Проект "Покормим птиц"
методическая разработка (средняя группа)
В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormim_ptits.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проектной работы
Название проекта | Покормим птиц. Формирование первоначальных представлений о жизни зимующих птиц родного края. |
Авторы проекта | Воспитатель Замятина Софья Юрьевна |
Возраст участников | 3 – 4 года |
Срок реализации | Октябрь 2021 г. – апрель 2022 г. Представлен на методическом объединении воспитателей ДОУ г. |
Цель | Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни в холодное время года. |
Задачи |
|
Актуальность | В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. В Иркутской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Кормление голодных птиц вместе с детьми — очень важное и нужное педагогические мероприятие. Подрастающему человеку полезно усвоить, что мир велик и в нем все живые существа взаимодействуют, что ощущать себя добрым, заботливым и ответственным – приятно. |
Формы активизации | Наблюдения, беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, изготовление кормушек, сбор корма, проведение познавательных занятий |
Прогнозируемые результаты |
|
Результат |
|
Отчёт о реализации проекта «Покормим птиц. Формирование первоначальных представлений о жизни зимующих птиц родного края».
Работу над реализацией проекта начала в октябре. Именно в этот период выпал первый снег и наблюдая за изменениями в природе, дети пришли к выводу, что настало время подкармливать птиц. Так как подкармливать птиц необходимо в течении всего холодного периода, чтобы это мероприятие не стало разовой акцией, было принято решение продлить реализацию проекта до апреля, когда изменятся погодные условия и подкармливать птиц больше будет не надо.
В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы активизации детей.
Наблюдения:
∙ за птицами у кормушек;
∙ сравнение голубя и воробья;
∙ за птицами на территории детского сада;
∙ наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.
Дидактические игры:
∙ «Сложи птицу» (разрезные картинки). Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам.
∙ «Угадай птицу по описанию». Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц.
∙ «Узнай по голосу». Цель: упражнять детей в умении узнавать птиц их по голосу.
∙ «Меню птиц». Цель: формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какой корм им можно давать, а какой нельзя.
∙ «Сосчитай птиц». Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
∙ «Большой – маленький». Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Занятие. «Чем мы можем помочь птицам зимой». Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ручной труд «Съедобная кормушка». Цель: учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.
Труд в природе «Покормите птиц». Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Рисование «Красивая птичка». Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение.
Аппликация «Воробушки ищут корм», «Синица на ветке», «Снегирь». Цель: учить составлять изображения зимующих птиц из готовых частей. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования.
Лепка «Птицы на кормушке» (коллективная). Цель: формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 2 частей; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Книжка-раскраска «Зимующие птицы».
Подвижные игры
∙ «Воробушки и кот»;
∙ «Воробушки и автомобиль»;
∙ «Перелет птиц»;
∙ «Совушка».
Беседы.
∙ «Как живут птицы зимой?»;
∙ «Меню птиц»;
∙ «Кто заботится о птицах?»;
Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Чтение художественной литературы
- «Мать и кормилица» по Г. Скребицкому
- Ю. Дмитриев «Снегирь»
- «Весне навстречу» по Г. Скребицкому
- Н. И. Сладков «Сказка о зимующих и перелётных птицах». «Сказка о зиме и птицах».
- И. Тургенева «Воробей»
- Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
∙ М. Горький «Воробьишко»,
∙ В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ
Консультации для родителей: «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы». «Как и из чего можно сделать кормушку».
Детско-родительское творчество:
∙ Кормушки для птиц;
∙ Книжки-малышки «Зимующие птицы нашего края»;
- Выставка поделок «Зимующие птицы».
∙ Акция «Покормите птиц зимой!»
∙ Итоговое развлечение с участием родителей «Птицы зимой».
Во время прогулок, наблюдая за птицами, дети заметили, что птиц стало меньше. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и птицам стадо нечего есть. Мы решили птицам надо помогать.
Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, поведении. Заботясь о птицах, испытывали радость от осознания того, что, подкармливая птиц, могут спасти их от гибели. Выходя на прогулку, дети первым делом бежали к кормушке, рассматривали следы птиц, подсыпали корм, ждали, когда прилетят пернатые, чтобы полюбоваться на них.
Наблюдая за птицами, дети отмечали особенности их «характера» - синицы берут по одному зёрнышку и отлетают в сторону, воробьи клюют зёрна прямо в кормушке и только наевшись улетают, голуби ни с кем не хотят делиться.
Родители тоже оказались небезучастными в деле помощи нашим пернатым друзьям. Изготовили замечательные кормушки, регулярно приносили семечки. Ведь недостаточно сделать кормушки, надо иметь достаточное количество подходящего корма. Наблюдая за птицами, сделали вывод, что пшено едят голуби и воробьи, а синицы нет. Больше всего птицы любят семена подсолнечника. Благодаря помощи родителей в приобретении корма, каждую прогулку мы кормили птиц, помогли им пережить трудные времена.
Данная тема оказалась очень удачной для развития продуктивных видов деятельности. С помощью готовых форм разного цвета дети научились самостоятельно создавать образ разных птиц: из кругов (полукругов) разного цвета можно сложить воробья, синицу, снегиря, сказочную птицу. Научились хорошо скатывать шарики из пластилина, потому что с их помощью можно слепить птичку, добавив лишь несколько деталей.
Но главное, что у детей значительно обогатился словарный запас. Наблюдения за птицами, приносили малышам множество впечатлений, способствовали познанию мира. Гуляя, дети начинали задавать массу вопросов, многие из которых побуждали к мыслительному процессу, требовали выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Так дети узнали новые слова и понятия, которые скоро стали обязательными в их повседневной речи.
В результате работа по реализации проекта получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность помогла детям освоить новые знания и представления о зимующих птицах в соответствии с возрастными возможностями. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Родители воспитанников проявили живой интерес к реализации проекта, помогли в создании предметно-пространственной среды по теме проекта.
Заведующий ______________________ Л.С. Черкашина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....