Деловая игра
методическая разработка
О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_priobshchenie_doshkolnikov_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 129.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа
Деловая игра
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитатель:
Уважаемые педагоги!
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Д.С. Лихачев
О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Каким образом необходимо приобщать ребёнка дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, игры и т.д.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
В – четвёртых, взаимодействовать вместе с семьей. Основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья.
Цели и задачи деловой игры.
Цель:
- Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре.
Задачи: - -Создать развивающую среду, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности, любви к родной культуре; - Приобщить детей к традициям народной культуры, знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры; - Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.);
- Создать партнёрские отношения с семьёй по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Сейчас я хочу предложить вам мозговой штурм-разминку: выполните задание Узнайте по иллюстрации потешку, сказку, былину.
Следующее задание: Педагогический тренинг
(ответы: 1 щелчок)
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности? (необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков).
3. Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой. (Создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.), знакомство с народным искусством и русскими народными играми, проведение традиционных народных праздников, проведение систематических интегрированных занятий-игр).
4. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (праздники народного календаря, народные игры, с их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки ценили домашний очаг, семью, мать и материнство. Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к русскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей Родине, к своему народу, его культуре).
Загадки на тему «Предметы русской старины».
(ответы: 1 щелчок, кадка: 2 щелчка)
Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)
В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)
Следующий этап деловой игры – задание: Ответь на вопрос
А сейчас я попрошу аудиторию разделиться на 2 команды.
Каждой команде задаётся вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный.
(ответ: 2 щелчка)
В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?
1. Зимой 2. Летом 3. Осенью. 4. Весной
(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит соко-движения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась)
(ответ: 2 щелчка)
Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?
1. Печь 2. Стол 3. Лавку 4. Сундук
(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него)
(ответ: 2 щелчка)
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
1. Ель 2 Берёзу 3 Дуб 4. Иву
(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии)
( ответ: 2 щелчка)
Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи? .
1 Подоплёка 2 Ластовица 3 Понёва 4 Епанечка
(В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя трудовой пот, а когда изнашивалась- её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи).
Теперь каждой команде я хочу предложить разгадать кроссворды.
(Раздать листы с кроссвордами).
Проверить результаты кроссворда.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. Хочу поблагодарить участников деловой игры за работу, пожелать дальнейших творческих успехов в духовно нравственном воспитании наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...