Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»
консультация (подготовительная группа)

Голотова Ольга Александровна

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_markerov.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

Если посмотреть на тему нашей консультации, то можно заметить, что разговор опять пойдёт о Развитии игровой деятельности детей.   И ведь неспроста!  Ведь игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. 

В А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Одним из основных принципов нового федерального государственного образовательного стандарта является осуществление образовательной деятельности прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

        При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. 

        На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Давайте вспомним требования к предметно-развивающей среде в условиях реализации ФГОС: оптимальность, целостность, многофункциональность, трансформируемость, вариативность и разнообразие игр. Всем этим требованиям и отвечает использование в игровой деятельности детей макетов и маркеров игрового пространства.

Предлагаем вам более подробно разобраться в этих понятиях. Итак, Макет – уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Макеты игрового пространства бывают двух типов:

1.Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец);

2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).

        Маркеры игрового пространства – игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которой разворачивается сюжет (игра).

Остановимся поподробнее на технологии макетирования. Задачи, которые должны решаться при использовании этой технологии это:

  • -воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и
  • интереса к процессу макетирования;
  • -способствование самостоятельному выбору детьми художественных
  • материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла в
  • процессе изготовления макета;
  • -создание условий для свободного экспериментирования с
  • художественными материалами и техниками;
  • -формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
  • -обучение детей придумыванию новых сюжетов;
  • -обеспечение участия семья в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

        Макет должен отвечать следующим требованиям: доступен дошкольникам для игры, эстетически оформлен; безопасен; устойчив; удобен в обращении.

Виды макетов:

  • Настенный
  • Напольный
  • Настольный
  • Подиумный

         Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1. Подготовка и сбор информации и материала для создания макета. Обогащение личного опыта детей - проведение бесед; чтение художественной литературы; рассматривание репродукций картин, иллюстраций; прогулки, экскурсии.

2. Разработка и изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. При изготовлении макета дети уточняют, расширяют и систематизируют представления о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы.

Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности. Используется бумага, картон, проволока, пластилин, соленое тесто, природный и бросовый материал.

3. Непосредственно игровая деятельность в игровом поле макета.
Игровое пространство дополнено новым материалом (используем предметы-заместители); вместе с воспитанниками придумываем рассказы, сказки, которые служат игровыми сюжетами
         Также в процессе работы с макетами закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, геометрические формы и др.

Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя

детское творчество. 
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждый этап работы с макетами обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

Если с макетами мы с вами так или иначе встречались в своей профессиональной деятельности, то такое понятие, как маркеры игрового пространства несколько новое для нас понятие. Даже в Интернете недостаточно информации, освещающей данный вопрос.

Напомню, что маркеры игрового пространства – игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которой разворачивается сюжет (игра).

Разработали и внедрили в свою работу эту технологию учителя-логопеды Санкт-Петербурга Денисова Татьяна Владимировна и Болдышева Елена Сергеевна.

Для их изготовления           понадобятся современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейка и карандаш. Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: сине-белый из 10 прямоугольников, зелёный из 8 прямоугольников и ширма из 3 больших прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: из разноцветных прямоугольников получился маркер: «карусель», «домино».

Используя маркер зелёного цвета, мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажёр. Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:

«Какие деревья растут в лесу?»

«С какого дерева слетел листок?»

«Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»

«Какие ягодки в корзинке у Мишки?» и т.д.

Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нём в морское путешествие.

Отрабатываются лексические темы «Обитателей морей и океанов», «Речные рыбы», «Животные жарких стран», «Профессии на корабле».

Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д.), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т.д.

Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?»

        В любой момент корабль или лодка может превратиться в самолёт или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера».

        А можно полетать над городом Санкт-Петербург и разглядеть музей под открытым небом.

        Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный –Уран. на мягкий согласный – Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твёрдый согласный – Марс, Плутон.

        Маркер жёлто-красного цвета трансформируется в дом, отрабатывается речевой материал по теме: «Семья».

Если повесим табличку «Касса», «Театр» можно отработать связную речь, диалогическую и монологическую речь, слоговую структуру сложных слов, автоматизировать поставленные звуки, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Театр может быть теневой, перчаточный, бибабо, с использованием масок и другие.

Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик» получается из маркера зелёного цвета (кузов) и маркера жёлто-красного цвета (кабина).

Конечно, существует множество других, более простых маркеров, сделанных своими руками.

 Работа по созданию макетов и маркеров также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов и маркеров в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Свободная сюжетная игра (другими словами, не навязанная педагогом) — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности в уголке «Кухня» с использованием нестандартного игрового оборудования

Цель: Формировать первичные представления о продуктах питания и труде повара.Задачи:• Знакомиться с блюдами, которые кушает человек и способами их приготовления;• Закреплять полученные ...

Консультация "Развитие коммуникативных навыков детей 3 - 4 лет в процессе игровой деятельности".

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его д...

Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это тот период,  когда ребенок  усиленно  растет и  развивается, когда он  приобретает первые  знания.  Поэтому очень  важно помочь ...

Проект «Что за прелесть эти сказки» . «Развитие речи детей 3-4 лет через театрально-игровую деятельность (по средствам фольклора)»

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно -ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя м...

Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК"Мозаичный парк"

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитыват...

Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»

В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...