Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка по пластилинографии

«Пластилиновое чудо

(для детей 4-5 лет)

                                                                       Руководитель: воспитатель

                                                                    Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Содержание

  1. Целевой раздел____________________________________________________________________________________________________3

- пояснительная записка: актуальность, цели и задачи______________________________________________________________________3

- новизна____________________________________________________________________________________________________________5

       - основные приемы в пластилинографии_________________________________________________________________________________5

-мониторинг_________________________________________________________________________________________________________6

  1. Содержательный раздел____________________________________________________________________________________________8

- содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям

 «Познавательное развитие»_______________________________________________________________________________________ 8

 «Речевое развитие»______________________________________________________________________________________________8

 «Физическое развитие»__________________________________________________________________________________________ 8

 «Социально – коммуникативное развитие»__________________________________________________________________________8

 «Художественно – эстетическое развитие»__________________________________________________________________________9

           - этапы работы____________________________________________________________________________________________________9

           - работа с родителями______________________________________________________________________________________________10

     - рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

3. Организационный раздел__________________________________________________________________________________________10

   -режим работы кружка и совместная деятельность педагога с детьми_______________________________________________________10

         -комплексно – тематическое планирование_____________________________________________________________________________11

-методическое обеспечение совместной деятельности педагога с детьми____________________________________________________30

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность

                                              «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                   В.А. Сухомлинский

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делать это самым эффективным и безотказным способом- все нужно увидеть, услышать, пощупать руками, попробовать на зуб. Ребёнок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои  творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

     В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных способностей и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

     Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идеей которого является рисование картин пластилином – пластилинография.

     Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

      Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки), также используется бисер, семена растений, перья, макаронные изделия, природные материалы, ватные палочки, пластиковые ложки и т.д.

       Данная техника хороша тем, что доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь результатов и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

       Занятие пластилинографией способствует интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребёнка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятие пластилинографией способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу, доводить её до конца.

      Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованные, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

      Обучение пластилинографии проводится второй год. Первый год обучения был во второй младшей группе (возраст 3-4 года). За первый год обучения было проведено 32 занятия.

Цель 1 года обучения: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи были поставлены следующие:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило  на последующих занятиях.

Цели и задачи второго года обучения

      Цель 2 –го года обучения: Формирование у детей среднего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии.

     Задачи 2-го года обучения:

- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- освоить основные приёмы применения пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный);

- закрепить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;

- продолжать формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;

- продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- формировать художественно-эстетический вкус детей.

Решаются разнообразные технические и воспитательные задачи

- научиться не выходить за контур рисунка;

- продолжать учиться пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- продолжать учиться использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ использовать вспомогательные предметы (перья, макаронные изделия и т. д.)

- научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться аккуратно выполнять свои работы

- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- продолжать учить действовать по образцу воспитателя, словесному указанию воспитателя.

Новизна

     При разработке данной программы отбирались наиболее интересные и доступные темы, которые смогли бы завлечь ребёнка, помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Для решения поставленных задач на занятиях максимально используются анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

    Образовательная деятельность проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности –речевой и поведенческой. Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Основные приёмы в пластилинографии

Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание – кусочек пластилина е=кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей –выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание – наиболее применяемый приём – для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов (трубочек, зубчатых колесиков, карандашей и т.д.)

Прищипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Мониторинг

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Педагог оценивает следующие параметры:

  1. Творческая активность

а) повышенный интерес, творческая активность – высокий уровень

б) ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога – средний уровень

в) ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

   2. Сенсорные способности

а) форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения – высокий уровень.

б) есть незначительные искажения, отступления от цвета – средний уровень

в) форма не улается, безразличие к цвету, одноцветность.

   3. Композиция

а) по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами – высокий уровень.

б) на полосе листа с незначительными элементами – средний уровень

в) пропорциональность не продумана, носит случайный характер – низкий уровень

  4. Общая ручная умелость

а) хорошо развита моторика рук, аккуратность – высокий уровень.

б) ручная умелость развита – средний уровень.

в) слабо развита моторика рук, требуется помощь -  низкий уровень.

  5. Самостоятельность.

а) выполняет задание самостоятельно, без помощи, умеет планировать свои действия, выбирает выразительное действие, доводит начатое действие до конца – высокий уровень.

б) требуется незначительная помощь – средний уровень.

в) выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция – низкий уровень.

  6. Показатели технических навыков

- раскатывание

а) выполняет самостоятельно – высокий уровень.

б) требуется незначительная помощь – средний уровень.

в) выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- сплющивание

а) выполняет самостоятельно – высокий уровень.

б) требуется незначительная помощь – средний уровень.

в) выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

- размазывание

а) выполняет самостоятельно – высокий уровень.

б) требуется незначительная помощь – средний уровень.

в) выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

2.Содержательный раздел

Содержание работы по 5 образовательным областям

Познавательное развитие.

Задачи:

  • Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;
  • Выделять форму в объектах;

Речевое развитие.

Задачи:

  • Обогащение пассивного и активного словаря.
  • Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

  • - профилактика нарушений психофизического развития детей.
  • Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
  • Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

  • Формировать элементарные способы сотрудничества.
  • Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.
  • Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Этапы работы

Работа по формированию навыков пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть: организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей)

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объекта изображения по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве.

Основная часть: определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения. Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть: подведение итогов занятия. Обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми и педагогом.

Работа с родителями

- в рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилинография» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников;

- организована систематическая работа родительского комитета;

- рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы для образовательного процесса;

- разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с различными категориями родителей. Взаимодействие направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений;

- Организуются разные формы работы с родителями, разработана теметика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, матер-класс, беседы.

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед началом занятия в горячей воде.

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появление жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин)

4. На рабочем столе должна присутствовать клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картины бесцветным лаком или лаком для волос продлит её «жизнь».

6.Для того, чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы  слегка смачивают водой, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультминутки

3. Организационный раздел

Режим работа и совместная деятельность педагога с детьми

 В кружке занимаются 16 воспитанников. На учебный год запланировано 32 занятия, конспекты занятий в приложении № 1. В сентябре (первые 2 недели) и в мае (последние 2 недели) проводится мониторинг. В зависимости от сложности задания занятие проводится группой или подгруппой, также запланированы коллективные и индивидуальные работы. Работа кружка выполняется во второй половине дня по четвергам. Занятие длится 20 минут.

Методическое обеспечение совместной деятельности педагога с детьми

1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей», 1,2 часть

2. О.А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев», Сова 2006

3. Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб «Лепим из пластилина» Ростов –на-Дону, Издательство «Феникс» 2003

4. М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин «Страна пальчиковых игр», Издательство «Кристалл», 1997

5. И.А. Лыкова «Лепим сказку»

6. Г.Н. Давыдова « Пластилинография. Анималистическая живопись»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе

Представлена программа кружка по  подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа

Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка «Всезнайка» для средней группы (познавательное развитие)

Рабочая программа кружка «Всезнайка»для средней группы  (познавательное развитие)...

Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.

Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество з...

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...

Рабочая программа кружка "Умка" в средней группе.

Рабочая программа кружка«Умка»по развитию логико-математическихспособностей детей 4-5 лет группы №9 «Звездочка».       Воспитатели:Кондр...