Азбука безопасности
методическая разработка (младшая группа)

Кружок "Азбука безопасности " 

Помогает детя узнать правила дорожного движегния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98 комбинированного вида»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  

ПРОГРАММА

«Азбука безопасности»

Направленность программы:

Социально-педагогическая

Возраст воспитанников:

                 младший  дошкольный возраст (3-4 лет)

Общее количество часов:

Срок реализации:1 год

Руководитель кружка:

Филина Лариса Алексеевна

                                                   

                                                    Саранск, 2023

                                            СОДЕРЖАНИЕ

    1.

Паспорт программы

3

    2.

Пояснительная записка

5

    3.

Учебно-тематический план

      9

    4.

Календарно-тематический план

12

    5.

Методическое обеспечение программы

15

    6.

Список литературы

17

ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука безопасности» (далее программа)

Руководитель программы:

Филина Лариса Алексеевна,воспитатель

Организация-исполнитель; Адрес организации исполнителя  

МДОУ «Детский сад №98»

г. Саранск, ул. Проспект 60 лет Октября, 24

Цель программы:

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольника в окружающей среде.

Направленность программы:

Социально-педагогическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы:

Уровень реализации программы:

 Адаптированная  

 Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы:

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация

образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты

- У  детей сформированы элементарные знания по правилам безопасности поведения в природе..

-  У детей сформированы первичные представления о некоторых видах транспортных средств, о машине, улице, дороге.

-  У детей развит познавательный интерес.

- Детей  знакомить  с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

                               

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА  

1.Направленность программы

Программа направлена на обеспечение безопасности детей 3-4 лет индивидуализация личности через сознание ребенком своих потребностей , возможностей и способностей: программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения ,опыта развитию общения детей .

2. Новизна.

В основе программы лежит психолого-педагогический подход , который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни ,специально подобранные сюжеты из художественной литературы ,мультфильмов дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3.Актуальность программы .

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.  Рабочая программа «Азбука безопасности» направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

  4.Отличительная особенность данной программы.

   Предполагает:  Программа  кружка по основам  безопасности жизнедеятельности воспитанников представляет собой тематическое изложение содержания кружка, включающего сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность, обучение правилам дорожного движения, личная безопасность),  об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях.

5. Педагогической целесообразностью программы.

Принципы и подходы реализации Программы

1. Познание и социализация, где дети знакомятся с явлениями природы, узнают о частях тела человека. Ознакомление с художественной литературой, где используются произведения познавательной направленности, стихи, потешки, сказки. 

2.Занятия физкультурно-музыкального цикла, где используются тематика, связанная с явлениями общественной жизни, с природным и предметным окружением.

3. Совместная деятельность педагога с детьми, через организациюигровой и театральной деятельности.

4. Развитие речи, где используется художественное слово, развивается монологическая речь при описании собственных работ и работ товарищей.

5.Ознакомление с окружающим, где расширяется кругозор детей в процессе рассматривания различных материалов, картин и т.д.

6. Цель программы.

Цель программы - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

7. Задачи программы.

          1.Образовательные (обучающие):

- Содействовать формированию элементарных навыков самосохранения у детей в экстремальных ситуациях;

 -Знакомить детей с дорожными знаками

           2. Развивающие:

- Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный

интеллект.

- развить мыслительные процессы.

           3. Воспитательные:

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 -  Формирование познавательных интересов по теме Программы и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 - Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

8. Возраст детей.

          Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

           -3-4года.

9. Срок реализации программы.

Один год-одноступенчатый образовательный процесс (с 1 октября 2023 по 15 мая 2024 г.)

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

-общее кол-во часов в год -32 занятия.

-периодичность занятий проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Знать:

          1. телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;

          2.  правила пользования телефоном;

          3.  правила пользования бытовыми электроприборами.

          Уметь:

          1.  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

         2.  планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

         3.  соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами;

        4 .  бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.

           Владеть:

1.Навыками исследовательской деятельности.

2.Необходимыми знаниями об объектах и их свойствах.

12. Форма подведения итогов.

1. Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, работа по картинкам, беседа с опорой на практический материал).

2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов-1 раз в год.


                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

Октябрь

1

«Дорога и ее элементы »

1

15

5

10

2

Беседа  «Правила поведения детей на улице»

1

15

5

10

3

Рисование «Наш город»

1

15

5

10

4

Составление рассказа из личного опыта «Как я с родителями ехал в гости»

1

15

5

10

Ноябрь

1

Улица полна неожиданностей

1

15

5

10

2

Просмотр видеофильма «Улица полна неожиданностей»

1

15

5

10

3

Рисование «Улица»

1

15

5

10

4

Беседа «Улица полна неожиданностей»

1

15

5

10

Декабрь

1

Чтение художественных произведений А.Северный «Светофор»  

1

15

5

10

2

Рисование « светофор на улицах города»

1

15

5

10

3

Просмотр мультфильма «Смешарики правила поведения на улице»

1

15

5

10

4

Художественная литература заучивание стихотворения «Вот городская улица …из книги «Азбука безопасности»

1

15

5

10

Январь

1

Дорожные знаки

1

15

5

10

2

Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков»

1

15

5

10

3

Рисование «Придумай и нарисуй свой дорожный знак»

1

15

5

10

4

Беседа «Что такое светофор»

1

15

5

10

Февраль

1

Сигналы регулировщика

1

15

5

10

2

Досуговое развлечение «Путешествие в страну знаков»

1

15

5

10

3

Рисование «Кому что говорят сигналы»

1

15

5

10

4

Беседа «Кто регулирует движения транспорта»

1

15

5

10

Март

1

Практические игры по правилам дорожного движения

1

15

5

10

2

Практическое занятие «Как пройти» учим правила играя

1

15

5

10

3

Уважайте светофор

1

15

5

10

4

Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в гости ,обьясни ему дорогу»

1

15

5

10

Апрель

1

Перекресток

1

15

5

10

2

Беседа «Сведения о дорогах»

1

15

5

10

3

Загадки «Отгадай дорожный знак»

1

15

5

10

4

Чтение художественных произведений ; Н.Кончаловский» «Самокат»

1

15

5

10

Май

1

Развлечение  «Знатоки дорожных знаков»

1

15

5

10

2

Игра –ситуация

«На дороге не играют»

1

15

5

10

3

Игра –ситуация

« Я светофор»

1

15

5

10

Итого за учебный год

31

465

155

310

 

                       

                               Календарно-тематический план

«Азбука безопасности»

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Октябрь

1

«Дорога и ее элементы »

Закрепить знания детей о понятии правилах дорожного движения.

2

Беседа  «Правила поведения детей на улице»

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице .

3

Рисование «Наш город»

Учить детей изображать свой город

4

Составление рассказа из личного опыта «Как я с родителями ехал в гости»

Научить  детей рассказывать по картинкам рассказы.

Ноябрь

1

Улица полна неожиданностей

 Учить детей слушать внимательно рассказы ..

2

Просмотр видеофильма

«Улица полна неожиданностей»

Что нас ожидает на улице.

3

Рисование

«Улица»

Научить изображать (дома, дороги, тратуары и т.д.)

4

Беседа

«Улица полна неожиданностей»

Разыгрывание ситуации.

Декабрь

1

Чтение художественных произведений А.Северный «Светофор»  

Знакомить детей с сигналами светофора .

2

Рисование

« Светофор на улицах города»

Научить определять сигналы светофора.

3

Просмотр мультфильма «Смешарики правила поведения на улице»

Закрепить знания детей о светофоре.

4

Художественная литература заучивание стихотворения «Вот городская улица …из книги «Азбука безопасности»

Учить самостоятельно пересказывать рассказ.

Январь

1

Дорожные знаки

Формирование представлений о дорожных знаках .

2

Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков»

Разыгрывание ситуации «Знакомство со знаками».

3

Рисование «Придумай и нарисуй свой дорожный знак»

Закрепления знаний детей о светофоре.

4

Беседа

«Что такое светофор»

Самостоятельный выбор детьми ,рисунка .

Февраль

1

Сигналы регулировщика

Знакомить детей с профессией полицейского.

2

Досуговое развлечение «Путешествие в страну знаков»

Кто такой регулировщик.

3

Рисование

 «Кому что говорят сигналы»

Изучение с детьми ,что означает сигналы светофора.

4

Беседа «Кто регулирует движения транспорта»

Ознакомить детей с транспортом.

Март

1

Практические игры по правилам дорожного движения

Закрепить ранее пройденное с детьми..

2

Практическое занятие

«Как пройти» учим правила играя

Учить детей как спросить у прохожего человека ,нужную дорогу.

3

Уважайте светофор

Рассказать детям о пользе светофора.

4

Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в гости «обьясни ему дорогу»

Вспомнить ранее изученные правила.

Апрель

1

Перекресток

Рассказать для чего и в каких ситуациях нужен перекресток.

2

Беседа

«Сведения о дорогах»

Правила поведения на дороге..

3

Загадки

«Отгадай дорожный знак»

Вспомнить пройденную тему.

4

Чтение художественных произведений ; Н.Кончаловский» «Самокат»

Напомнить детям ( как правильно вести себя на самокате.).

Май

1

Развлечение  «Знатоки дорожных знаков»

Вспоминаем пройденное .

2

Игра –ситуация

«На дороге не играют»

Повторение изученного

3

Игра –ситуация

« Я светофор»

Вспомнить пользу светофора.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Форма занятий планируемых по каждой теме или разделу:

Комбинированная (групповая работа и фронтальная)

2.Приёмы и методы организации.

Словесные:

-Объяснение,

     -рассказ,

     -беседа,

     -чтение.

Наглядные:

     -наблюдение,

     -демонстрация.

Практические:

     -Игра,

     -упражнения.

Музыкальное сопровождение.

Используемые методы:

-дают возможность почувствовать и услышать полноту окружающего мира;

-формируют эмоционально-положительное состояние;

Способствуют более эффективному восприятию и, как следствие, познавательному интересу.

Методы реализации программы

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности(метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности(рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

Информационно-рецептивный метод- предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

Репродуктивный метод– созданиеусловий для воспроизведения представлений и способов деятельности,        руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

Эвристический метод (частично-поисковый)– проблемная задача делится на части – проблемы, в решении        которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

Исследовательский метод- составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

                                 

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

2.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

3.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.

5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

6. Т.Ф. Саулина  Знакомим дошкольником с правилами дорожного движения.

7. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.

8. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.

9. А.Бочко Правила дорожного движения.

 

 

        

Работа с родителя

   

    Работа с детьми

          Договора

( заявления )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...