Образовательная деятельность "Зимушка - зима!"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Зимушка-зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара
Конспект образовательной деятельности
В подготовительной группе № 33
«Зимушка – зима!»
Подготовил: Нянькина О.В.
Самара 2023
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки. Углубить и конкретизировать представление детей о зимнем периоде,
Задачи:
#1054;бобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
#1055;ознакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания; узнавать образы зимы в звуках музыки, стихах, картинах художников;
3. Помочь получить эстетическое наслаждение от красоты природы в зимнюю пору;
4. Пробудить чувства восхищения природой, через произведения художников.
5. Учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, формировать речевое развитие.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
5. Рисование времен года.
Количество детей: групповое занятие
Оборудование:
для детей: предметные картинки с изображением зимы, опорные схемы.
для воспитателя: Мультимедийный экран, ноутбук, презентация «Зима», композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки», схемы предложения.
Приоритетная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Словарь: снегокат, пушистое одеяло, завьюжило, трескучий, снежная, ледяная, метелица, скользкая, морозит, метет, завывает, морозец, метелица.
Планируемые результаты: Активизация словаря по теме ОД, формирование эстетических представлений о творчестве художников, музыкантов, поэтов.
Методы и приемы:
Практические: лексические игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки.
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций.
Словесные: загадки, вопросы-ответы, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы собрались здесь, не просто так! Сегодня чудесный, удивительный день! Мы будем говорить о времени года зима.
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По-разному она поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт С. Есенин:
Ребёнок:
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает со звоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Воспитатель А вот как ласково, нежно, радостно обращается к зиме поэт Вяземский:
Ребёнок:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка;
Здравствуй матушка – зима!
А сейчас наши ребята расскажут стихи про зиму.
Дети рассказывают стихи.
Егор Нуждин, Василиса А., Руслан С. Лиза Д.
Дети садятся
В.: А сейчас, я предлагаю отправиться в виртуальную картинную галерею, но находится она в сказочном зимнем лесу!
- Чтобы попасть в лес, нужно пройти в волшебные ворота. «Кто в ворота пройдет, тот в зимний лес попадет» Пройти в ворота нам поможет игра Игра
«Отгадайка»
Воспитатель загадывает загадку, отвечая на неё ребенок получает снежинку и проходит в ворота.
Загадки
«Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?» (ответ – снег).
«После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга». (ответ – февраль).
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила». (ответ – зима).
«По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...» (ответ – снеговик).
Пройдя через ворота воспитатель берет корзинку, дети называют описательные признаки снежинки и кладут ее в корзинку.
- Вот и мы попали в зимний лес! Зимушка-зима приготовила для вас много сюрпризов, в своем сказочном владении!
Я хочу вас пригласить на виртуальную экскурсию в картинную галерею (это музей, где находятся картины знаменитых художников) и посмотреть, как русские художники в своих картинах изображали зиму.
Хочется отметить. Что русские художники очень любили писать зимние пейзажи. А кто – нибудь из вас знает что такое пейзаж? Послушайте стихотворение и вам сразу станет всё понятно:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
То подобная картина
Называется пейзаж.
Воспитатель: Так что такое пейзаж?
Дети: изображение природы в картинах.
Воспитатель: Пейзажи природы в картинах русских художников отражают тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним.
Сегодня я вас познакомлю с картинами русских художников, которые изображали зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличаются друг от друга ( просмотр презентации ).
Физминутка:
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам )
Чтобы носик не замерз, ( топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем ( Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. ( Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Давайте с вами послушаем как зиму увидел композитор Вивальди. Мы сейчас послушаем отрывок из его произведения «Зима». Только слушайте внимательно. А потом мне расскажите, какая может быть зима. (прослушивание музыки)
Какую вы услышали зиму? (высказывания детей)
Воспитатель: Да, ребята. Зима может быть совершенно разной. Мы с вами послушали как о зиме писали поэты и композиторы.
Игра «Подскажи словечко:
Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
А сейчас ребята, последнее задание от зимушки зимы, самое сложное, но выполнив его, она одарит вас подарочками! Я прочту вам небольшой рассказ , а потом вы самостоятельно попробуете составить рассказ по картинкам , изобразив его на схемах.
Как заяц зимой живет
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.
Физминутка музыкальная «Мороз – вьюга»
( дети с палочками в руках выполняют ритмичные движения под текст песни)
Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами попробуем составить рассказ самостоятельно.
Составление рассказа про зиму.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень вы порадовали Зимушку-зиму! Она вам подарочки приготовила!
Воспитатель подходит к елочке, берет корзинку с подарками, дарит детям. Вот и подошла пора возвращаться нам в группу. Дети проходят через волшебные ворота.
Дети садятся на стульчики.
Рефлексия.
Беседа: Что мы узнали о зиме, какая она бывает, почему нам нравится зима, какие бывают зимой развлечения.
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.
Примеры:
- Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
- Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
- Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
- Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
- Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (
Упражнение «А что вчера?»
Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
Сегодня снег падает, и вчера ...
Сегодня снег сверкает, и вчера ...
Сегодня снег тает, и вчера ...
Сегодня снег хрустит, и вчера ...
Сегодня снег идет, и вчера ...
Сегодня снег ложится, и вчера ...
Сегодня снег кружится, и вчера ..
- Ребята, вы много интересного узнали про зимующих птицах.
-Молодцы! Все правильно! Замерзли стоять ? Давайте поиграем и согреемся. Подвижная игра «Замри» 2 раза
- Молодцы, ребята! Согрелись? Мы же зимнем в лесу да, ребята? Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейка Зимою околдован, лес стоит…»
А нам в группу снова возвращаться! Давайте скажем «Кто в ворота пройдет, тот в детский сад попадет»
- Вот мы и в группе
Рефлексия
. – Понравилась вам зимняя прогулка? Что понравилось ребята? Что вы увидели в лесу? Что услышали ? Каким вы увидели лес?
- Сегодня, вы очень много потрудились, отвечали многими вопросами, молодцы ребята!!!
Игра «Сосчитай до 5»
Снеговик, варежка, снежок, пальто
(голосом выделяем окончания у существительных)
Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …
Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …
«Один – много»
Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.
снежинка – снежинки – много снежинок снег — снегов, много снега
лед — льдов, много льда звезда —
день — узор —
ночь — снеговик —
санки — буря —
вьюга — стужа —
холод — забава —
Физкультминутка «Я мороза не боюсь»:
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Что за звездочки резные
На пальто и на руке.
Все сквозные, расписные,
А возьмешь — вода в руке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЗИМА – КОЛДУНЬЯ К НАМ ПРИШЛА» ПО ТЕМЕ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ»
Конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Зимующие птицы».Образовательные области: «Коммуникация», «Ознакомление с окружающим»...
Образовательный проект "Зима"
Образовательный проект "Зима" содержит планирование по темам: Неделя доброты.Ах ты, Зимушка-Зима, снежная красавица!Животный мир полярных районов Земли.Зимние забавы.Безопасность поведения зимой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы»
Материал предназначен для детей 3-4 лет;формирует представление детей о птицах....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: "Зимующие птицы"
Знакомство с зимующими птицами, загадки о зимующих птицах. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", физминутка "Снегири". Стихотворение О.Высоцкой "Мастерица зима", стихотворение А.Яшина "Покормите птиц зим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зима в лесу" образовательная область "Познавательное развитие"
Конспект нод в средней группе...
Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»
Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»...