Поддержка детской игры в условиях ДОО с использованием маркеров игрового пространства
статья

Лопырева Ольга

 Материал содержит информацию о  маркерах в предметно-развивающем пространстве группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской игры в условиях ДОО с использованием маркеров игрового пространства

Грамотно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе является важными необходимым условием в формировании игровой деятельности дошкольника.

В исследованиях И. Л. Кириллова и Н. А. Коротковой маркеры игрового пространства — это особый тип сюжетных игрушек, имеющих универсальный, политематический характер. Это своего рода знаки, представляющие собой предметы, указывающие на место событий, где разворачивается сюжет. Главное их преимущество, по сравнению с другим игровым оборудованием, заключается в том, что они могут быть практически чем угодно и обозначают игровое пространство так, как того пожелают играющие дети.

Короткова Надежда Александровна говорит об универсальных маркерах игрового пространства следующее: «Обеспечить гибкую, вариативную среду помогут универсальные маркеры игрового пространства (крупные объёмные модули, элементы напольных строительных наборов, невысокие трёхстворчатые ширмы, складные низкие пятистворчатые рамы-ширмы) и, конечно, многотемные макеты: макеты-модели (кукольный дом, дворец/крепость) и мозаичные макеты – карты (город, порт, остров, река). Универсальные маркеры позволяют отграничить пространство игры и в то же время не препятствуют сюжетному движению в силу своей мобильности, трансформируемости. Они в любой момент могут быть включены в новое игровое пространство или просто переобозначены в соответствии с вводимым сюжетным Событием, так как не несут на себе никакой собственной смысловой нагрузки – могут быть всем, чем угодно. *

Маркеры игрового пространства можно условно разделить:

маркеры пространства

маркеры роли

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, которые позволяют определить место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).

Важно предусмотреть многофункциональность маркеров, это позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных игровых сюжетов, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства группы. Кроме того, многофункциональные маркеры игрового пространства очень удобны в использовании, т.к. не занимают много места при хранении. Маркеры пространства бывают настольные и напольные.

Настольные игровые маркеры или мини-маркеры (например, город, дорога, лес, дом) очень удобны:

  • с ними можно играть за столом, используя мелкие игрушки, машинками, конструктором и т. д.
  • они могут использоваться для игры одним ребенком или в паре;
  • они мобильны, легко переносится в пределах группы.

Основные требование к изображениям на мини-маркерах:

• должны быть узнаваемы детьми

• отсутствие большого количества мелких деталей.

В качестве напольного маркера пространства в группе хорошо подойдут ширмы. Ширмы – это важный предмет в игре и в зонировании пространства группы. Грамотное зонирование в группе дает возможность построения непересекающихся сфер активности детей и одновременно способствуют развитию игрового сюжета. Съемные полотна ширмы дают возможность менять как цветовое, так и содержательное наполнение в зависимости от игровых действий ребенка.

Напольный маркер многофункционален – его удобно использовать не только как ширму для игр, но и как дидактическое пособие. Можно использовать в совместной деятельности и в качестве декорации к театрализованной деятельности.

Помимо ширм, материалом для обозначения пространства, могут служить чехлы и накидки на столы и стулья.

Маркеры роли – специфические предметы, которые обозначают игровые роли и призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Важная функция маркеров роли – это «узнаваемость» для партнера. Для детей маркер очень привлекателен: он понятен для них и даёт возможность быть в игре именно тем, кем он желает быть. Важное условие, все маркеры роли должны быть одинаково привлекательны и разнообразны.

Маркеры роли активно используют дети младшего дошкольного возраста в своей игровой деятельности, для них это что-то вроде постоянного напоминания, кем он сейчас является, причем не только для самого ребенка, сколько для играющих рядом детей, которые видят его образ, и его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕРОВ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

laquo;Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде  ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Супермаркет" ( с использованием маркера игрового пространства)

Конспект сюжетно-ролевой игры "Супермаркет" для детей старшей группы с использованием маркера игрового пространства....