программа по пластилинографии средняя группа доу
методическая разработка (средняя группа)

 план разработан для педагогов доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmampo_plastilinografii_srednyaya_gruppa.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать , расстегивать застежки ,молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать

Программа «Волшебные пальчики» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:

  • Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
  • Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
  • Изобразительной методики О.Ю Тихомировой, Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина»

Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Педагогические задачи:

1. Разработать перспективный план работы кружка «Волшебные пальчики» с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный год

2. Развивать по средством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук

3. Способствовать художественно – творческому развитию детей среднего дошкольного возраста

4. Провести анализ эффективности проделанной работы

Цель программы:

1. Заинтересовать детей лепкой

2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

  • наглядности;
  • доступности;
  • последовательности и постепенности;
  • активности;
  • систематичности;
  • научности и достоверности;
  • сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 20 минут

Возраст детей: 4- 5 лет (средняя группа)

Работа кружка рассчитана на один учебный год

Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Волшебные пальчики»

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.

Диагностика развития мелкой моторики рук

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Пояснительная записка

Актуальность.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Программа работы кружка пластилинографии «Весёлый комочек» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Цель работы:

Развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

  • формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
  • закреплять умение работать на заданном пространстве;
  • закрепить приёмы лепки;
  • развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
  • развивать внимание, памяти, речи, мышления;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Этапы кружковой работы с детьми:

• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

• изучение методических рекомендаций;

• создание условий для проведения кружковой работы;

• подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал:

1. Плотный цветной картон.

2. Цветной пластилин.

3. Доска для лепки.

4. Салфетка для рук.

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

Сентябрь

«Воздушные шары»

  • Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
  • Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы для Люси»

  • Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
  • Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
  • Закреплять знания о цвете.
  • Развивать чувство ритма.

Октябрь

«Чудо-грибочки»

  • Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
  • Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
  • Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

«Осеннее дерево»

  • Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
  • Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
  • Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
  • Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

Ноябрь

«Птичка»

  • Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
  • Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  • Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик»

  • Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  • Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  • Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь

«Снеговик»

  • Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
  • Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
  • Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

  • Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
  • Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
  • Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
  • Развивать интерес к работе.

Январь

«Украсим Кате чашку»

  • Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  • Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  • Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  • Закрепить знания о цветах.

«Рыбки в аквариуме»

  • Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
  • Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  • Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
  • Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

«Украсим торт»

  • Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
  • Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
  • Вызывать радость от проделанной работы.
  • Развивать согласованность в работе обеих рук
  • Воспитывать аккуратность.

«Мышка-норушка и золотое яичко»

  • Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
  • Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями рук.
  • Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
  • Развивать сюжетно-игровой замысел.

Март

«Веточка мимозы в подарок маме»

  • Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
  • Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
  • Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Украсим туфельку»

  • Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  • Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  • Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Апрель

«Самолёт летит»

  • Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
  • Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
  • Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
  • Закрепить знания о голубом и синем цветах

«Разноцветный светофорчик».

  • Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
  • Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
  • Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  • Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Черепаха»

  • Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
  • Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
  • Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
  • Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Май

«Цветик-семицветик»

  • Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
  • Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
  • Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
  • Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
  • Закреплять знания об основных цветах спектра.

«Радуга-дуга»

  • Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
  • Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
  • Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
  • Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по пластилинографии средний возраст

В результате освоения простейших работ с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание – появляются предпосылки к созданию сложных лепных композиций ...

Мастер-класс по пластилинографии (средняя группа)

    Познакомить родителей с приёмом лепки  - пластилинография,  научить использовать полученные знания и умения в занятиях с детьми  дома....

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей  4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук  посредством пластилинографии....

Отчёт по программе саморазвития педагога Зинченко Е.И. за 2017-2018 уч.год По теме : «Развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию» (средняя группа)

В данной программе представленна реализация  работы за год, успехи, неудачи, диагностика о полученных результатах...

Рабочая программа по пластилинографии средняя группа.

Наиболее интереснымм  и занимательным для развития мелкой моторики рук, считаю это пластилинография. Образовательначя деятельность по пластилинографии предоставляет неиссякаемые возможности для в...

Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...