Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с применением технологии критического мышления«6 шляп» Э.Дебано.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Иконникова Татьяна Жановна

Цель: развитие познавательных способностей детей через мыслительных способностей детей через мыслительную деятельность

Задачи:

 -научить детей думать разными способами

-развивать критическое мышление

-пополнить и активизировать словарь детей

-применение знаний по случаю подготовки ко «Дню матери»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с применением технологии критического

мышления«6 шляп» Э.Дебано.

ДОУ: МБДОУ Детский сад №26

Группа: подготовительная

Воспитатель: Иконникова Татьяна Жановна

Тема: знакомство с разными способами мышления.

Цель: развитие познавательных способностей детей через мыслительных способностей детей через мыслительную деятельность

Задачи:

 -научить детей думать разными способами

-развивать критическое мышление

-пополнить и активизировать словарь детей

-применение знаний по случаю подготовки ко «Дню матери»

Необходимые материалы: ширма, фото в шляпах, игрушка - Мыслик, подарки-шляпы,

2 графина – с простой водой и черной.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

Воспитанни

ков

Методы, формы,

приемы, возмож

ные виды деятель

ности

Результат

1

2

3

4

5

6

Психологический наст

рой,

1 мин

Создание атмосферы психологи

ческой безопаснос

ти: эмпатичес

кое принятие, эмоциональ

ная поддержка ребенка

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их». 

Воспитатель: « Одна ладонь ко лбу, другая на затылок. Глаза закрыть « закройте глаза. Слушайте мои слова. Ваше внимание, память, мысли сосредоточены на том, что будем делать сейчас. Мы будем думать,  отвечать, действовать. Наши мысли будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут ясными, наша речь будет понятной, наши действия будут решительными. Открываем глаза».

Приветствие.

Психогимнастика

Психологическая готовность

Ввод

но-организационный,

1-2 мин

Организа

ция направлен

ного внимания

Организация образовательного пространства: 

Воспитатель: «Раз-два-три свои стульчики займи»

Занимают свои места,

Игровые упражнения.

Соревновательные моменты

Формальная готовность к предстоящей деятельноси, привлечение произвольного внимания

Мотивацион

но-побудитель

ный,

1-2 мин

Формирование представ

лений

опредстоя

щей деятельнос

ти,ее задачах.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Воспитатель садится возле ширмы, в этот момент выглядывает Мыслик ( помощник воспитателя) (М)

 (В)-воспитатель.

М. – Здравствуйте

В.- Ой, а Вы кто?

М. – Я Мыслик!!!!

В. – как, Вы сказали? Что тоя Вас не узнаю. Откуда Вы к нам приехали?

М. – Я из вашей головы.

В. – Как так? 

М. – Да, у каждого человека в голове живет Мыслик. Я могу работать хорошо, а могу и ленится. Я тут  подумал, раз вы не заставляете меня работать, может вы обо мне ничего не знаете. Вот я и пришел к вам в гости, чтоб вы меня лучше узнали и к празднику «День Мамы», стали настоящими умниками и умницами. Вы хотите?

Ответы детей…..

Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблем

ной ситуации.Придание личност

ной значимости предстоящей деятельности.

Сюрпризный момент.

Внутренняя мотивация на деятель

ность

Актуа

Лиза

ция,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами 

В. – Интересно, как это мы про тебя узнаем?

М. – Легко. Я принес вам фотографии, где я в своих мыслительных шляпах, сейчас покажу и все расскажу. Вот 1-я фотография в белой шляпе, когда я её одеваю, мысли мои становятся светлыми, ясными. Я думаю о том, что я знаю.

В. – Мыслик, а у нас так получится?

М. – Конечно! Подумайте с ребятами, что вы знаете о «Дне Мамы»?

Ответы детей…..

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представле

ниях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Беседа, игровые и занима

тельные приемы, упражне

ния.

Воспроизве

дение информа

ции, необходи

мой для успешного усвоения нового

Расширение имею

щихся представлений,

5-8 мин

Расширениеопределен

ного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий.

Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Организация и проведение экспериментов.

Организация взаимодействия в достижении результата.

М. – Отлично! Молодцы! Давайте я покажу вам следующую фотографию, где я в черной шляпе. Когда я её примеряю, мысли мои становятся осторожными, я ищу во всем недостатки. Думаю, правда, это или нет. В чем есть недостатки? Что здесь неправильно (я чем- то недоволен, мне, что- то не нравится).

В. – Интересно, интересно - это значит, если мы думаем о празднике как будто мы в черной шляпе, то получится:

Праздник то может мамам не понравится! Придумываем, танцуем вот раз, что- то не получится. Зачем ещё стараться?

М. – да, да, вот именно так. Можно смотреть на все сквозь прозрачную и черную воду (даёт воду). Вы сами создаете свои мысли.

В. – Все понятно, показывай скорее следующую фотографию. Так интересно, что дальше

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Участвуют в обсуждении, экспериментах.

Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы

Приемы активиза

ции самостоятельного мышле

ния детей.

Фантазирование.

Экспериментирование.

Осознанные, усвоенные понятия, сформиро

ванные представле

ния, закономер

ности. Любозна

тельность и активность

Дина

мичес

кая пауза,

1 мин

Смена вида деятель

ности, предупреж

дение утомляемости

Проведение подвижной игры

 М. – Вот любимая фотографии (фото в красной шляпе). Когда я надеваю, красную шляпку сразу становлюсь таким чувствительным, эмоциональным.

В. – О! Я думаю, ребятам тоже больше всего понравится эта шляпа, ведь они у нас такие эмоциональные, всё - всё знают про эмоции, вот задай им вопросики!

М. – Пожалуйста. Вы увидели, что на праздник пришла ваша мама какое чувство возникло? (РАДОСТЬ)

В. – Молодцы, давайте изобразим радость. И раз, и два, и три фигура радости замри!

- Если вы забыли стихотворение (РАСТЕРЯННОСТЬ)

- Пахнет чем - то вкусненьким (ЛЮБОПЫТСТВО)

 - Скучно без мамы (ГРУСТЬ)

М. – Отлично! Я думаю, вы запомнили, что фото  красной шляпе, означает эмоции!

В. – Показывай дальше!

Участвуют в игре.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоцио

нальная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Практическая работа 5-10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы.

Организация взаимодействия в достижении результата М. – Я в желтой шляпе. В желтой шляпе я думаю только о хорошем, и у вас так получится. Если ваша мама опоздала на праздник, думайте о хорошем.

М. – Вот я в зеленой шляпе. Сразу превращаюсь в творческого человека, у меня появляется много новых идей.

В. – Мы тоже можем быть творческими, сейчас покажем. Мы для мамы придумали настоящее говорящее сердце  - смотри…

В. – Получилось у нас быть творческими, Мыслик?

М. – Очень здорово!

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом

Упражнения творческого характера.

Групповые формы организации деятельности

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Рефлексивно-корригирую

щий

3 мин

Формирование элементар

ных навыков самоконтроля.

Корректирование при необходимости деятель

ности

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок  

М. – Вот и осталась последняя фотография, смотрите. Я тут в синей шляпе, думаю, чего я достиг! Что нужно сделать дальше?

Задание детям нарисовать самую интересную для вас шляпу и спросить у соседа, какие мысли его посетят под полями этой шляпы

Самопровер

ка.

Индивидуальная работа

Сформиро

ванность элементар

ных навыков самоконт

роля.

Овладение универсаль

ными предпосылками учебной деятель

ности

Заключительный этап.

Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

 В. – Мы тоже с ребятами так умеем мыслить

- Чему мы научились сегодня?

- Можем мы мыслить по-разному

- шляпы будем менять?

М. – Ребята, мне у вас очень понравилось, но нужно работать дальше. На память я вам дарю шляпы, вспоминайте обо мне чаще. Счастливо!

В. – Сегодня мы отлично поработали, приобрели бесценный опыт общения, и пусть каждый из вас передаст его друг другу: пожмите ладошку друг другу, передайте приобретенные знания. Спасибо!

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния

Беседа,

Коллективная работа.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты