Формирование читательской грамотности у старших дошкольников с применением технологии критического мышления
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность -это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Цель: Приобщение старших дошкольников к театрализованной деятельности посредством приемов критического мышления
Задачи: Актуализировать и обобщать у ребенка знания по сказкам. Развивать речь, навыки театрально-исполнительской деятельности. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
Ожидаемый результат: Умеет обобщать знания по сказкам, используя приемы критического мышления Активизиция словаря. Формирование навыка театрально-исполнительской деятельности у старших дошкольников. Воспитание любви к сказкам.
Выбор произведения, подготовка к анализу Выбор произведения, подготовка к анализу Разбор произведения Разбор произведения Подготовка к восприятию текста Подготовка к восприятию текста Беседа –диалог педагога с ребенком Беседа –диалог педагога с ребенком Рассматривание иллюстрации Рассматривание иллюстрации Совместная игровая деятельность по мотивам произведения Совместная игровая деятельность по мотивам произведения Алгоритм формирования читательской грамотности
Приемы критического мышления для формирования читательской грамотности дошкольников
"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? (Кто автор ?) Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Приемы критического мышления к сказке «Волк и семеро козлят» Верные и неверные суждения» («плюс, минус»). При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем зеленую сигнальную карточку) утверждений. Все дети знают сказку «Волк и семеро козлят»; Смог бы волк съесть козлят, если бы он не изменил голос; В домике козы нет печки; Волк съел всех козлят; Волк не изменил голос.
Приемы критического мышления «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы ,предметы и кладут в корзину. В течение недели корзина пополняется новыми знаниями. В обобщающей беседе, перебирается содержимое корзины, и подводятся итоги.
Корзина идей и понятий
-
- «Верные -неверные суждения» - «Верные -неверные суждения» - «Таблица З Х У» - «Таблица З Х У» - «Толстые и тонкие вопросы» - «Толстые и тонкие вопросы» - «Кластер» - «Кластер» Приёмы ТРКМ
Парная Парная Индивидуальная Индивидуальная Приёмы ТРКМ
« ТАБЛИЦА-ЗХУ» Основные правила работы с приемом «ЗХУ»: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу(теме, проблеме), запишите (схематично) эти сведения в первой графе таблицы ( запись ведёт педагог) ; перечислите источники информации (Как и где вы узнали об этом?); поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения (Что вы хотите узнать?) ; познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом воспитателя); попробуйте ответить на вопросы, которые сами поставили; сформулируйте какое новое знание (умение) вы приобрели.
Вторая стадия – «ОСМЫСЛЕНИЕ» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
Третья стадия – «РЕФЛЕКСИЯ» - размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
«Шесть Шляп мышления»
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Цель: формирование нестандартного мышления, уме-ния отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти. Правила составления дерева предсказаний Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
ПЛЮСЫ В ТЕХНОЛОГИИ РКМ: Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. Делать выводы. Принимать продуманные решения. Технология даёт детям возможность размышлять. Способствует активности в образовательной деятельности Активизирует мышление. Учатся работать в группах и парах. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. Формируются навыки составления текстов различных жанров. Формируются коммуникативные навыки. Учатся работать с большим объёмом информации. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
ПЛЮСЫ В ТЕХНОЛОГИИ РКМ: Сами могут себя оценить и проверить. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь. Учатся здоровой дискуссии. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. Реализуется принцип сотрудничества. Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.
ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЕТ ПЕДАГОГ, РАБОТАЯ В ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая). С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий. Неправильное понимание стратегий и методов. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к ООД (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Для детей готовится целый пакет заданий . Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с применением технологии критического мышления«6 шляп» Э.Дебано.
Цель: развитие познавательных способностей детей через мыслительных способностей детей через мыслительную деятельностьЗадачи: -научить детей думать разными способами-развивать критическое мышлени...
Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов критического мышления
Методы и упражнения для формирования навыка чтения у дошкольников, с учётом особенностей восприятия литературы по возрастам. Основные приёмы критического мышления ("ассоциации", "уголки...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога...