслушивается в свою речь и старается исправить свои речевые ошибки сам.
- Активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Раскованно общается со знакомыми и родными, но смущается разговоров с незнакомыми людьми.
Но что, если все происходит наоборот? Ребенок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми, ему совершенно безразлично, понимает ли его кто-то, когда он говорит на языке понятном только ему. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует, предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (так называемый «самостоятельный» ребенок). Все это должно насторожить родителей и побудить к консультации со специалистом.
Еще один немаловажный признак благополучного развития речи: У ребенка сформированы основные когнитивные функции.
Так развитие всех видов памяти помогает накапливать словарный запас, усваивать грамматику, устойчивое внимание - способствует развитию фонематических процессов, мышление – развитию связной речи. Произвольность, планирующая, регулирующая функции необходимы для развития всех компонентов речи (от становления звукопроизношения до дискурса).
Список литературы:
- Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет: моногр. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2018.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.
- Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2015.
- Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. - М.: Речь, Сфера, 2018.
- Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. - М.: Русское слово - учебник, 2015.
- Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2013.
- Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2015.
- Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия – основа для успешной работы с детьми с нарушениями речи
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает н...
Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современный детский сад должен подготовить человека думающего и чувствующего, который не тольк...
Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.
Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...
«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»
Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудше...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Материалы для работы с детьми и родителями по теме вебинара «Эмоциональное развитие как основа формирования успешной личности ребенка»
Здесь содержится материал авторских методик по семейному воспитанию Н.М. Метеновой. Книги для педагогов и родителей. Стихи на тему «Эмпатия». Зима (стихи для зау...
Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....