Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
статья по обж на тему
Здоровьесберегающие техноогии в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.
Для детей младшего дошкольного возраста крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
В нашем ДОУ ведется работа по оздоровлению детей через:
I. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
- осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
- выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
- диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
II. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
- бодрящая гимнастика после сна;
- ежедневный режим прогулок;
- создание необходимой развивающей среды;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
- музыкальные занятия;
- логоритмика;
- хореография;
- занятия по формированию здорового образа жизни.
III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
- босохождение;
- умывание;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
- воздушные ванны в облегченной одежде;
- гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;
- гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
IV. Осуществление лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- сбалансированное питание;
- вакцинация против гриппа;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- употребление соков и фруктов;
- кварцевание групп;
V. Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- дыхательная и звуковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- логоритмические и танцевальные упражнения;
- физкультурные минутки и динамические паузы;
- подвижные игры;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
- игровой массаж.
VI. Консультативно – информационную работу:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
- ознакомление родителей с результатами диагностики;
- проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
- информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;
- активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;
- организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
- проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровьесбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее....
«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
В статье описаны здоровьесбеоегающие технологии....
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС.
laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
Современные здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС в ДОУ...
«Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии со ФГОС. Здоровьесберегающие технологии»
Актуальность.Одной из наиболее важной на сегодняшний день образовательной педагогической технологией можно считать - здоровьесберегающую. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью...
Методическая разработка "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
quot;Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"...