программа по пластилинографии средняя группа доу
методическая разработка (средняя группа)
план разработан для педагогов доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmampo_plastilinografii_srednyaya_gruppa.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать , расстегивать застежки ,молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать
Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
- Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
- Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
- Изобразительной методики О.Ю Тихомировой, Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина»
Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Педагогические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный год
2. Развивать по средством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук
3. Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста
4. Провести анализ эффективности проделанной работы
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
- наглядности;
- доступности;
- последовательности и постепенности;
- активности;
- систематичности;
- научности и достоверности;
- сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Развитие связной речи.
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе
Методы и приемы работы:
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- игровые приемы;
- рассматривание и обсуждение;
- показ технических приемов;
- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
- использование сюрпризных моментов;
- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
- подгрупповая
- индивидуальная
- парная
Предполагаемый результат обучения:
- У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
- Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
- Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
- Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
- Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
- Радуются полученному результату.
- Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут
Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)
Работа кружка рассчитана на один учебный год
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Диагностика развития мелкой моторики рук
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Пояснительная записка
Актуальность.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Программа работы кружка пластилинографии «Весёлый комочек» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Цель работы:
Развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
- закреплять умение работать на заданном пространстве;
- закрепить приёмы лепки;
- развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать внимание, памяти, речи, мышления;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми:
• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
• изучение методических рекомендаций;
• создание условий для проведения кружковой работы;
• подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Сентябрь
«Воздушные шары»
- Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
- Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать эстетическое и образное восприятие.
«Бусы для Люси»
- Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
- Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
- Закреплять знания о цвете.
- Развивать чувство ритма.
Октябрь
«Чудо-грибочки»
- Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
- Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
- Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
«Осеннее дерево»
- Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
- Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
- Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
Ноябрь
«Птичка»
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
«Ёжик»
- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
- Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
- Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Декабрь
«Снеговик»
- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
- Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
- Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
- Развивать интерес к работе.
Январь
«Украсим Кате чашку»
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
- Закрепить знания о цветах.
«Рыбки в аквариуме»
- Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
- Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
Февраль
«Украсим торт»
- Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
- Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
- Вызывать радость от проделанной работы.
- Развивать согласованность в работе обеих рук
- Воспитывать аккуратность.
«Мышка-норушка и золотое яичко»
- Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
- Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями рук.
- Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
- Развивать сюжетно-игровой замысел.
Март
«Веточка мимозы в подарок маме»
- Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
- Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
«Украсим туфельку»
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Апрель
«Самолёт летит»
- Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
- Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
- Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
- Закрепить знания о голубом и синем цветах
«Разноцветный светофорчик».
- Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
«Черепаха»
- Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
- Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
- Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Май
«Цветик-семицветик»
- Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
- Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
- Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
- Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
- Закреплять знания об основных цветах спектра.
«Радуга-дуга»
- Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
- Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
- Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по пластилинографии средний возраст
В результате освоения простейших работ с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание – появляются предпосылки к созданию сложных лепных композиций ...
Мастер-класс по пластилинографии (средняя группа)
Познакомить родителей с приёмом лепки - пластилинография, научить использовать полученные знания и умения в занятиях с детьми дома....
Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа
Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...
Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии....
Отчёт по программе саморазвития педагога Зинченко Е.И. за 2017-2018 уч.год По теме : «Развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию» (средняя группа)
В данной программе представленна реализация работы за год, успехи, неудачи, диагностика о полученных результатах...
Рабочая программа по пластилинографии средняя группа.
Наиболее интереснымм и занимательным для развития мелкой моторики рук, считаю это пластилинография. Образовательначя деятельность по пластилинографии предоставляет неиссякаемые возможности для в...
Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...