Деловая игра
методическая разработка

Зайцева Лариса Александровна

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Деловая игра

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

http://www.100book.ru/b1727506.jpg

                                                                                       

Воспитатель:

 

                                            Уважаемые педагоги!

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

 Д.С. Лихачев

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Каким образом необходимо приобщать ребёнка дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого  народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, игры и т.д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В – четвёртых, взаимодействовать вместе с семьей. Основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья.

Цели и задачи деловой игры.

Цель:

 - Развитие  патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре.

Задачи:                                                                                                                                                -    -Создать развивающую среду, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты,  любознательности, любви к родной культуре;                                                                                                                                            -  Приобщить  детей к традициям  народной культуры, знакомить  детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной   культуры;                                          -   Широко использовать фольклор во всех его проявлениях  (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.);

- Создать  партнёрские  отношения  с семьёй  по приобщению  детей  к  истокам  русской  народной  культуры.

 Сейчас я хочу предложить вам мозговой штурм-разминку: выполните задание                                     Узнайте по иллюстрации  потешку, сказку, былину.

Следующее задание: Педагогический тренинг

(ответы: 1 щелчок)

 1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности? (необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков).

3.  Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой. (Создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.), знакомство с народным искусством и  русскими народными играми, проведение традиционных народных праздников, проведение систематических интегрированных занятий-игр).

 4. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (праздники народного календаря, народные игры, с их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки ценили домашний очаг, семью, мать и материнство. Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к русскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей Родине, к своему народу, его культуре).

Загадки на тему «Предметы русской старины».

(ответы: 1 щелчок, кадка: 2 щелчка)

 Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)

 В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)

 Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)

Следующий этап деловой игры – задание: Ответь на вопрос

А сейчас я попрошу аудиторию разделиться на 2 команды.

Каждой команде задаётся  вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный.

(ответ: 2 щелчка)

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

1. Зимой    2. Летом       3. Осенью.     4. Весной

(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит соко-движения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась)

(ответ: 2 щелчка)

Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?

           1. Печь       2. Стол         3. Лавку         4. Сундук

(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него)

 (ответ: 2 щелчка)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

1. Ель       2 Берёзу       3 Дуб     4. Иву

(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии)

( ответ: 2 щелчка)

Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи? .  

1 Подоплёка       2 Ластовица      3  Понёва       4 Епанечка

(В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя трудовой пот, а когда изнашивалась- её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи).

Теперь каждой команде я хочу предложить разгадать кроссворды.

(Раздать листы с кроссвордами).

Проверить результаты кроссворда.

В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. Хочу поблагодарить участников деловой игры за работу, пожелать дальнейших творческих успехов в духовно нравственном воспитании наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...