Поддержка детской игры в условиях ДОО с использованием маркеров игрового пространства
статья
Материал содержит информацию о маркерах в предметно-развивающем пространстве группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_igry_v_usloviyah_doo_s_ispolzovaniem_markerov_igrovogo_prostranstva.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской игры в условиях ДОО с использованием маркеров игрового пространства
Грамотно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе является важными необходимым условием в формировании игровой деятельности дошкольника.
В исследованиях И. Л. Кириллова и Н. А. Коротковой маркеры игрового пространства — это особый тип сюжетных игрушек, имеющих универсальный, политематический характер. Это своего рода знаки, представляющие собой предметы, указывающие на место событий, где разворачивается сюжет. Главное их преимущество, по сравнению с другим игровым оборудованием, заключается в том, что они могут быть практически чем угодно и обозначают игровое пространство так, как того пожелают играющие дети.
Короткова Надежда Александровна говорит об универсальных маркерах игрового пространства следующее: «Обеспечить гибкую, вариативную среду помогут универсальные маркеры игрового пространства (крупные объёмные модули, элементы напольных строительных наборов, невысокие трёхстворчатые ширмы, складные низкие пятистворчатые рамы-ширмы) и, конечно, многотемные макеты: макеты-модели (кукольный дом, дворец/крепость) и мозаичные макеты – карты (город, порт, остров, река). Универсальные маркеры позволяют отграничить пространство игры и в то же время не препятствуют сюжетному движению в силу своей мобильности, трансформируемости. Они в любой момент могут быть включены в новое игровое пространство или просто переобозначены в соответствии с вводимым сюжетным Событием, так как не несут на себе никакой собственной смысловой нагрузки – могут быть всем, чем угодно. *
Маркеры игрового пространства можно условно разделить:
маркеры пространства
маркеры роли
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, которые позволяют определить место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).
Важно предусмотреть многофункциональность маркеров, это позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных игровых сюжетов, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства группы. Кроме того, многофункциональные маркеры игрового пространства очень удобны в использовании, т.к. не занимают много места при хранении. Маркеры пространства бывают настольные и напольные.
Настольные игровые маркеры или мини-маркеры (например, город, дорога, лес, дом) очень удобны:
- с ними можно играть за столом, используя мелкие игрушки, машинками, конструктором и т. д.
- они могут использоваться для игры одним ребенком или в паре;
- они мобильны, легко переносится в пределах группы.
Основные требование к изображениям на мини-маркерах:
• должны быть узнаваемы детьми
• отсутствие большого количества мелких деталей.
В качестве напольного маркера пространства в группе хорошо подойдут ширмы. Ширмы – это важный предмет в игре и в зонировании пространства группы. Грамотное зонирование в группе дает возможность построения непересекающихся сфер активности детей и одновременно способствуют развитию игрового сюжета. Съемные полотна ширмы дают возможность менять как цветовое, так и содержательное наполнение в зависимости от игровых действий ребенка.
Напольный маркер многофункционален – его удобно использовать не только как ширму для игр, но и как дидактическое пособие. Можно использовать в совместной деятельности и в качестве декорации к театрализованной деятельности.
Помимо ширм, материалом для обозначения пространства, могут служить чехлы и накидки на столы и стулья.
Маркеры роли – специфические предметы, которые обозначают игровые роли и призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Важная функция маркеров роли – это «узнаваемость» для партнера. Для детей маркер очень привлекателен: он понятен для них и даёт возможность быть в игре именно тем, кем он желает быть. Важное условие, все маркеры роли должны быть одинаково привлекательны и разнообразны.
Маркеры роли активно используют дети младшего дошкольного возраста в своей игровой деятельности, для них это что-то вроде постоянного напоминания, кем он сейчас является, причем не только для самого ребенка, сколько для играющих рядом детей, которые видят его образ, и его действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"
Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
laquo;Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»...
«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна....
Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает н...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Супермаркет" ( с использованием маркера игрового пространства)
Конспект сюжетно-ролевой игры "Супермаркет" для детей старшей группы с использованием маркера игрового пространства....