Конспект по развитию речи для детей раннего возраста.
материал (младшая группа)
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_konspektov_po_rechevomu_razvitiyu_1.docx | 683.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад №37
Конспект по развитию речи
для детей раннего возраста.
Составила воспитатель:
Абсалямова Э.Р.
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………………………...1
1. Основные аспекты развития детей раннего возраста……………………………2
2.Содержание работы по развитию речи у детей
раннего возраста……………………………………………………………………...4
3.Методические рекомендации…………………………………………………......9
4. Список литературы………………………………………………………………..20
Пояснительная записка
Период раннего детства – самый счастливый в пока еще короткой жизни малыша. Это время «проживается» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизвестного.
Известно, что, в раннем возрасте интенсивно развиваются многие психические функции, в возрасте 2-3 лет происходит активное становление речи. Правильно и своевременно развитая речь – это основа успеха в дальнейшей жизни. Часто ли мы играем, занимаемся со своими детьми, знаем ли мы игры, которые не только заполняют наш досуг, приносят радость общения с малышом, но и совмещают элементы игры и учения?
Занятия в раннем возрасте необходимы для нормального психического, физического и личностного развития ребёнка.
Ребёнок требует к себе разного подхода и нуждается в различных воспитательных, развивающих воздействиях. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача родителя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи и помочь оказать помощь педагогу в дальнейшем развитии его ребёнка на занятиях.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить с пользой для ребёнка. Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с ребёнком. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от взрослого артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной, гармонично развитой личности.
Цель: Оказать методическую помощь педагогам и родителям в организации занятий и процессе обучения детей раннего возраста.
Пособие включает разнообразные дидактические, пальчиковые, подвижные игры, игровые упражнения, что поможет правильно и увлекательно организовать свою работу с ребёнком 1-3 лет. Методические рекомендации могут пополнить копилку педагогов, работающих с детьми данного возраста, помогут родителям организовать интересные занятия для детей дома.
1. Основные аспекты развития детей раннего возраста.
Значение развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что ранний возраст – важнейший период жизни, когда закладываются ключевые качества: познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, творческая и жизненная активность. Проблемы развития, с которыми сталкиваются родители (сниженная познавательная активность, замкнутость и повышенная застенчивость, агрессия) берут своё начало в раннем детстве. Поэтому любящим родителям просто необходимо как можно раньше начинать умственное, психическое, физическое развитие малыша.
В настоящее время раннее детство большинства детей проходит в семье, что способствует нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Несмотря на обилие информации, не все родители понимают возрастные особенности детей. В большинстве семей сохраняется представление о раннем возрасте, как о периоде физиологического созревания и физического развития или напротив, переоцениваются возможности двухлетнего малыша: его начинают воспитывать как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером), уверены, что их ребёнок гениален. Важно знать возрастные особенности детей и грамотно использовать эти знания.
Все аспекты развития ребёнка – физический, умственный, психический – взаимосвязаны. Ребёнок, имеющий достаточно устойчивую нервную систему, активно двигается, быстро осваивает речь. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Родители служат образцом человеческих действий с предметами. Ведущей становится предметная деятельность. Поведение и сознание детей определяется восприятием. Память существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит непосредственный характер – устанавливаются связи между воспринимаемыми предметами. Малыш может быть внимателен к тому, что находится в поле его восприятия. От внешних ориентировочных действий ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.
Большое значение в развитии детей имеет формирование представлений о сенсорных эталонах (А.В. Запорожец) – общепринятых образцах внешних свойств и предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлости насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.
Одно из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста – овладение речью. Как правило на третьем году жизни происходит резкий скачок в развитии речи. Это не значит, что ребёнок должен заговорить, как только ему исполнится два года, необходимость говорить предполагает 2 главных условия: потребность в общении и потребность в предмете, который необходимо назвать.
Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Он может выполнять речевые инструкции взрослого. Но словесные инструкции далеко не сразу становятся регулятором поведения для ребёнка.
Очень важно в раннем возрасте становления общения со сверстниками. Потребность в этом складывается на третьем году жизни. Взаимодействие детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо реагируют на партнёра, они стремятся в основном проявить себя в какой-либо деятельности. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием, характеризующимся непосредственностью, раскованностью, копированием действий и движений партнёра. Совершенствование движений ребенка в период раннего дошкольного детства осуществляются разными путями. Это ведёт к обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений, которые способствуют их самостоятельной деятельности.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. Все подвижные игры проводятся с помощью взрослых, где они являются непосредственно помощниками для своих детей.
К трёхлетнему возрасту стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, желанию действовать не зависимо от взрослых, таким образом проявляется кризис 3 лет. Его признаки - негативизм, упрямство, своеволие, строптивость - отражают изменения в отношениях ребёнка к близким и самому себе. Каждый результат деятельности становится утверждением своего Я, которое должно быть оценено. Главный источник такой оценки –взрослый. Новое видение Я через призму своих достижений кладёт начало развитию детского самосознания.
Таким образом, ранний возраст – важнейший период жизни, когда закладываются ключевые качества: познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, творческая и жизненная активность. Поэтому любящим родителям просто необходимо как можно раньше начинать умственное, психическое, физическое развитие малыша с учётом возрастных особенностей.
2. Развитие речи у детей раннего возраста.
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.
Речь – наиболее совершенное, емкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребенка с окружающими людьми. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться.
Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания.
С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребенка. Речь помогает ребенку регулировать свое поведение, оценивать его. Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.
Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге.
Учитывая важность данной проблемы необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
2.Содержание работы по развитию речи у детей раннего возраста.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания являются дальнейшее развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ее ситуационной связанности.
Пассивная и активная речь развиваются в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре). При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Важно создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. С этой целью взрослый должен давать соответствующие образцы и побуждать малышей использовать в речи предложения, состоящие из двух и более слов, вопросительные и восклицательные формы предложений, разные части речи. Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха (способности различать звуки и звукосочетания), так как он является одним из важных условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самостоятельно произносить слова и фразы. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями – очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей. Важно, чтобы все эти приемы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были формальные занятия по развитию речи.
Этапы развития речи
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. Знания, факты, т. е. информация— материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.
Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Рост словаря ребенка от года и старше
1год -5-9 слов
1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
3,5 года - 1100
4 года 1600 - 1900
5 лет 1900 - 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
***
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
***
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
***
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить, как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
***
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей.
Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби - бах - все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит "тутите мутити" или
" дати ляпака". Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.
Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака"
Что с этим делать? Во-первых, отнестись к этому спокойно. Во-вторых, старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: "молоко? сейчас дам"
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане.Но это совсем не значит, что у малыша звук "С" обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.
3.Методические рекомендации
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего, а, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.*
* Примечание. По последним данным прослушивание лепета без носителя (ребенка или взрослого) малоэффективна. Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы стимуляции.
Шаг1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -
Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет
Шаг 3.Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла)
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например, ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га
Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан бам-бам-бам
Упал бах, бабах
Качаться, качели кач-кач
Дождик кап-кап
Гусь га-га-га
лягушка ква-ква
Дай, дать? дай
Собака ав-ав
Ворона кар-кар
Спать а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года
Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.
Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. новый слог
3. новый слог (тот же)
4. знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок, повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
3.Методические рекомендации.
Что нужно, чтобы ребенок заговорил?
У ребенка должна возникнуть потребность/заинтересованность/необходимость в общении.
Оба собеседника должны быть настроены на одну волну, то есть сосредоточены на одной теме. Если ребенок принес мяч, чтобы поиграть, а мама спрашивает не хочет ли он на горшок - это яркий пример того, что может мешать ребенку вновь обратиться ко взрослому. ( я пишу мама, потому что папы в этом случае обычно более адекватны, если им приносят машину они играют в машину, а не начинают вытирать ребенку нос )
То, о чем идет речь должно быть в поле интересов ребенка Речь ребенка развивается в деятельности, обычно совместной со взрослым. Если это игра, которая интересна ребенку, например, бросать мяч в мусорную корзину и кричать "Бах!", то есть больше шансов на собственную речевую активность ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (очень настойчивой просьбе) сортирует предметы.
Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый и сам должен активно использовать их и принимать их от ребенка в качестве ответа. Если на ваш вопрос о том, чем бы вам заняться, ребенок принес книгу - это и есть его ответ. "Будем читать?" уточняете вы и садитесь за книгу.
Важна благожелательность слушающего взрослого, его способность к пониманию и правильной интерпретации любых сигналов ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если понятно и доброжелательно прокомментировать его просьбу и ответить ребенку он снова и снова будет инициировать общение.
Взрослый собеседник должен ясно представлять себе речевые возможности ребенка: с одной стороны - уровень понимания им речи, а с другой - представлять себе, как ребенок сможет ответить, то есть знать его экспрессивный словарь. Если взрослый знает, что в словаре ребенка нет нужного слова, то он должен предложить ребенку другие формы ответа.
Например, вопрос "Что ты хочешь: яблоко или грушу?", в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха. Если же вы держите в руках яблоко и грушу, то малыш с радостью ответит вам жестом, а значит диалог состоится. Вы может в дополнение прокомментировать его выбор и дать ему желаемое.
Развитию речи детей раннего возраста отводится важное место. Речь развивается в процессе подражания, ведущая роль принадлежит взрослым. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребёнка используя существительные, глаголы, прилагательные. Словарь трёхлетнего ребёнка около 1400 слов. Разговаривать с малышом необходимо обо всём, что попало в поле его зрения и вызвало интерес.
Формированию словаря способствуют игры и упражнения:
«Куда что поместить?» (Чашку поставить на поднос или в буфет),
«Чей малыш? Чья мама?»(Найди маму для цыплёнка, телёнка и т.д)
Необходимо учить ребёнка говорить выразительно, например
Как ветер воет тихо? ( у-у-у) Как ветер воет громко?-(У-У-У)
Как ослик тихо кричит? (иа- иа) А громко?(ИА-ИА)
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Для тренировки речевого дыхания можно дуть, на лежащий на столе ватный шарик «Кто дольше», на верёвочке укрепить бумажную бабочку и предложить плавно, не надувая щёк подуть. Летит «бабочка» (для детей 2-3 лет)
На третьем году речи целесообразно обратить внимание на звуковую культуру речи. Можно использовать звукоподражание (ууу-гудит паровоз, га-га-гогочет гусь, тик-так-тикают часики). Дальнейшее закреплние звуков осуществляется во фразовой речи ( Са-са-са- У Сони коса) Также необходимо читать малышу стихи, потешки, сказки.
Нормальное развитие речи ребёнка тесно связано с развитием движений рук. Детям раннего возраста доставляет радость слушать стихотворные тексты и выполнять «зарядку» для пальчиков. Такую зарядку можно выполнять после работы с пластилином, красками, карандашами. Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока», «Дождик», «Пять обезьянок» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение (3-4 года) - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами;
1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, например, как прыгает его зайчик.
Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху. От лепета к лепетным словам.
Игры и упражнения, способствующие развитию речи.
Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов.
Теремок
Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, "Теремок" и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение.
В сказке - драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом стучит, потом по очереди выглядывают "жильцы" и т.д.) и потому не раздражают детей.
Зверей должно быть немного, на пример, для начала три, а потом придет большой медведь и сломает теремок.
Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых выглядывают звери, а медведь ее опрокинет.
Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят звери сбоку и сразу появляются в окне.
Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и эмоциональные возгласы (топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) и т.д.
Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете, должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.
От слов к фразе. Стимуляция появления простой фразы.
Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» - «Мама, иди сюда!»
Объем словаря. Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц.
Состав словаря. Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия.
Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».
Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из двух компонентов:
Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание.
Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс».
• Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка - киса
• Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит»
• Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например, «а-а-а».
• Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом.
• Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Второй способ – это повторение с уточнением
• Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса»
• Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ.
• Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест.
• Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть фразу можно так:
1 способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!»
2 способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ, включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе использует и жест и лепетное слово.
Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так, как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не сопровождая лепетным словом.
Многие игры и занятия сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события.
Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка, овладения его фонетическим и грамматическим строем.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.
Можно организовать несложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, стихов. Во время инсценировок воспитатель разыгрывает сценки, разговаривая от имени персонажей, комментирует их действия, обращается к детям с вопросами. Со временем можно привлекать детей к участию в таких спектаклях.
Развитию у детей умения слушать речь взрослого способствует просмотр диафильмов.
Показ диафильма следует сопровождать рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кто сказал «мяу» и др.). Это помогает ребенку овладеть новыми словами и закрепить уже известные слова.
Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций. Помимо сказок, о которых речь шла выше, рекомендуем читать детям «Телефон» К. Чуковского, «Глупый мышонок», «Ребята и зверята» С. Маршака, короткие стихи А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, З. Александровой, Ю. Тувима, И. Токмаковой, Э. Мошковской, В. Лунина и др.
Во время чтения взрослый должен показать детям иллюстрации, задать вопросы, в случае затруднения сам называть предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок можно организовать иначе: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка показать их. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый малыш мог участвовать в разговоре.
Во время чтения взрослый должен показывать детям картинки, задавать вопросы, при затруднениях сам называть предметы, персонажей, их действия, побуждая малышей воспроизводить речевые образцы.
Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и называя их, дети называют и те предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту; развитию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самостоятельно пересказывать их.
Можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).
В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и др.).
Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.
Время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им самостоятельно поиграть с картинками. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.
Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.
Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.
В процессе игры
Во время свободной игры взрослый может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.
Можно также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!» Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: «Покажи мне».) А где у Ляли глазки?»
Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
«Ой, доска качается,
Cейчас я упаду».
А. Барто
Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, взрослые могут сопровождать свою речь короткими стихами. Например:
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлебца каравай,
Сколько хочешь, получай!
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там каша масляная,
Ложка крашеная.
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут,
Злятся, злятся, травки мнут.
Комарики-макарики,
Довольно вам летать,
Довольно вам жужжать!
В лесу на опушке
Посреди лужайки
Три старые лягушки
Бренчат на балалайке:
Кокс-кваки-кваки-кокс.
Пришла во двор корова:
«Му! Я здорова.
Раздуты бока.
– Кому молока?»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер-косолап.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи, мороз, домой,
Стужу уводи с собой.
Ручеек, ручеек,
Неширок ты, неглубок,
Ты, как ниточка, идешь
Ну и что ж!
Ты бежишь, и ты поешь.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Жили-были два жука,
Два жука веселых,
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
Улитка, улитка,
Открой свою калитку,
Покажи рожки.
Синий, синий василек,
Ты любимый мой цветок.
Перед сном
Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.
Ниже представлены примеры стихотворений, которые можно прочитать детям перед сном.
А. Барто
Спать пора, уснул бычок.
Спят ли волки?
Спят, спят.
Спят ли пчелки?
Спят, спят.
Спят синички?
Спят, спят.
А лисички?
Спят, спят.
А тюлени?
Спят, спят.
А олени?
Спят, спят.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
А все дети?
Спят, спят.
Используя игрушечных животных, можно организовать разные интересные для малыша и полезные для развития речи игры. Например:
Игра "Кто там?"
Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.
Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих – один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: мяу, ав-ав, пи-пи, и-го-го, му, ква-ква и др.), взрослый прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать, кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом – показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или словом-звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.
- Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.
Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.
- Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.
Игра продолжается с другими игрушками.
Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой. Сначала взрослый говорит за животных так, чтобы ребенок мог видеть его лицо и артикуляцию, в следующий раз произносит звуки за ширмой.
Игра "Птицы разговаривают"
Цель: развитие активной речи – самостоятельное употребление ребенком в речи звукоподражаний КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Оборудование: игрушки – курочка, петушок, утка и другие птицы.
Ход игры: Предложите малышу поиграть в птичек.
- Давай поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. КО-КО-КО – говорит курочка. КУ-КУ! КУ-КУ! – кричит кукушка. КРЯ-КРЯ-КРЯ! – крякает утка. КУ-КА-РЕ-КУ! – заливается петушок. ЧИК-ЧИРИК – чирикает воробышек. Вот и поговорили!
Побуждайте ребенка повторять за вами разговор птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы малыш произносил их на одном выдохе, не добирал во время произнесения воздух.
Аналогичным образом можно провести игру "На ферме", в которой мы побуждаем ребенка произносить звукоподражания домашних зверей – лошадь, корова, свинья, коза, овца.
Игра "Гости"
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышом «домик» из кубиков в виде загона (можно сделать домик из коробки или других подходящих материалов) и предложите поиграть в игру "Гости".
- Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) МЯУ! Кто же это, догадался? Правильно, КОШКА. Заходи, кошка, к нам в гости. Давай поговорим с кошкой на ее кошачьем языке: МЯУ!
- ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте ребенка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.
В описании игры предложены разнообразные персонажи, однако их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у малыша интереса, закончите игру. Такую игру можно повторять многократно.
Продолжать работу по развитию речи можно уже с использования картинок с изображениями животных. При этом картинки могут изображать не только животных и то, что они делают. К подбору картинок для игр с самыми маленькими также надо подойти внимательно: изображения животных должны быть доступны детскому восприятию – это простые изображения с четкими контурами и тщательно прорисованными характерными деталями, изображения стилизованы, то есть несколько упрощены. Это обусловлено именно особенностями детского восприятия: малыши лучше воспринимают простой рисунок, ведь реальное животное своим непредсказуемым поведением может напугать малыша, а изображение животного на фото или видео не всегда позволяет рассмотреть важные детали. Вот примеры изображений животных, которые можно с успехом использовать на занятиях с детьми раннего возраста:
Как работать с картинками?
Покажите ребенку картинку с изображением животного, назовите его и расскажите о нем (несколько простых фраз), особенно полезно употреблять во время рассказа звукоподражания – звуки, которые издает животное. Ниже в качестве примера даны некоторые примерные варианты словесного комментария к картинкам, изображающим домашних и диких животных нашей страны.
Домашние животные
Курочка: Это курочка. Курица клюет зёрнышки: "Клю-клю!" Курочка зовет цыплят: "Ко-ко-ко!". А маленькие цыплята отвечают: "Пи-пи-пи!"
Уточка: Вот утка. Уточка плавает в воде: "Буль-буль!" Зовет утка маленьких утят: "Кря-кря!"
Кошка: Жила-была мама-кошка. А вот её детки – пушистые котята. Котенок громко мяукает: "Мяу! Мяу!" Давай позовем кошечку: "Кис-кис!"
Собака: Это собака. Собачка охраняет дом. Она умеет лаять: "Гав! Гав!" и вилять хвостиком. У мамы-собаки есть маленькие щенки. Они весело играют и прыгают: "Прыг-прыг!"
Корова: Вот корова пасется на лугу. Вокруг сочная зеленая травка. Коровка жует вкусную траву и мычит: "Му! Му! Молока кому?"
Лошадка: Здесь лошадка. Она живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: "И-го-го!" Лошадка скачет и стучит копытами: "Скок-скок!"
Свинья: Жила-была мама-свинья. Свинка громко хрюкает: "Хрю-хрю!" А вот детки-поросята. Поросята играют в луже: "Плюх-плюх!"
Коза: На этой картинке коза. Коза говорит: "Ме!" У козы есть рога и копыта. А как зовут деток у козы? Козлята.
Дикие животные
Лиса: В лесу живет лиса. Она рыжая и пушистая. У лисы какой хвост? Длинный. Лиса хитрая и ловкая. Кого ловит лиса? Зайку.
Волк: Вот серый волк – зубами щелк. Он охотник. Страшный волк? Да, лучше не попадаться волку. По ночам волк воет: "У-у-у!"
Белка: Это что за пушистый зверек? Белка живет на дереве и умеет прыгать по веткам: "Прыг-скок!" Рыжая белочка любит орешки и шишки.
Ёжик: А это еж. Он никого не боится, потому что у него есть острые иголки.
Заяц: Вот зайчик. У зайца длинные уши и быстрые ноги. Он убегает от лисы и волка.
Медведь: Кто из лесных зверей любит сладкий мед? Медведь. Идет он по лесу и ревет: "Ы-ы-ы!" Мишка лохматый и косолапый. Он очень сильный.
Сова: Сова днем спит, а по ночам летает, зверей пугает. "Ух-ух!" - ухает сова.
Кукушка: Кукушка кричит: "Ку-ку!"
Продолжая занятия, можно изучать животных разных стран и морей: слон, жираф, бегемот, зебра, лев, тигр, кенгуру, попугай, пеликан, крокодил, удав, мартышка, кит, тюлень, пингвин и др.
Во время игры с картинками старайтесь быть эмоциональны и заразить своими положительными эмоциями малыша. Также используйте в игре стремление малыша подражать взрослому, повторять за ним слова и действия – ненавязчиво побуждайте ребенка к повторению звуков, слогов, слов и коротких фраз, а также некоторых характерных движений животных – попрыгать как зайчик, походить вразвалку как медведь, помахать крылышками как птичка, поскакать как лошадка и т.д.
Советую на материале животных постепенно и целенаправленно развивать, расширять и усложнять активную речь малыша. Например, изучение изображения коровы. Первый шаг – повторение ребенком звукоподражания "му". Второй шаг – повторение названия животного «корова». Следующие шаги – произнесение фраз разной степени сложности: "Это корова. Корова пасется. Коровка рогатая. Она дает молоко. Корова жует зеленую сочную траву". Советуем по этому же алгоритму изучать и изображения других животных.
Список литературы.
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2010. - 176с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.
3. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.
4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.
5. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2011 - 420 с.
6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.
7 Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 472 с.
8. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
9. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.
10. Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Е.А. Миронова. - М.: Педагогика, 2001.
11. Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86.
12. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- М: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 с.
13. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста
Конспект составлен с использованием игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"...
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста «Кто в гости пришел?»
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста «Кто в гости пришел?» Ходос П.В. Занятие «Кто в гости пришел?» Цель: Развивать устойчивость слуховоприя...
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста "Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года).Тема: «Дидактическое ...
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста на тему «Я Девочка. Я мальчик. Части тела»
Конспект образовательной ситуации, решающей задачи, познавательного и речевого развития детей раннего возраста ....
Методическая разработка конспекта по развитию речи у детей раннего возраста «Села птичка на окошко
Конспект занятия по развитию речи у детей раннего возраста «Села птичка на окошко...
Комплект конспектов по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.
Конспект занятия в группе раннего возраста «Коза-дереза к ребяткам в гости пришла».Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами малых фольклор...
Конспект по развитию речи для детей раннего возраста
Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя и отвечать на них. Задачи: Образовательные: Закреплять знание наименований частей тела курочки. Развивающие: Укреплять артикуляцио...