Познавательно-творческий проект «Покоряем космос»
проект (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.
Целью проекта является создание условий для формирования у детей нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей отечественной космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-творческий проект о космосе и космонавтике | 1.78 МБ |
Материалы к проекту | 183.27 КБ |
Материалы к проекту | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание по теме
«Покоряем космос» в подготовительной к школе группе № 6 «Совята»
Беседа «Космос»
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.
В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов...
Беседа «Рассказываем детям о космосе»
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Запоминаем планеты:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь — Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Юпитер — самая большая планета
Беседа «Детям о космосе. Астрономы»
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.
Беседа «Детям о космосе. Животные-космонавты»
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на "разведку" животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.
Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля "Восток". Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Беседа «Про космонавтов для детей»
Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.
Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.
Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной - космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.
Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.
Беседа «Луна»
Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.
Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.
Беседа «Наблюдения за звездами с детьми»
С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.
Вообще, было бы здорово сводить ребенка в планетарий. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.
Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. В общем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.
Игры на тему «Космос» для детей:
Игра «Что я возьму с собой в космос».
Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
Игра «Космический словарь»
поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
Игра «ЗАЧЕМ НУЖЕН СПУТНИК»
Цель: понимать переносное значение слов; находить родственные слова.
Материал: сюжетная картинка ( с изображением спутников).
Ход игры: расскажите детям, что 4 октября 1957 года у Земли появился новый спутник. Он был создан учеными нашей страны.
После этого в космос запускали и другие спутники, намного больше
предыдущего. Они следят за движением облаков - это помогает
точнее предсказывать погоду; следят за движением судов в океанах,
если корабль терпит бедствие, спутник примет его сигнал и передаст
спасательной службе; разносят по всей Земле телеграммы, телефонные
разговоры, передачи телевидения; изучают звезды и планеты.
Спутники фотографируют Землю для составление географических
карт. Есть спутники - разведчики.
Задайте ребенку вопросы: « Какая страна запустила первый космический спутник Земли? Какую работу выполняют спутники?»
Спросите, какие выражения употреблены в прямом, а какие - переносном
значении: «Улыбка - спутник хорошего настроения. Луна - спутник
Земли. Первый искусственный спутник Земли. Здоровье – спутник долголетия».
Игра «ЗАЧЕМ ЛЕТЕТЬ В КОСМОС»
Цель: употреблять нарицательное существительные в винительном падеже; понимать переносное значение слов.
Материал: сюжетная картинка.
Ход игры: спросите « Почему люди так стремятся в космос?
Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают
опасности …» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды
с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички
дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы
мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.
Попросите детей определить, какие из этих слов употреблены
в прямом, а какие - в переносном значении: темная ночь, темное небо,
темные дела, темные волосы, темный цвет.
Игра «Разрезные картинки»
На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)
Для начала лучше делать картинки покрупнее.
Картинки разрезаете на восемь частей.
Задача ребенка: сложить все половинки в одно целое.
На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.
Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно брать сюжетные картинки.
хвост. В процессе игры вы выучите с ребенком названия животных, проговорите кто как «разговаривает», выучите части тела животного и т.д.
«Космическое путешествие»
На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.
Ход игры:
Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.
Правила игры:
1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга
2) Игра повторяется несколько раз.
Варианты:
1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.
Сюжетно-ролевая игра «Космос»
Задачи:
Образовательные: Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос.
Развивающие: Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов. Воспитывать у детей любознательность. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты, космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.
2. Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.
3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю. Гагарине, о первой женщине-космонавте В. Терешковой.
4. О первых космонавтах – собаках: Белка и Стрелка
5. Чтение рассказов и книг на тему космоса.
6. Рисование «Космическая ракета»
7. Аппликация «Космонавт»
8. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала
Роли: космонавты, врачи, провожающие, инопланетяне, фотографы, врачи.
Предметно-игровая среда:
Карта Земли, Луны, звездного неба, машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, открытки планет, звездного неба.
Игровые действия:
Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет. Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.
Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.
Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос. Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты. На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.
ООД по художественно-эстетическому развитию «В звёздном небе летит ракета»
Цели: учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части(иллюминатор – окно. антенны); а так же звездное космическое небо приемами «печатание», «набрызг».
Закреплять знания детей об окружающем мире техники.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать уважение и чувство гордости за наших космонавтов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет Ю.А. Гагарина, различные изображения космических кораблей, репродукции картин, посвященных космосу.
Бумага А4, кисти, поролоновые палочки, зубные щетки, расчески, салфетки, вода, гуашь, акварельные краски, палитры,
Ход занятия:
Ребенок (заранее подготовленный) читает стихотворение:
Как люблю я помечтать,
В небе звездочки считать.
Раз звезда и два звезда,
Как же мне попасть туда?
Хочу быть космонавтом,
Чтоб отправиться в поход –
В свой космический полет!
Домчи меня мой звездолет
До Марса, до Луны.
Я изучить хочу ее –
Вот все мои мечты!
Лечу я в небе высоко,
Внизу моя Земля.
Какой красивый шар земной,
Там Родина моя!
Воспитатель: А вы, ребята, мечтаете полететь в космос?
Ответы
- Посмотрите на эту космическую красоту.
Дети рассматривают репродукции картин, посвященных космосу.
Наверное, такая мечта была и Юрия Гагарина – первого космонавта Земли.
Мечта его исполнилась – он побывал в космосе и видел нашу Землю целиком с огромной высоты.
Мы гордимся его подвигом. Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается День Космонавтики, посвященный всем летчикам – космонавтам, ученым и рабочим, которые делают ракеты.
На иллюстрациях вы видите разные космические корабли. Обратите внимание, какие они огромные и красивые. А давайте – кА мы с вами придумаем свою ракету «Звездолет».
Сначала надо определиться с ее формой, какая она будет?
Ответы детей.
Треугольная или овальная формы подходят больше. Берем любой цвет краски и рисуем макет ракеты.
Самостоятельная работа детей.
Чтобы ваш корабль не сбился с пути и мог поддерживать связь с Землей – нужна антенна. Ее можно нарисовать тонкой линией на передней части ракеты. Не забудьте нарисовать окна, в космическом корабле они называются иллюминаторами, через которые наши космонавты любуются космической красотой.
Иллюминаторы имеют круглую форму.
Самостоятельная работа детей.
Вот и готов «Звездолет». Три, два, один! Старт! Поехали!
Нарисуйте желто-красными линиями огонь, извергаемый турбинами.
Куда летит наша ракета?
Что видит космонавт?
Ответы детей
Мы с вами сейчас изобразим звезды поролоновыми палочками приемом «печатание» или приемом «набрызг».
Возьмите любую краску на зубную щетку, слегка опустите ее в воду, чтобы краска стала жидкой. Правой рукой держим щеточку, а левой расческу. Щеточкой резко проводим по расческе. Таким образом, на лист падает много мелких капелек, которые напоминают маленькие звездочки.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.
В конце занятия проводится выставка работ.
Аппликация в подготовительной группе на тему "Космос"
Цель: развивать у детей любознательность, интерес к окружающему миру.
Задачи: продолжить учить детей работать с трафаретами, складывать бумагу пополам; закрепить умение вырезать ровно по намеченным контурам фигуры; активизировать словарь детей: космос, космонавт, планеты, звёзды, луна, спутник, ракета, космический корабль.
Материалы: карандаш, цветной картон(фон), цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.
Ход занятия:
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Исполняется 60 лет с момента полета в космос первого человека. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Потом в космос летали другие космонавты, и каждый их них в чем-то был первым: первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый полет двух космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева, первый выход в открытый космос. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Мы с вами сделаем аппликацию. Определитесь с тем, чтобы вы хотели сделать. Ну, что же! Всем приятного полёта, пристегните ремни покрепче! Отправляемся в страну Детских Фантазий! Поехали!
Подготовьте необходимые материалы, приступайте к работе. Первое, что необходимо сделать — фон. Это может быть лист цветного картона или же распечатанный шаблон звёздного неба. Можно нарисовать фон самостоятельно красками. После того, как определились с фоном, подумайте с чем будете работать — это могут быть: геометрические фигуры из цветной бумаги, из которых впоследствии составляется композиция. Для создания космической аппликации могут понадобиться шаблоны:
Для ракеты и остальных деталей аппликации, нужно сделать заготовки:
Раскладываем заготовки на космической картине и передвигаем в поисках наиболее удачной композиции: самые крупные и тяжёлые на вид космические фигурки помещаем внизу самые мелкие и лёгкие - вверху или равномерно по всему фону. Всё на месте? Ничего не потеряли? Никто никому не мешает? Красиво? Тогда прикрепляем.
ООД по художественно-эстетическому развитию «Рассматривание картины А.К. Соколова «На Луне»
Цель: Расширять знания детей об изобразительном искусстве. Познакомить с нетрадиционной техникой создания рисунка.
Задачи:
Образовательные. Вызвать интерес у детей к Космосу. Закрепить знание детей о солнце, планетах и космических объектах. Учить изображать фон рисунка при помощи новой технике «диатипия».
Развивающие. Развитие воображения, памяти, связной речи, тонкой моторики, развитие чувство композиции. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов, развивать умение разгадывать загадки о планетах. Учить детей изображать части Солнечной системы.
Воспитательные. Создание у детей ощущение успеха, эрудированности в сфере космоса, готовности применять свои знания, заинтересованность тайнами космоса.
Пособия: Демонстрационный материал. Иллюстрации о космосе, солнечной системы; картина художника А.К. Соколова «На Луне»; стихотворение В. Шипуновой «На далёкой планете…»; считалка-запоминалка «Планеты Солнечной системы».
Раздаточный материал Альбомные листы, пластиковые дощечки, восковые мелки, акварельная краска. Кисть, стаканчики с водой, салфетки. Репродукция Андрея Соколова «На Луне», картинки с осенним, морским, выполненные в технике «диатипия».
Предварительная работа.: Беседы с детьми на тему: «Космос и человек», «Планеты Солнечной системы», заучивание стихотворений о космосе.
Ход занятия:
Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке наблюдали за небом. Каким оно вам запомнилось? (голубое, яркое, солнечное, серое)
- Правильно, ребята, небо бывает яркое, голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево – розовое на закате.
- Ребята, а вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? Сколько звезд на небе? (несчетное количество). Звучит музыка.
- Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И очень красивые.
- Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (поменялся цвет, стало ярче, заезды стали больше и разноцветным и т.д.)
- То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами.-Сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие. И вы в своих рисунках нарисуете то, что увидели в иллюминаторы своего корабля.
К полету готовы?
Мы построим, мы построим
Самый быстрый звездолет.
Все проверим, все устроим
И отправимся в полет:
Вот готов ракетодром
Раздается гул и гром,
Миг…и чудо корабли
Отделились от Земли.
- Ребята, как вы думаете, что необычного на этой удивительной планете? Какая тайна скрывается в ней? (изумрудное солнце, оранжевый медведь, сиреневая трава, розовый олень).
- А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие, материалы у вас разные и необычные.
- Сегодня я познакомлю вас с новой техникой. Она называется «диатипия», что означает водяная печать. Наносим чистую воду на пластик. Кисточкой с помощью краски делаем пятна цветными. Стараемся, чтобы они не слились в одну большую лужу. Кладём лист на нашу цветную лужу. Прижимаем, лист салфеткой, не проглаживать. Бумагу снимаем с пластика, излишки краски можно промокнуть салфеткой. Сейчас вы попробуете сами сделать такой фон. В своей работе вы будете использовать краску холодной гаммы.
Воспитатель предлагает попробовать повторить все эти действия детям самим. Во время работы повторяют последовательность операций.
-Как вы думаете, где можно использовать такую технику рисования? Посмотрите репродукцию Андрея Соколова «На Луне», как он изобразил космический пейзаж. Звучит музыка, дети самостоятельно рисуют.
Динамическая пауза «Космонавт» (сост. И. Ковалько, автор движений Леонова Н.Н).
В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»).
Проводится анализ готовых работ.
- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это
сделали вы ребята?! Какие вы молодцы!
Татьяна Куликовская
«КАК ЛИСА ТЕРЕМ СТРОИЛА»
Надоело Лисе в норе жить. Не хотела она свою красивую шубку в норе пачкать. Попросила Лиса Бобра построить ей деревянный терем.
Построил Бобер терем. Далеко его в лесу видать.
Пришли охотники в лес и сразу увидели Лисий дом. Еле-еле успела Лиса из терема выскочить.
И стала она снова в норе жить.
Чтение рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"
Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.
Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле всё стало невесомым.
Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел — а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину ещё не хотелось, но надо было обязательно попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит, и, как знать, сможет ли он её проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А получится в космосе?
Пища у Гагарина была специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Всё проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они чёрными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша, поймал их — и в рот.
Вопросы по тексту:
- Где находилась ракета с космонавтом?
- Как чувствовал себя космонавт, какие ощущения были у него?
- Что неожиданно почувствовал Гагарин?
- Как он убедился, что находится в невесомости?
- Что случилось с карандашом и блокнотом Ю. Гагарина ?
- Что нужно было обязательно сделать первому космонавту?
- В чем находилась пища для космонавта?
- Как Юрий Гагарин ел в ракете?
- Что произошло, когда он пил смородиновый сок?
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
В. Степанов «Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Геннадий Цыферов
ПРО ЧУДАКА ЛЯГУШОНКА
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, которые забыли упасть». Но и им тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — большие цветы. Они спят на небе, поджав длинные ножки.
Рассказ А. Митяева «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ»
Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Вопросы для обсуждения: 1.А что это: рассказ, сказка или стихотворение?
2. Чем отличается рассказ от сказки?
3. Чем отличается рассказ от стихотворения?
4. Кто совершил первый полёт в космос?
5. Что такое состояние невесомости?
6. Как выглядит космическое пространство из иллюминатора?
Агния Барто
Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: — Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
Г. Ладонщиков «Я не плачу»
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну, прости в последний раз…!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
Галина Новицкая «Дворняжка»
На белом свете не одна
Еще живет дворняжка.
Хоть не глупа совсем она —
Ей жить на свете тяжко.
Ни родословных нет у ней,
Ни грамот, ни медали,
И даже кличку поскорей
Ей, как подачку, дали.
Не доверяют ей посты,
В квартиры не пускают —
В квартирах псы для красоты,
Их любят и ласкают.
Задрав спесивые носы,
Ее обходят гордо псы:
Эрдели, колли, доги,
Болонки и бульдоги.
Но ей исподтишка, поверь,
Завидуют бульдоги —
Ведь им нельзя уйти за дверь,
Чтоб не поднять тревоги,
У них свобода коротка,
Как ремешок у поводка.
Предварительный просмотр:
Алексей Леонов «Шаги над планетой»
Многие летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев. Трудовые подвиги летчиков-космонавтов по достоинству оценила страна — они удостоены высоких наград Родины. Их полетами восхищаются не только советские люди, но и зарубежные друзья.
Вселенная — открытый океан.
Я подошла к председателю и членам Государственной комиссии:
— Космонавт Терешкова к полету на корабле-спутнике «Восток-6» готова.
Пока на ракете шли последние приготовления, я уже из кабины корабля вела предстартовую связь, к микрофону подходили и Главный конструктор, и председатель Государственной комиссии. Несколько раз включалась музыка. Я спела несколько песен. Время летело быстро. Но вот Гагарин предупредил:
— Пятиминутная готовность...
— Гермошлем закрыла, перчатки надела, — доложила я, принимая нужное для старта положение.
Время словно остановилось. Долго-долго тянулись самые томительные, последние секунды. Внутренне вся собравшись, я следила, как секундная стрелка перепрыгивала с одной риски циферблата на другую. Вот она сделала один круг... Другой... Пошла на третий...
— Ключ на старт! — как-то особенно громко прозвучало в шлемофоне отданная в бункере команда.
— Подъем! — Часы показывали 12 ч. 30 мин.
Сколько раз я была свидетельницей того, как невозможное становилось возможным. Услышав последнюю команду, внутренне собралась, напрягла мускулы. Ракета медленно приподнялась над стартовым столом и, все окрест содрогая гулом мощных двигателей, неудержимо ускоряя бег, помчалась и стала прижимать к сиденью, перегрузки все возрастали, затруднилось дыхание, затем стало отпускать, становилось все легче и легче.
Раздался легкий треск — отделился головной обтекатель корабля. В глаза больно ударили яркие солнечные лучи. Я прильнула ко «Взору», далеко-далеко внизу увидела Землю и сразу передала:
— Я «Чайка»! Настроение бодрое, самочувствие отличное! Вижу горизонт. Голубая, синяя полоса... Это земля! Какая она красивая! В ответ донесся голос Гагарина.
— Согласен, красивая... Машина идет отлично...
А внизу, на Земле, открывались ландшафты. Один красивее другого. Мелькнул темно-золотистый кусок пустыни, и его тотчас сменили гигантские четырехугольники совхозных полей, зарябили темно-зеленые пятна лесов, как рассыпанная ртуть замелькали капли озер. Взглянула в другой иллюминатор — там, на чёрном-пречёрном бархате неба лежали горсти немигающих созвездий.
В. Терешкова
Человек вышел в космическое пространство
Раздавался над планетой спокойный, пожалуй, даже очень спокойный, голос космонавта Павла Беляева, командира корабля «Восход-2». И хотя сказал он о важнейшем событии в истории космонавтики просто, по-будничному деловито, в одно мгновение об этом узнал весь мир. Миллионы телезрителей на своих экранах смотрели, как бесстрашный сын Земли — Алексей Леонов — впервые парил на околоземной орбите. Парил, не боясь испепеляющих лучей солнца.
— Человек вышел в космическое пространство.
Алексей Леонов, человек, который первым из землян совершил прогулку в открытом космосе, не раз рассказывал, как все это было.
Одевшись по-космически, мы вошли в автобус и разместились в специальных креслах. Рядом сели: Юра Гагарин, Володя Комаров и Борис Егоров. По традиции запели песню. Разве можно без нее!
Автобус остановился на стартовой площадке недалеко от ракеты. На ракете, на фермах обслуживания — шапки пушистого снега...
Первым поднялся я. Вот и входной люк. Инженер Женя, замечательный специалист-ровесник, помог сесть в кресло. Руки легли на подлокотники, ноги на специальные упоры. Ремни прижали меня к креслу. Инженер пошел встречать Павла Беляева...
Вот уже входной люк корабля «Восход-2» наглухо, герметически задраен. Через некоторое время уйдут с площадки обслуживания люди, и мы останемся вдвоем на вершине космической ракеты.
Я «Заря», как слышите меня? — раздалось в кабине.
Я «Алмаз», — ответил Беляев,— слышу вас хорошо.
Приступайте к проверке приборов.
Вас поняли.
Как и было предусмотрено программой, перед стартом мы еще раз проверили работу систем и доложили, что все в норме.
Слышим, как по радио объявляется пятиминутная готовность. До старта осталось всего 5 мин. Мне не терпится. А минуты тянутся, тянутся... Минуты кажутся верстами.
— Я «Заря». У нас все хорошо,— слышится уверенный, спокойный голос академика Королева. Как ваше самочувствие, настроение?
— Я «Алмаз»,— ответил Беляев, — настроение отличное. К старту готовы.
— Спасибо, — просто ответил ученый. Доброго вам пути. До встречи на земле.
Мы поблагодарили. Не сговариваясь, посмотрели на часы. Секундная стрелка приближалась к 10 по московскому времени. Закрыли прозрачные забрала гермошлемов и приготовились...
— Ключ на старт! — раздается команда.
Взглянули друг на друга. Глаза Павла были строгими, сосредоточенными.
— Подъём!
Раздался глухой гул. И мы почувствовали, как корабль, подрагивая, пошел вверх. В то же мгновение на нас стала наваливаться тяжесть. Она вдавливала в кресло плотно-плотно.
— Счастливого пути, друзья!— желает нам Гагарин.
— Все идет нормально, — докладывает Земле Павел Беляев. — Перегрузки растут. Вибрация незначительна.
Корабль поднимается все выше и выше. Вот он прошел облака. В иллюминатор ворвались солнечные лучи.
Командир внимательно следит за приборами, изредка знаками показывая мне, что все идет строго по графику. Мы чувствуем, как срабатывает одна ступень ракеты-носителя за другой. Ждем самого ответственного момента—включения последней ступени. Знаем, этого момента ждут и на космодроме. Не сработает последняя ступень — придется возвращаться на Землю не солоно хлебавши.
— Сработала! — крикнул Беляев. — Я «Алмаз». Последняя ступень ушла. Все нормально. Мы на орбите.
Лицо Павла светилось радостью. Мы пожали друг другу руки. Полет «Восхода-2» начался. Наша самая заветная мечта сбылась. Мы в космосе.
Ну, что же, Леша, начнем?
Начнем!
Стали готовиться к моему выходу в космос, который предстояло провести на втором витке.
Отцепив ремни кресла, в котором сидел, я приподнялся. Павел Беляев помог мне надеть наспинный ранец с запасом кислорода и подключить его к скафандру.
Слышу, как позади меня наглухо закрылся люк кабины. Потрогал руками фал, связывающий меня с кораблем. Он имел и дополнительное назначение: по нему проходили телефонные провода связи с командиром корабля и с Землей. Павел Беляев стравил давление в камере и открыл выходной люк. И в эту же секунду яркий свет солнца, похожий на электросварку, ударил в камеру, в глаза. Но солнце не ослепило меня: защищал светофильтр на гермошлеме.
Не спеша стал выбираться из шлюза. Секунда — и я в космической бездне. И только тонкий фал соединяет меня с «Восходом-2», маленьким земным мирком, в котором трудится мой друг.
И в этот момент Беляев объявил миру: «Человек вышел в космическое пространство!»
Оглядываюсь вокруг. Прямо — черное-черное небо. Звезды яркие, но не светятся, не мерцают. И солнце не земное, без ореола.
Внизу далеко-далеко Земля. Согласен с другими космонавтами — красива наша Земля, очень красива. Смотрел и любовался ею. А когда же работал? Все то, что делал, — это и есть работа. Вышел в просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Нормально! Все хорошо.
Вы бы знали, как фантастично выглядит «Восход-2» в космосе! Смотрел я на него с расстояния 5 метров. Иллюминаторы как большущие глаза, а антенны, словно гигантские щупальца. Самочувствие у меня было отличным, настроение бодрым, расставаться с свободным космосом мне не хотелось... Пробыл я в условиях космоса в общей сложности 24 минуты. А вот на то, чтобы записать все, что видел, какую работу выполнил, потребовалось около полутора часов. Все занес в свой бортовой журнал.
Итак, в космосе хорошо, но в корабле все-таки лучше. Корабль — это родной дом, и в кабине мой друг Павел Беляев.
Как только я оказался «дома», прежде всего, сказал:
Привет, командир! А он в ответ:
Молодец!
Дополнительный материал
«Первый в космосе»
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивают: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рог. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
— У меня все в порядке, все в порядке, — передал он, — лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую указали ей ученые.
И вдруг стало тихо — это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку —она так и осталась приподнятой, поднял ногу —она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет, он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что если в горле застрянет? На земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».
Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания ко всему живому....
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»
Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».
Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....
Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»
Формирование у детей понятия семья и семейные традиции, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...
Проект "Покоряем космос"
Проект направлен на расширение представлений о нашей планете Земля, о космосе, о работе космонавтов. Материалы могут использоваться как в организованной образовательной деятельности, так и в реж...
Познавательный проект "Покорить космос"
Познавательный проект в младшей группе "Покорить космос"...