ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
материал (старшая группа)
Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Окружающий нас мир не стоит на месте и стремительно развивается. Для того чтобы занять достойное место в обществе, состояться в профессиональной сфере, необходимо обладать целым рядом качеств, которые позволяют ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Сейчас каждому из нас важно уметь неординарно мыслить, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Первостепенная задача современной педагогики – научить ребенка из большого потока информации выбирать необходимое, самое главное, делать выводы, принимать нестандартные решения. Именно поэтому необходимо внедрять в образовательный процесс новейшие технологии, направленные на развитие индивидуальных качеств обучающихся и помогающие сформировать и развить информационную компетентность [2; с 2].
Информационная компетентность – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией и дающая возможность личностного роста ребенка, расширения его интеллектуальных возможностей [1; с.1]. Критическое мышление, являясь новейшей технологией, позволяет развивать творческий потенциал детей, делает процесс обучения более увлекательным и интересными.
Задачи технологии критического мышления заключатся в следующем:
• пробуждать в ребёнке стремление к образованию, формировать желание осознанно познавать новое;
• учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы педагога, а с собственных вопросов и проблем;
• воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое [2; с.4].
Использование технологии критического мышления в дошкольных образовательных учреждениях является эффективным способом вовлечения ребят в образовательный процесс. Данная технология предполагает использование различных приемов и имеет три стадии: вызов-осмысление-рефлексия.
В своей работе авторы статьи активно применяют приемы критического мышления, комбинируют их, совмещая с традиционными формами обучения. При этом учитываются возрастные особенности воспитанников, имеющиеся у них знания. Эффективно на стадии вызова во время тематических занятий использовать прием «Корзина идей», который позволяет ребятам активизировать знания и умения по той или иной теме. Например, при изучении темы «Здоровое питание» дети складывают в корзину картинки, на которых изображены знакомые им полезные продукты (фрукты, овощи, зелень). На уроке они узнают новую и важную информацию о полноценном и рациональном питании, и корзина наполняется новыми картинками и предметами по данной теме. Во время обобщающего занятия педагог совместно с воспитанниками систематизирует полученные знания, анализируя содержимое корзины.
На формирование интереса к получению новой информации, актуализации изученного материала направлен прием «Знаю-Узнал-Хочу узнать». Воспитатель и дети заполняют изображенную на доске таблицу: в первую колонку записываются ответы на вопрос «Что я знаю?», во вторую колонку вносятся ответы на вопрос «Что я узнал сегодня на уроке?», и, наконец, в третью – «Что я хочу еще узнать?». Изучая тему «Природные явления», ребята назвали уже известные им понятия «дождь», «снег», «ветер», «град». Побывав на тематической прогулке, дети заполнили вторую колонку новой информацией. Они узнали, для чего нужен прогноз погоды, как по народным приметам можно понять изменения температуры. В третью колонку «Хочу узнать» были записаны интересующие детей вопросы о различных процессах, происходящих в природе. Такая деятельность значительно повышает интерес к изучаемому материалу, формирует индивидуальное отношение к получаемой информации. Данные приемы наиболее эффективны на стадии вызова, когда у детей пробуждается активность, они готовы участвовать в процессе обучения.
На следующей стадии, стадии осмысления, должна проводится осознанная работа по усвоению новой информации. На данном этапе целесообразно применять прием «Чтение с остановками». Воспитатель предлагает ребятам к прочтению текст, который заранее разделен на смысловые отрезки. После чтения каждой части предполагается остановка и обсуждение услышанного с использованием различных вопросов, направленных на понимание темы и идеи текста, содержания прочитанного. Также могут быть заданы вопросы, ответы на которые помогают воспитанникам интерпретировать текст, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Ребята активно включаются в работу, внимательно следят за ходом повествования, осознанно работают с текстом. Такой вид чтения приучает детей внимательно слушать педагога, воспитывает самостоятельность, развивает творческие способности.
На данной стадии авторы статьи также используют прием «Кластер», позволяющий систематизировать изученный на занятии материал. Ребятам предлагаются написать в центре ключевое слово – главную тему. Далее воспитанники называют понятия, относящиеся к ней. Если работа проводится в средней группе, то тему и понятия записывает воспитатель, так как в этом возрасте дети еще не владеют навыками письма. Как правило, кластер оформляется в виде планеты с окружающими ее спутниками. Были оформлены кластеры по темам «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Данный прием позволяет структурировать изученный материал, стимулировать творческую и познавательную деятельность ребят.
Рефлексия – стадия, которая подразумевает анализ полученных данных, оценку результатов собственной деятельности и степени личного участия в процессе приобретения новых навыков и умений. У дошкольника значительно повышается интерес к осмыслению изучаемого материала, он пытается скорректировать свою дальнейшую работу. Прием «Тонкие и толстые вопросы» на заключительном этапе помогают продемонстрировать степень усвоения полученной информации. Начинать нужно с «тонких вопросов», так как они подразумевают односложные ответы. Что такое фрукты? Кто их выращивает? Где растут яблоки и груши? Верно ли, что фрукты полезны для здоровья? А вот «толстые вопросы» требуют развернутого ответа. Почему важно употребление фруктов в пищу? Можно ли питаться только одними фруктами? Объясните, почему нужно мыть фрукты перед едой? Использование данного приема является важным при формировании навыков критического анализа информации, воспитании личности, которая в дальнейшем сможет найти путь решения любой проблемы. Примечательно, что практически все приемы технологии критического мышления являются универсальными: каждый из них можно включать на любой стадии.
Формирование информационной компетентности происходит на каждой из стадий технологии критического мышления, так как дошкольники учатся работать с разными объемами данных, анализируют их, ищут связь между понятиями, фактами. Ребенок задает вопросы, обобщает и анализирует информацию, получаемую из внешнего мира. Систематическая и планомерная работа по внедрению технологии критического мышления помогает в формировании личности, способной пользоваться разными способами интегрирования тех или иных данных и владеющей умением ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, уважая при этом мнение окружающих.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31.
Электронные ресурсы:
2. Белицкая Н. В. Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста/Н.В. Белицкая//Инфоурок: infourok.ru-2016. - URL: https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-u-doshkolnikov-910345.html (дата обращения:24.02.2022)
3. Шмакова Е.А. Технологии развития критического мышления в ДОУ/ Е.А. Шмакова/Образовательная социальная сеть nsportal.ru-2019. -URL:https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/05/praktikum-seminar-dlya-pedagogov-tehnologii-razvitiya (дата обращения:23.02.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ
Сегодня основным направлением педагогики является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с применением технологии критического мышления«6 шляп» Э.Дебано.
Цель: развитие познавательных способностей детей через мыслительных способностей детей через мыслительную деятельностьЗадачи: -научить детей думать разными способами-развивать критическое мышлени...
Формирование мыслительной деятельности и развитие самостоятельности дошкольников средствами технологии критического мышления
Мышление развивается в «проблемной» ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. ...
Формирование читательской грамотности у старших дошкольников с применением технологии критического мышления
Презентация из опыта работы....