Отчёт по программе саморазвития педагога Зинченко Е.И. за 2017-2018 уч.год По теме : «Развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию» (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)

Зинченко Елена Ивановна

В данной программе представленна реализация  работы за год, успехи, неудачи, диагностика о полученных результатах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_17-18.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №67» компенсирующего вида

Отчёт

по программе саморазвития педагога

Зинченко Е.И. за 2017-2018 уч.год

По теме : «Развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию»

(средняя группа)

                                            Выполнила : Воспитатель Зинченко Е.И.

2018г.

г.Дзержинск

Актуальность

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте

В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Мною была поставлена следующая цель :

 Цель:  повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности педагога.

Систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию ,формирование творческих способностей детей  средней группы с НОДА через нетрадиционную технику – пластилинографию.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Задачи :

  • Рассмотреть значение пластилинографии на развитие интереса воспитанников к данной технике, формирование творческих способностей детей средней группы с НОДА.
  • Выявить уровень сформированности творческих способностей детей средней группы с НОДА с помощью тестовой  диагностики Т.С.Комаровой на начало и конец учебного года.
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения методик и технологий педагогов в Интернете; использовать  методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  • Разработать перспективный план работы с  детьми  на учебный год
  • Разработать перспективный план работы для родителей .

       

Форма отчёта: отчёт по теме

Форма самообразования: индивидуальная

Форма работы с детьми: диагностика детей, проведение НОД, индивидуальная и подгрупповая работа.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

  • Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
  • Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ
  • Посещение педсоветов, семинаров, конференций
  • Самоанализ и самооценка НОД в своей группе
  • Пополнение предметно – развивающей среды
  • Проведение фотовыставок, выставок детских работ
  • Создание альбома  детских пано  «Весна пришла», «Пасха красная»
  • Использование интернет ресурсов/опыт педагогов/
  • Создание лэпбука «Волшебный пластилин»

Свою работу я определила в 3 этапа

1.Подготовительный:

  • Изучение методической  литературы по данной теме
  • Составление  перспективного планирования  на учебный год по работе с детьми.
  • Разработка план мероприятий с родителями и детьми
  • Проведение мониторинга по определению творческих способностей на начало учебного года по методике Т.С.Комаровой
  • Изучение опыта работы в сетях интернет других педагогов

    2.Практический.

  • Создание лэпбука «Волшебный пластилин».
  • Организация работы с родителями «Азбука лепки»
  • Выполнение творческих работ детей и родителей.
  • Разработка ламинированных карт по разнообразным видам пластилинографии с учётом индивидуально-диффиренцированного подхода к детям

3.Результативный.

  • Проведение мониторинга по определению творческих способностей на конец учебного года по методике Т.С.Комаровой.
  • Выставка работ детей

Первоначальным в моей работе по данной теме было изучение уровеня сформированности художественно-творческих способностей
(по методике Т.С.Комаровой) которые показали следующий результаты на начало учебного года


Критерии:

1.Самостоятельность замысла

2.Оригинальность изображения

3.Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Нужно отметить, что уровень сформированности художественно-творческих способностей на начало учебного года на низком уровне т.е на точке роста.

Дальнейшей моей работой было изучение следующей методической литературы : О.Ю. Тихомировой «Пластилиновая карта», Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для малышей», Г.Н.Давыдовой «Подарки к праздникам», Г.Н.Давыдовой «Цветочные мотивы», Г.Н.Давыдовой «Анималистическая живопись», в помощь педагогу в ДОУ  Х.Э.Р. «Занятия пластилинографией»

Затем разработан следующий  план работы с детьми и родителями:

Форма проведения

тема

срок

Презентация для родителей

Что такое пластилинография?

сентябрь

Мастер класс

«Умелые ручки»

(с использованием ламинированных карт)

октябрь

Информационный лист

 «Эта занимательная пластилинография»

декабрь

Информационный буклет.

«Пластилиновые картинки»

январь

Круглый стол

«Роль родителей в формировании развития творческих способностей детей средней группы с НОДА через нетрадиционную технику -пластилинографию»

февраль

Помощь воспитателю  в оформлении лэпбука

«Волшебный пластилин»

март

Фотоальбом

«Наши работы »

апрель

Подведение итогов : родительское собрание «Чему мы научились»

май

План мероприятий с детьми:

План работы с детьми:

Перспективное планирование  НОД по  изобразительной деятельности /нетрадиционной технике-пластилинографии/

 с детьми средней группы :

Тема

Задачи

Срок реализации

«Тарелка с овощами»

/ламинированные карты с изображением тарелки/

Развивать творчество с помощью формирования  умений подбирать нужный цвет дляовощей, располагать их на круглой форме самостоятельно размазывая пластилин .

сентябрь

«Тарелка с фруктами»

/ламинированные карты с изображением тарелки/

Продолжать формировать умения подбирать нужный цвет, пытаясь смешивать цвета.

октябрь

«Осенний листик берёзки»

(коллективная работа)

Продолжать формировать  умения и размазать пластилин  , не заходя за контур основы осеннего листа ,подбирая , смешивая цвета(красный ,жёлтый, зелёный .)

ноябрь

«Украсим ёлочку новогодними  шарами, огоньками..»/ламинированные карты/

Формировать умение  детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки , подбирая цвета по выбору детей.

 

декабрь

«Девочка в зимней шубке»

/ламинированные карты/

Формировать умения придумывать элементы узора шубки ,украшать,подбирать цвета пластилина  самостоятельно.

январь

«Матрешка»

/ламинированные карты/

Продолжать развивать творческие способности с помощью создания узора на фартучке матрёшки самостоятельно и располагать его на определённой форме.

февраль

«Весна пришла»

/пано на CDдисках/

Продолжать развивать умения и навыки детей самостоятельно придумывать узор , располагая его на панно круглой формы с помощью пластилинографии, подбирая цвета.

март

Цветочная поляна

/ ламинированные карты/

Продолжать самостоятельно подбирать цвета, придумыать изображение и располагать на зелёной полянке.

апрель

«Салют в нашем городе»

/ламинированные карты/

Продолжать формировать умения детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по заданной ламинированной форме, самостоятельно подбирая цвета.

май

Нужно отметить, что работа с детьми проводилась  систематически в соответствии с тематическим планированием, что дало нам положительный результат в творческой деятельности. Я убедилась в том что детское творчество многогранно, а фантазии нет предела.

Для повышения эффективности совместной работы с родителями и детьми я совместно с родителями изготовила лэпбук, который помогает детям в самостоятельной работе с пластилином.

По работе с родителями я хочу отметить, что не все родители заинтересовались данной темой лэпбука, т.к. их волнует личная жизнь и занятость на работе.

Хочется отметить родителей  Кости Романова, Насти Гориной ,которые приняли активное участие в изготовлении лэпбука, а именно: в оформлении, сбору нужной информации, прочитали познавательную литературу по данной теме.

 Остальные родители активно приняли участие в мастер-классе, активно рассуждали о значении пластилинографии  на  развитие ребёнка при организации круглого стола. Очень были восхищены работами детей. Все родители узнали что такое пластилинография. В конце проекта  было приятно слышать мне, педагогу слова благодарности от родителей и детей. Дети так же восхищались своими работами.

В практическом  этапе было трудно работать с пластилином  Насте. Илье, Косте, Грише У., Диме т.к. недостаточно сформирована мелкая моторика рук, плохо развит мышечный тонус пальцев, но несмотря на это  они с трепетом и большим желанием стремились доделать свои работы , хоть это было для них не легко в силу их индивидуальных особенностей.

Результативность по данной теме на конец учебного года дала следующие результаты:

Критерии:

1.Самостоятельность замысла

2.Оригинальность изображения

3.Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Вывод:

нужно отметить , уровень сформированности художественно-творческих способностей повысился, 3 человека : Даниэла, Ваня, Андрей Е. стали более самостоятельны в выборе замысла. Все работы детей не похожи друг на друга и носят творческий характер.

Хочется отметить , что очень помогли ламинорованные карты в освоении техники пластилинография  т.к. карты плотные, не мнутся как картон, не остаются жирные пятна, легко  удаляется стекой  не получившееся изображение, что для наших детей с нарушением НОДА очень важно т.к. отсутствует эммоциональное напряжение и желание к лепке вызывает только положительные эмоции

Родители и дети довольны результатами своей работы. Я убедилась в том , что творчество детей можно развивать только при систематической плодотворной работе совместно с родителями, детьми и педагогом.

Я буду в последующие годы развивать творческие способности и интерес к лепке т.к. есть ещё над чем работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала

Творческая работа по теме:" Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала"...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3 – 4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами и средствами

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности в ходе изобразительного творчества, где он удовлетворяет жажду но...

"Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)

quot;Развитие у дошкольников творческого интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование с разнообразным художественным материалом" (из опыта работы)...