ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ «Город мастеров»
методическая разработка (старшая группа)

Полькина Татьяна Николаевна

          Мини – музей «Город мастеров» создан для детей старшей группы «Непоседы».

           Экспонаты мини – музея соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Коллекции мини – музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Здесь также представлены детская литература, подборки картинок по теме мини – музея, дидактические игры, а также консультации для родителей по данной теме… Экспонаты данных коллекций используются детьми в НОД, для сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_pasport_mini-muzeya_gorod_masterov.docx73.04 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

ПАСПОРТ

МИНИ – МУЗЕЯ

«Город мастеров»

Воспитатели: Полькина Т.Н.,

Гаврилюк М.А.

        

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

          Мини – музей «Город мастеров» создан для детей старшей группы «Непоседы».

           Экспонаты мини – музея соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Коллекции мини – музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Здесь также представлены детская литература, подборки картинок по теме мини – музея, дидактические игры, а также консультации для родителей по данной теме… Экспонаты данных коллекций используются детьми в НОД, для сюжетно-ролевых игр, в театрализованной деятельности, самостоятельной деятельности детей и др.

АКТУАЛЬНОСТЬ

                      Актуальностью создания мини-музея является формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева, ткани (игрушки, игрушки-забавы, музыкальные инструменты, дидактические и развивающие игры), приобщение к народному творчеству. Вместе с тем, мини – музей оказывает неоценимую помощь воспитателю в образовательном процессе детей при ознакомлении с деревянной игрушкой, историей ее появления и материалом для изготовления; воспитании интереса к игрушке, развитие любознательности; активизации совместной деятельности родителей и детей. Кроме того, создание мини-музея – это обогащение развивающей предметно – пространственной среды старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Вовлечение родителей воспитанников в создание мини – музеев в ДОУ является одной из новых форм работы с детьми и их родителями. Взаимодействие с семьей обеспечивает полноценное развитие детей, а также активизирует их совместную деятельность.

Цель: создание условий для формирования первичных представлений детей о мини – музеях, познавательного развития детей, а также развития художественных и изобразительных навыков.

Задачи:

Образовательные:        

1. Формировать умение «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода (воспитателя), задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать.

2. Формировать знания у детей о различных видах народных промыслов.

3. Формировать умение замечать и любоваться красотой произведений народных промыслов.

Развивающие:

1. Расширять словарный запас.

2. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами для художественно-эстетического труда.

           В основу решения этих задач положены следующие основные принципы:

 - принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

 - принцип опоры на интересы ребенка;

 - принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

 - принцип наглядности;

 - принцип последовательности;

 - принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Руководители мини-музея: воспитатели – Полькина Т.Н., Гаврилюк М.А.

Возраст детей: 5-6 лет.

Правила поведения в мини - музее:

  1. В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними!
  2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  4. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  5. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Музейный фонд

Экспозиции

Экспонаты

«Развивающие игры»

Дидактические игры: «Народные промыслы», «Найди лишнее», «Назови правильно», «Составь узор», «Угадай и расскажи», «Разрезные картинки», «Распиши платок», «Собери матрешку», «Музей народных игрушек», «Собери сервиз из Гжели»

«Народная игрушка»

Матрешки, русские куклы из ткани

«Музыкальные игрушки»

Деревянные ложки, дудочка

«Сами своими руками»

Куклы из ткани, игрушки-животные из дерева, сказочные животные из фетра, салфетки из ниток, мельница из спичек

«Библиотека»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Л. Гулыга «Пестрый хоровод», М. Смирнова «Красная девица», Ф. Кривин «Сказки, добытые из-под земли», Н. Бедник «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», В. В. Гаврилова «Индюк», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», И.А. Лыкова «Небесная Гжель» (рассказ о промысле), С. Вахрушев «Сине белая посуда», русская народная сказка «Жихарка»

«Игротека»

Народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «Платочек», «Гори, гори ясно!», «У медведя во бору», «Баба Яга», «Мороз - Красный нос», «Лиса мышкует», «Ручеек», «Золотые ворота»; Утренняя гимнастика «Матрёшки»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ

Период

Тема

Цель, задачи

Оборудование, материалы

1.

Сентябрь

Открытие мини – музея.

Цель: формирование первичных представлений о музеях, их значении.

Задачи: познакомить с музеем; развивать интерес к работе музея; воспитывать бережное отношение к экспонатам, добрые чувства к русскому народному творчеству.

Экспонаты: матрешки, тряпичные куклы, деревянные ложки, игрушки-животные из дерева, дымковские игрушки и др.

2.

Октябрь

Занятие – экскурсия «Что за чудо эта дымка»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к народному творчеству (Дымковские игрушки).

Задачи: продолжать знакомить детей

с произведениями глиняных дел мастеров; закрепить знания об истории возникновения глиняной игрушки; развивать умение видеть особенности росписи, элементы узора; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Дымковские игрушки, иллюстрации

3.

Ноябрь

Занятие – экскурсия «Русская гжель»

Цель: создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров.

Задачи: знакомить с историей происхождения гжельского промысла, с его

особенностями; формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла; активизировать словарный запас; воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели.

Изделия гжельских мастеров, альбомы с изображением гжельских элементов, узоров, изделий; части игры «Собери посуду»

4.

Декабрь

Занятие – экскурсия «Русская матрешка»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре.

Задачи: продолжать знакомить детей с народной игрушкой;  закрепить представление о разнообразие матрешек, их индивидуальности, истории возникновения.

Игрушки-матрешки, иллюстрации с матрешками разных мастеров

5.

Январь

Занятие – экскурсия «Куклы из прошлого»

Цель: создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Задачи: познакомить детей с историей возникновения, видами и характерными особенностями тряпичных кукол; развивать эстетический и художественный вкус; воспитывать интерес к истории России, любовь к русской народной культуре.

Тряпичные куклы

6.

Февраль

Занятие – экскурсия «Что носили на Руси»

Цель: формирование у детей представлений о русской народной одежде (рубаха)

Задачи: расширять представления детей об одежде на Руси, о народных традициях и обычаях; воспитывать интерес к народному быту.

Рубахи в старинном русском стиле, лавочки, терем

7.

Март

Занятие – экскурсия «Павлопасадские платки»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с историей русского платка.

Задачи: познакомить детей с новым промыслом; рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей и платков, истории появления платка на Руси и его назначении; воспитывать бережное отношение к изделиям народного промысла.

Расписные платки, иллюстрации с изображением платков

8.

Апрель

Занятие – экскурсия «Русский валенок»

Цель: обогащение знаний детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовления, вариантах декора.

Задачи: познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения; воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.

Ноутбук, проектор, презентация «Русский валенок», валенки

9.

Май

Занятие – экскурсия «Музыкальные игрушки»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи: расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины; воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.

Кукла-мальчик в русском народном костюме – Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки, иллюстрации с изображением деревянных ложек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В музеях города Архангельска"

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе...

Из опыта работы: «Знакомство детей с музеями города Белгорода»

Познакомить детей с музеями города Белгорода. Дать представление о назначении музеев....

Патриотическое воспитание дошкольников через посещение музеев города

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому...

план взаимодействия с краеведческим музеем города

план взаимодействия с музеем краеведения города...

Методическая разработка "Маршрут выходного дня. Памятка родителям о музеях города Санкт-Петербурга и города Пушкина"

Музеи – замечательные помощники для мам и пап, которые хотят развить в своём ребёнке заложенное природой и дать ему широкий кругозор, что поможет маленькому человеку обрести собственное видение ...

Виртуальная экскурсия с Всезнайкой «По музеям города Самары» для детей старшего дошкольного возраста

Игра-путешествие для воспитанников старшего дошкольного возраста познать музеи родного города Самара...