Проект "Покормим птиц"
методическая разработка (средняя группа)

В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormim_ptits.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Название проекта

Покормим птиц. Формирование первоначальных представлений о жизни зимующих птиц родного края.

Авторы проекта

Воспитатель Замятина Софья Юрьевна

Возраст участников

3 – 4 года

Срок реализации

Октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

Представлен на методическом объединении воспитателей ДОУ г.

Цель

Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни в холодное время года.

Задачи

  • Расширить представление детей о зимующих птицах.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.
  • Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Привлечь внимание детей к проблемам сохранения природы.
  • Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Актуальность

В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. В Иркутской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Кормление голодных птиц вместе с детьми — очень важное и нужное педагогические мероприятие. Подрастающему человеку полезно усвоить, что мир велик и в нем все живые существа взаимодействуют, что ощущать себя добрым, заботливым и ответственным – приятно.

Формы активизации

Наблюдения, беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, изготовление кормушек, сбор корма, проведение познавательных занятий

Прогнозируемые результаты

  • Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;
  • Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря);
  • Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло);
  • Формирование заботливого отношения к птицам;
  • Активное участие родителей в реализации проекта (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Результат

  • Изготовление кормушек.
  • Пополнение предметно-пространственной среды художественной литературой, плакатами, книжками-раскрасками, книжками-малышками, иллюстрациями о жизни зимующих птиц.
  • Освоение новых знаний и представлений о зимующих птицах в соответствии с возрастными возможностями детей.

Отчёт о реализации проекта «Покормим птиц. Формирование первоначальных представлений о жизни зимующих птиц родного края».

Работу над реализацией проекта начала в октябре. Именно в этот период выпал первый снег и наблюдая за изменениями в природе, дети пришли к выводу, что настало время подкармливать птиц. Так как подкармливать птиц необходимо в течении всего холодного периода, чтобы это мероприятие не стало разовой акцией, было принято решение продлить реализацию проекта до апреля, когда изменятся погодные условия и подкармливать птиц больше будет не надо.

В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы активизации детей.

Наблюдения:

за птицами у кормушек;

сравнение голубя и воробья;

за птицами на территории детского сада;

наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.

Дидактические игры:

«Сложи птицу» (разрезные картинки). Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам.

«Угадай птицу по описанию». Цель: уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц.

«Узнай по голосу». Цель: упражнять детей в умении узнавать птиц их по голосу.

«Меню птиц». Цель: формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какой корм им можно давать, а какой нельзя.

«Сосчитай птиц». Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

«Большой – маленький». Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Занятие. «Чем мы можем помочь птицам зимой». Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ручной труд «Съедобная кормушка». Цель: учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.

Труд в природе «Покормите птиц». Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Рисование «Красивая птичка». Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение.

Аппликация «Воробушки ищут корм», «Синица на ветке», «Снегирь». Цель: учить составлять изображения зимующих птиц из готовых частей. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования.

Лепка «Птицы на кормушке» (коллективная). Цель: формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 2 частей; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Книжка-раскраска «Зимующие птицы».

Подвижные игры

«Воробушки и кот»;

«Воробушки и автомобиль»;

«Перелет птиц»;

«Совушка».

Беседы.

«Как живут птицы зимой?»;

«Меню птиц»;

«Кто заботится о птицах?»;

Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»

Чтение художественной литературы

  • «Мать и кормилица» по Г. Скребицкому
  • Ю. Дмитриев «Снегирь»
  • «Весне навстречу» по Г. Скребицкому
  • Н. И. Сладков «Сказка о зимующих и перелётных птицах». «Сказка о зиме и птицах».
  • И. Тургенева «Воробей»
  • Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»

М. Горький «Воробьишко»,

В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»,

Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ

Консультации для родителей: «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы». «Как и из чего можно сделать кормушку».

Детско-родительское творчество:

Кормушки для птиц;

Книжки-малышки «Зимующие птицы нашего края»;

  • Выставка поделок «Зимующие птицы».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Итоговое развлечение с участием родителей «Птицы зимой».

Во время прогулок, наблюдая за птицами, дети заметили, что птиц стало меньше. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений занесло снегом и птицам стадо нечего есть. Мы решили птицам надо помогать.

Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, поведении. Заботясь о птицах, испытывали радость от осознания того, что, подкармливая птиц, могут спасти их от гибели. Выходя на прогулку, дети первым делом бежали к кормушке, рассматривали следы птиц, подсыпали корм, ждали, когда прилетят пернатые, чтобы полюбоваться на них.

Наблюдая за птицами, дети отмечали особенности их «характера» - синицы берут по одному зёрнышку и отлетают в сторону, воробьи клюют зёрна прямо в кормушке и только наевшись улетают, голуби ни с кем не хотят делиться.

Родители тоже оказались небезучастными в деле помощи нашим пернатым друзьям. Изготовили замечательные кормушки, регулярно приносили семечки. Ведь недостаточно сделать кормушки, надо иметь достаточное количество подходящего корма. Наблюдая за птицами, сделали вывод, что пшено едят голуби и воробьи, а синицы нет. Больше всего птицы любят семена подсолнечника. Благодаря помощи родителей в приобретении корма, каждую прогулку мы кормили птиц, помогли им пережить трудные времена.

Данная тема оказалась очень удачной для развития продуктивных видов деятельности. С помощью готовых форм разного цвета дети научились самостоятельно создавать образ разных птиц: из кругов (полукругов) разного цвета можно сложить воробья, синицу, снегиря, сказочную птицу. Научились хорошо скатывать шарики из пластилина, потому что с их помощью можно слепить птичку, добавив лишь несколько деталей.

Но главное, что у детей значительно обогатился словарный запас. Наблюдения за птицами, приносили малышам множество впечатлений, способствовали познанию мира. Гуляя, дети начинали задавать массу вопросов, многие из которых побуждали к мыслительному процессу, требовали выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Так дети узнали новые слова и понятия, которые скоро стали обязательными в их повседневной речи.

В результате работа по реализации проекта получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность помогла детям освоить новые знания и представления о зимующих птицах в соответствии с возрастными возможностями. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Родители воспитанников проявили живой интерес к реализации проекта, помогли в создании предметно-пространственной среды по теме проекта.

Заведующий ______________________ Л.С. Черкашина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....