ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья (средняя группа)
Приведены результаты изучения современных воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС. Цель работы – выявить воспитательно-образовательные технологии в ДОУ, отвечающие требованиям ФГОС. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelno-obrazovatelnye_tehnologii.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.3
Мифтахутдинова Л.Ю.,
Воспитатель
Воскобойникова Е.С.,
Учитель-логопед
Мельникова Н.В.,
Воспитатель логопедической группы
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Аннотация
Приведены результаты изучения современных воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС. Цель работы – выявить воспитательно-образовательные технологии в ДОУ, отвечающие требованиям ФГОС. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий.
Ключевые слова
Воспитание, педагогика, дошкольный возраст, дошкольное обучение, воспитательно-образовательные технологии, ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155, направлен на решение таких задач как – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [3]. Таким образом, ФГОС в ДОУ предполагает создание актуальных, отвечающим вышеперечисленным задачам, образовательных программ. Сегодня воспитательно-образовательная деятельность каждого дошкольного учреждения регламентирована Стандартом, но выбор технологий в образовательном и воспитательном процессе зависит от руководства, педагогического коллектива детского сада.
Понятие «технология» автор учебно-методического пособия «Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» О.А. Комарова трактует как: «комплексное понятие, содержание которого включает в себя совокупность методов, приемов деятельности, а также необходимый инструментарий (предметы, оборудование) для их реализации» [2, С.30]. Разумеется, в образовательном процессе речь идет о педагогических технологиях, направленных на решение задач, поставленных ФГОС. В данном случае, рассматривается возможность применения воспитательно-образовательных технологий в процессе дошкольного воспитания и образования.
Стоит отметить, что специфика дошкольной психологии позволяет применять игровую деятельность не только как активное времяпровождение, но и как педагогическую технологию. Такая игра будет направлена на решение конкретных задач, а кроме того, включает в себя предварительную диагностику, на основе которой строится образовательный процесс с применением игровых технологий. О.А. Комарова поясняет: «Игра как педагогическая технология направлена на достижение определенного результата, помогает поддержать интерес, мотивацию, активизировать обучающихся, а игровой сюжет развивается параллельно образовательному содержанию. Фактически любую игру – и сюжетно-ролевую, и дидактическую, и подвижную и др. можно рассматривать в качестве педагогической технологии, если четко представлять задачи, на решение которых она направлена, а также результаты, которые планируется достичь» [2, С.31].
Необходимо сказать о том, что воспитательный процесс всегда подразумевает приобщение детей к моральным ценностям и устоям, передачу накопленного опыта. Так игровую деятельность можно применять в воспитательном и образовательном процессе, облегчая тем самым процесс передачи важных знаний, умений и навыков, норм и правил, необходимых для формирования личности. Рассмотрим некоторые современные воспитательно-образовательные технологии с компонентом игры в дошкольном образовательном учреждении, отвечающие ФГОС:
- Сюжетно-ролевая игра «Я – журналист». Данная технология предполагает проведение импровизированной пресс-конференции, в которой каждый ребенок может почувствовать себя как в роли отвечающего, так и в роли задающего вопросы. Игра направлена на развитие общения и коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование и укрепление мотивации к различным видам труда, профессиям. При этом тема игры задается воспитателем и может быть направлена на решение любых воспитательных или образовательных задач. Например, «Животные Красной Книги», «Все профессии важны», «Великие Защитники Отечества», «Герои войны», «Флаг любимый наш».
- Дидактическая игра «Я – художник». Участники игры получают бумагу и акварель, а ребята на некоторое время представляют себя художниками, которые могут создать настоящий шедевр. Игра направлена на развитие художественно-эстетического вкуса и развитие интересов детей в различных областях жизни. В процессе рисования дошкольники могут знакомиться с животными России или отдельно взятого региона, временами года, семейными ценностями под руководством воспитателя.
- Игра-развлечение «Путешествие в мир правил дорожного движения». Ребята участвуют в спортивной эстафете с использованием дорожных знаков и знакомятся с правилами дорожного движения. Игра направлена на формирование основ безопасности на дороге, в быту и природе.
- Подвижная игра «Пожарный – важный человек». Во время игры дошкольники превращаются в пожарных и принимают участие в состязаниях на ловкость, быстроту реакции, эрудицию. Игра направлена на знакомство с различными видами трудовой деятельности, развитие коммуникативных навыков.
- Пальчиковая игра «Я в деревне». Во время игры дети проговаривают стихотворные строки, рассказывают о занятиях в деревне. Темой игры могут стать правила безопасности во время отдыха на водоемах, в природной среде, а также бережному отношению к животным и растениям.
- Настольный театр «Репка». Простая сказка с использованием настольного театра формирует понимание семейных ценностей, где «все за одного и один за всех», а также важность ручного, совместного труда.
- Подвижная игра «Вершки и корешки». Во время игры дошкольники взаимодействуют друг с другом с помощью мяча, знакомятся со съедобными овощами и фруктами. Тема игры может быть сужена, в зависимости от воспитательных задач – например, знакомство с овощами и фруктами, растущих на земле в конкретных поселениях региона.
Стоит отметить, что это лишь разновидности возможных воспитательно-образовательных технологий. Расписаны названия игр, однако здесь важна сама форма – дидактическая или подвижная игра, настольный или пальчиковый театр, сюжетно-ролевая игра или игра-развлечение. Выбор наиболее подходящей формы зависит от задач, стоящих перед воспитателями и материально-техническими возможностями. Так, среди распространенных тем, которые можно рассматривать с помощью воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности:
- Ценности Родины и природы.
- Человеческие ценности – семья, дружба, сотрудничество, взаимодействие.
- Ценности учения, знания.
- Ценности здорового образа жизни.
- Ценность труда, профессий.
- Эстетико-культурные, художественные ценности.
Таким образом, можно считать, что совокупность различных форм и компонентов игровой деятельности – это воспитательно-образовательные технологии, которые активно применяются в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС.
Список использованной литературы
- Каминская, И.М. Использование игровых технологий в процессе конструирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС // Наука и образование: новое время. 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32285122 (дата обращения: 14.02.2023г.).
- Комарова, О.А. Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Учебно-методическое пособие // Московский государственный педагогический университет. 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42765245 (дата обращения: 14.02.2023г.).
- ФГОС Дошкольное образование: [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14.02.2023г.).
© (ФИО автора), 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
Здоровьесберегающие техноогии в ДОУ...
мониторинг воспитательно- образовательного процесса детей старшей группы в соответствии с ФГОС
мониторинг воспитательно- образовательного процесса детей старшей группы в соответствии с ФГОС...
Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
Виды образовательных технологий...
Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы в логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО.
Циклограмма календарного планирования помогает воспитателю вести воспитательно-образовательную работу в четкой системе, конкретезируя и корректируя ее. Предтсавленная разработка составлена с уч...
«Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии со ФГОС. Здоровьесберегающие технологии»
Актуальность.Одной из наиболее важной на сегодняшний день образовательной педагогической технологией можно считать - здоровьесберегающую. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью...
Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"...
Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО
Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО...