НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЗИМА – КОЛДУНЬЯ К НАМ ПРИШЛА» ПО ТЕМЕ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие детей в подготовительной группе | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ЗИМА – КОЛДУНЬЯ К НАМ ПРИШЛА»
ПО ТЕМЕ
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ НАД РЕЧЬЮ ДЕТЕЙ»
Продолжать комплексную работу по развитию всех компонентов речи:
Формировать навык звуко-слогового анализа, уточнять артикуляцию при произношении звука - з -;
Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие, мимику, ритм, ударение и интонацию речи;
Уточнять и расширять лексический запас, овладевать грамматическими категориями словоизменения и словообразования;
Устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, производить анализ состава предложения, формировать связность и четкость высказываний;
Продолжать работу по обучению элементам грамоты.
Материал:
Картина «Зимний лес», костюм Зимы, предметные картинки (гнездо, заяц, зимородок); буквенные кассы.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- «Какое сейчас время года?»
- «Любите ли вы Зиму?»
- «Почему вы любите Зиму?»
Психогимнастика «Угадайте, что я делаю?»
(Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. Дети повторяют движения)
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы - покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно - мы недовольны вьюгой.
(Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями)
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром пушинки».
(Зима.)
(Входит второй воспитатель в костюме Зимы)
- А вот и я — Зима.
Я к вам пришла,
Снег, вьюгу принесла.
-Как меня зовут? Давайте еще раз все вместе произнесем мое имя. Какой первый звук в моем имени? (Звук з'.) Моя подруга Вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (З-з-з-з-з.)
(Обозначение звуков з, з' цветовыми символами)
- Закройте глаза и послушайте слова. Если в слове будет звук з, вы хлопните в ладошки, а если услышите звук з' — поднимите руку.
- В моем зимнем царстве, снежном королевстве, среди ледяных гор можно услышать эхо. Давайте поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком з, а вы — с мягким звуков з': зы ... (зи), зу ... (зю), за ... (зя).
(Дети произносят слоги с разной силой голоса: тихо, умеренно, громко)
Зимушка говорит, что кроме вьюги и снега принесла детям льдинки (полосочки) и снежинки. Спрашивает, помнят ли дети сказку о мальчике и Снежной королеве, о том, как Кай выкладывал из льдинок слово «Вечность».
- Давайте и мы с вами поиграем в такую игру. Нам нужно обозначить слово «Зима». Что мы обозначаем льдинками-полосками? (Слова, слоги.) Разделите на слоги слово зима, обозначьте их льдинками-полосками, а звуки — снежинками.
Педагог: Интересную игру придумала для нас Зима-колдунья. Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.) Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу.
- В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.)
- Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.)
- Какие сапоги? (Зимние сапоги.)
- Какую шапку? (Зимнюю.)
(Дети имитируют процесс надевания шапки, сапог и другой зимней одежды)
- В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.) Чувствуете, какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом.) Давайте вдохнем его носом и выдохнем через рот. (Дети вдыхают и выдыхают несколько раз)
«Вот так, Зимушка-зима!
Все дороги замела!»
- Что сделала Зима с дорогами? Как можно сказать по- другому?
- А вот и лес!
(Выставляется картина «Зимний лес»)
- Что Зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.)
- Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.)
(Дети подбирают глаголы и прилагательные к существительным)
- Посмотрите, каких птиц вы видите в зимнем лесу? Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы.) Обратите внимание, из-под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь.) А здесь зимовье барсука, а рядом — ежа. Повторите похожие слова. (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима.) Это похожие, родственные слова.
Физкультминутка
Зима читает стихотворение:
Разыграйтесь, метели,
Гнитесь ниже, сосны, ели.
Все, что есть в моем лесу,
Все засыплю, занесу.
Мы ответим:
Не боимся мы пороши.
Любим снег — хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой — бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Игра «Кто знает»
- Что белка запасает на зиму? (Белка сушит грибы, запасает шишки.)
- Как одним словом это можно назвать? (Запасы.)
- Что бывает зимой на ваших окнах? (На окнах бывают снежные узоры.)
- Что стало с водой на озерах? (Вода в озерах замерзла.)
- А сейчас я скажу вам одно слово, а вы составьте предложение.
(Опорные слова для составления предложений: зайка, береза, поползень, зимует и т.д. Анализ одного-двух предложений. Подбор предложения к схеме)
Мы составляли слово «Зима» из снежинок и льдинок, а теперь давайте составим его из настоящих букв
- Какую букву надо заменить в слове Зима, чтобы получилось имя девочки - Зина? Чтобы получилось слово - Вина?
Итог занятия:
Зима: - Спасибо, ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими ответами. Мне было очень приятно повидать вас и поиграть с вами. Жаль, что наша встреча так быстро закончилась и приходится расставаться. До новых встреч, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1. Развив...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....
Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
laquo;Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышей.Задачи:Образовательные:Продолжать учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних ж...
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....