Проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"
методическая разработка (старшая группа)

Мингалёва Александра Сергеевна

Проект предназначен для формирования интереса у детей старшего дошкольного возраста к познанию нашего города и к традициям, культуре и жизни народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx103.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» г. Советский»

Проект

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Моя малая родина».

Разработчик проекта: Мингалёва А.С.

                                                                                                воспитатель старшей группы «Гусельки»

г. Советский

2023 г.

Содержание

Наименование

Стр.

1.

Пояснительная записка

3 стр.

2.

Цель, задачи

3 стр.

3.

Предполагаемый результат

4 стр.

4.

Участники проекта

5 стр.

5.

Новизна

5 стр.

6.

Планирование проекта

6 стр.

7.

Литература

11 стр.

8.

Приложение 1 (конспекты)

12 стр.

9.

Приложение 2 (консультации для родителей)

27 стр.

10.

Приложение 3 (картотека подвижных игр)

31 стр.

11.

Приложение 4 (сказки народов ханты и манси)

39 стр.

12.

Приложение 5 (фото отчёт)

44 стр.

  1. Пояснительная записка

В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнут ы только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры.

На основании Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется национальный проект «Образование», одна из целей которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое. Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера.

Проблема: беседуя с детьми и проанализировав перспективное планирование, выяснилось, что не достаточно уделяется внимания изучению детьми старшего дошкольного возраста истории, культуры, быта и традиций нашего города и народов Севера, произведений устного народного творчества народов ханты и манси и о том, как живут эти народы на территории Югры.

Причины:

  • Недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно -

методической литературой в ДОУ.

  • Недостаточно отводится времени для совместной деятельности взрослых и детей по теме.
  • Низкий уровень заинтересованности родителей и педагоговв работе с детьми по данной теме.

Цель проекта: Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к познанию нашего города и к традициям, культуре и жизни народов Севера.

Задачи:

  • Расширить знания детей о родном городе: история, символика, достопримечательности.
  • Обогащать и активизировать словарь детей; развивать умение составлять рассказы о достопримечательностях своего города; побуждать свободно мыслить, фантазировать.
  • Развивать познавательную активность детей, коммуникативные навыки, творческие способности.
  • Расширять представления детей старшего дошкольного о животном и растительном мире ХМАО-Югры, быте, культуре и традициях народов ханты и манси;
  • Формировать        любовь к родному краю, своей малой родине, воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою малую родину.
  • Совершенствовать систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами.

Формы и методы реализации проекта с детьми:

  • Беседы: о нашей малой родине- городе Советский, «Коренные жители края: ханты и манси, их культура и быт» и др.;
  • Чтение художественной литературы, сказок;
  • Просмотр мультфильмов, видеороликов, презентаций;
  • Игровая деятельность (дидактические, подвижные игры народов севера - ханты и манси);

                     

  • Задание выходного дня для семей воспитанников (экскурсии в библиотеку, экскурсии в музей города);
  • Творческая деятельность детей;
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей (создание макетов, картотек игр и др.);
  • Организация мини – музея «Мой край» (пополнение уголка по родному краю поделками декоративно – прикладного творчества, альбомами, наглядным материалом по данной теме);
  • Музыкальные и спортивные праздники, развлечения по теме.

Планируемые результаты

  • Расширение знаний об истории родного города;
  • Воспитание любви и бережного отношения к своему городу;
  • Дети познакомятся ближе с родным краем, с культурой местного населения ханты и манси (игры, быт, традиции);
  • Расширят знания о народах Севера, некоторых представителях животного и растительного мира;
  • Повысят интерес к окружающему миру своего края;
  • Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности;
  • Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой край;
  • Повысится родительская компетентность в воспитании, развитии и обучении детей.

Тип проекта: Долгосрочный, групповой, творческо-поисковый.

Срок реализации: октябрь 2022 г.– апрель 2023 г.

При организации проектной деятельности мы учитывали следующие принципы педагогической работы:

  • Принцип доступности        изучаемого материала;
  • Принцип интеграции (рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и творческих нагрузок);
  • Комплексно-тематический принцип (непрерывность и последовательность педагогического процесса). Этот принцип позволяет вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОО (сотрудничества с социумом и родителями; эффективно организовывать усвоение краеведческого материала детьми. Важно тщательно продумать, что показать и рассказать детям, что можно наблюдать в окружающей действительности, выделить характерное для своего края).

Участники проекта:

  • дети старшей группы  «Гусельки» (5-6 лет),
  • воспитатели группы,
  • старший воспитатель,
  • музыкальный руководитель,
  • инструктор по физической культуре,
  • родители воспитанников,
  • социальные партнѐры:
  • МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района;
  • МБУК «Музей истории и ремесел Советского района»;

Новизна проекта: воспитания чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, приобщение детей к духовно-нравственной культуре малочисленных народов севера – ханты и манси, изучение их традиций, культуры и быта родного края, через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества с родителями и социальными партнѐрами.

  1. План реализации проекта: Первый этап. Целеполагание.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников реализуется через беседы, ознакомление с художественной литературой, традициями малочисленных народов севера – ханты и манси, их культурой и бытом. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, уважительного отношения к природе, людям, государству, Родине.

Второй этап. Разработка проекта.

  • Подбор методической литературы;
  • Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями и социальными партнерами;
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта).

Третий этап. Реализация проекта.

Планирование проекта «Югра – мой край родной»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат (продукт)

1.

Беседы о нашем  городе Советский

ОКТЯБРЬ

Воспитатели, дети

Воспитатели

Фотоальбом

  «Достопримечательности нашего города»

2.

Беседа «Профессии в нашем городе Советский».

«Профессии взрослых в Югре».

Воспитатели, дети

 Беседа с экскурсией «Спорткомплекс Олимп»

 Просмотр презентации «Достопримечательности нашего города»

Фотоотчет

 

 Презентация

3.

4.

Воспитатели, дети

 

5.

6.

 7.

Беседа с экскурсией «Профессия библиотекарь»

Создание мини - музея «Мой край»

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

НОЯБРЬ

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители

Воспитатели

 Фотоотчет

 

Мини-музей «Наш край»

Консультация в родительском уголке

8.

 9.

10.

11.

Клуб «Успешные родители».

Рисование «Моя любимая улица»

Создание коллажа «Мой город Советский»

Встреча с интересными людьми- с инспектором ГИБДД г.Советкий

 Декабрь

 Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, соц.партнеры

 Фотоотчет

 Рисунки детей

Коллаж

Фотоотчет

12.

 13.

14.

 15.

16.

Беседы о Ханты-мансийском округе,

рассматривание иллюстраций на тему:

«Северный край», составление

рассказов на темы: Где мы живем?

Наш город.

Чтение хантыйских и мансийских

Сказок

Занятие «Чем живет северный народ»

Просмотр документального фильма

«Один день в гостях у хантов»

Беседа «Национальная одежда

народов: ханты и манси»

Презентация: «Жизнь и быт коренных

жителей ХМАО».

Январь

Воспитатели, дети

Воспитатели

 Музей истории и ремесел Советского района, воспитатели

Воспитатели

 Воспитатели

 

Картотека сказок

Хантыйский орнамент- подвеска (поделки детей)

 Презентация

16.

 17.

18.

19.

20.

21.

22.

Создание макета «Мой край»

Чтение художественной литературы: ознакомление         с загадками, пословицами народов севера.

Просмотр мультфильма «Хантыйская

сказка»

Беседа:        «Жизнь и быт народов

севера ханты и манси»

Рассматривание иллюстраций  (одежда,

обуви, головной убор народов Ханты и

Манси, видов хантыйского орнамента

«заячьи ушки», «рога оленя», след

белки», «соболь», «ветка березы».

 

Рисование хантыйских узоров на одежде народов Севера

П/игры коренных народов

севера:«Рыбаки и рыбки», «Ловкий

оленевод», «Оленья упряжка»

Дидактические играД/игра «Угадай, чей след»; «Посели животное в свой

домик».

Февраль

Воспитатели, родители

 Воспитатели, дети

 Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Макет

Иллюстрации

 Рисунки детей

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Беседа: «Чем богат наш край»

Презентация «Наш северный край»: продолжать знакомить с растительным и животным миром нашего края.

Чтение худ.лит-ры: сказка "Олешек

золотые рожки"

П/игры коренных народов

севера:«Полярная Сова и евражки».

«Олени и оленеводы».

Виртуальная экскурсия музеев

ХМАО-Югры «Я поведу тебя в музей»

 Встреча с интересными людьми заповедник «Малая Сосьва»

Март

Воспитатели, дети

 Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Инструктор по физической культуре,дети

Воспитатели

Заповедник «Малая Сосьва»

Мини-музей «Моя малая Родина»

 Поделка: белка

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Беседа «Вороний праздник».

Чтение худ.лит-ры: мансийской сказки

«Ворона и сорока», А. Тарханов «Черный ворон».

 Творческо-игровая мастерская «Птицы»

П/игры коренных народов севера

Просмотр мультфильма «Когда луна на землю приходила»

Экскурсия в музей «Память»

Экскурсия по достопримечательностям г.Советский

Апрель

Воспитатели , дети

Воспитатели , дети

Воспитатели , дети

Инструктор по физической культуре

Воспитатели , дети

Воспитатели , дети

Воспитатели , дети

Презентация «Вороний день»

Выставка «Птицы нашего края»

Поделка «Фронтовое письмо»

Фотоотчет

Фотоотчет

Итоговое мероприятие:

Вывод:

Проект «Югра – мой край родной», помог нам реализовать в полной мере часть, формируемую участниками образовательных отношений Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д\с «Малышок». Во взаимодействии с социальными партнерами выйти на новый уровень сотрудничества.Дети познакомились ближе со своим городом и краем Югрой, расширились представления о быте, культуре и традициях народов ханты и манси научились узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры). Повысилась познавательная активность детей, коммуникативные навыки, дети расширили

знания о некоторых представителях животного и растительного мира ХМАО-Югры, смогли отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысили коммуникативные навыки, интерес к окружающему миру своего края.

На базе МАДОУ д/с «Малышок» педагоги ДШИ, «Музея истории и ремесел», организовывали и проводили для детей, открытые занятия, творческие мастерские; для педагогов и родителей воспитанников мастер-классы, показывали презентации, музыкальные сказки, с участием обучающихся в ДШИ.

Считаем, что цель работы достигнута – мы познакомились с историей, культурой и традициями нашего края. Рассказали о красоте и величии Югры. Подготовили материалы своей работы.

Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнеров.

Результаты работы над проектом:

Для детей:

  1. Успешность воспитанников в социализации вышло на более качественный уровень. Качественный показатель усвоения Основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной к школе группе повысился с 40 % до 80 %.
  2. Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей, повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.
  3. Сформировались нравственно-патриотические качества (дети испытали чувство гордости за своих родителей, за свою малую родину).

Для педагогов:

  1. Педагоги получили и обогатили опыт в освоении метода проектирования.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда существенно обновилась и пополнилась. В группе созданмини-музеи.

Для родителей:

  1. Активность родителей в воспитательно-образовательном процессе увеличилось с 62%

до 93%.

  1. Изменение отношения родителей к проблеме формирования интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям.
  2. Расширили возможности сотрудничества со своими детьми, подготовили материал для обучения своих детей.

Развивающая предметно-пространственная среда музея «Югра-мой край родной»

  1.  Макет «Мой край»;
  2. Альбом с рисунками детей;
  3. Подборка консультаций для родителей;
  4. Лэпбук «Животный и растительный мир нашего края»;
  5. Презентации: «Наш край – Югра», «Быт народов ханты и манси» и др;
  6. Картотеки: (игры,стихи, пословицы, поговорки, сказки по теме);
  7. Занятие «Экологические сказки для детей»;
  8. Фотоальбомы («Мои родители работают в Югре», о мероприятиях).

Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа над реализацией проекта длилась с октября 2018 г. по апрель -2019 учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Список литературы

  1. Буровичок        –        Югорка.        /        Лебедева,        О.        /        Екатеринбург: Средне-Уральское        книжное издательство,

2008. – 87с.

  1. Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.
  2. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихугров. – М.: Издательство ИКАР, 2003. – 208 с.
  3. Кумаева М.В.        Сказки, песни, загадки народа манси.Фольклорный сборник. – Ханты-Мансийск: ООО «Югорский формат», 2015. – 164 с.
  4. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.
  5. Оборотова Е.А.        От печки. – Новосибирск: «Наука-Центр», 2003. – 224 с.
  6. Прокопенко В.И.        Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: Учебное пособие.

– Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 296 с.

  1. Прокопенко В.И., Прокопенко В.В.        Настольные        игры        коренных        малочисленных        народов Севера Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2004. – 140 с.

Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

Сказки народов Севера / Составитель:В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.

  1. Стихнина И.П., Рыбьякова Н.С. Духовное наследие (легенды, сказки): Учебное пособие для классных руководителей, педагогов организаторов, воспитателей, организаторов летнего отдыха   детей и подростков, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе, родителей. – Ханты-Мансийск: издательство ИРО, 2008. – 192 с.
  2. Шестакова В.А., Максимова Л.Ф., Рослякова Л.В., Пирагова С.Ю., Парыгин Е.В. Человек в родном крае: Сборник дидактических материалов в помощь методистам, специалистам и воспитателям дошкольных учреждений. –Советский, 2003. – 50 с.

Приложение 2

Консультация для родителей

«Подвижные игры народов Севера»

Уважаемые родители! Познакомить детей с играми какого-нибудь народа - лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимой детской сказки « Малыш и Карлсон» и др.) сказала: «Игра – это желание жить».        Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают.

Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.

Поиграйте с детьми!

Тюленьи бега

Эта игра - состязание в беге. Игроки подражают тюленям. Все располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Консультация для родителей на тему:

«Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Учѐными давно доказано, что всѐ духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях, проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.

Фольклорное наследие – это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами и светом многих и многих предшествующих поколений. В тех, кто воспитан и живѐт в фольклорной традиции, - истинное и достойное продолжение жизни народа.

Каждый народ создаѐт свою, оригинальную художественную систему фольклора, но отличительными чертами устного народного творчества всегда остаются особая поэтика, специфическая народная символика, постоянные эпитеты, повторы, зачины, чудесные, фантастические элементы в сюжетах.

Одним из жанров детского фольклора является сказка. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании ребѐнка. Сказку привлекал себе в помощь В. А. Сухомлинский, обучая ребят видению природы. Благодаря сказке ребѐнок познаѐт мир природы не только умом, но и сердцем, и не только познаѐт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своѐ отношение к добру и злу. Через детские сказки дети познают окружающий мир, знакомятся с животным и растительным миром, узнают о взаимосвязи всего сущего вокруг нас. Ребѐнок с раннего детства должен освоить и помнить, обители окружающей природы сами по себе не вредны, их не нужно вызывать на спор, надо их беречь, изучать их своеобразный нрав, повадки.

Особый интерес представляют заклички. Этот жанр свидетельствует о том, что детский фольклор в своих истоках связан с заклинаниями, заговорами, с забытыми обрядами, от которых он отделился и стал существовать самостоятельно. Каждая из природных стихий ( в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички,  ребѐнок входит в контакт с ней. Важно, что ―проводником‖ в этом случае вновь является слово: с самого детства ребѐнок верил в его весомость и значимость. Чудесные свойства явлений природы выражаются как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они приносят. На прогулке в ненастную погоду, для того чтобы выглянуло солнышко, можно предложить произнести детям следующую закличку:

―Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко.

Твои детки плачут

По камушкам скачут! ‖

Можно предложить детям напеть закличку, и солнышко их услышит. Они кличат, обращаются с просьбой, выражают свои чувства и ждут от природы появление солнца.

Веками народ отбирал и хранил потешки, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей игре, в процессе общения с природой. Знакомство с потешкой можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций например, Васнецова, игрушек. Рассмотрев, рассказать об этом персонаже, прочитать потешку, объяснить значение новых слов. Например:   Уж как я ль мою коровушку люблю.

Играйте с детьми и будьте здоровы!

Приложение 3

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

«Берегись охотника»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.

Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

«Бег с капканом»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Цель: развитие быстроты, силы ног.

«Бой медвежат»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

«Бой лосей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

«Быстрый олень»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей).

«Важенка и оленята»

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, С нею оленята.

Топают по лужам Оленята малые Терпеливо слушая Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики ( круги). Пойманных оленей волк уводит к себе.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

«Гонки на нартах»

Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины.

«Звери и птицы»

Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

«Льдинки, ветер и мороз»

Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.

Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».

На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.

«Куропатки и ягодки»

Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.

Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лѐгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своѐ гнездо). Победителем становится та куропатка, которая

поймала больше ягодок.

Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

«Ловля оленей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними. Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.

«Гонки на оленях»

Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету. Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

«Снежный лабиринт»

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету

Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Олени и пастухи

Все игроки — олени, на головах у них атри буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду щих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Куропатки и охотники

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

Па полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные        игроки — рыбки.        Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети- рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур

— это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

  • Вы смелые ребята?
  • Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

- Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом — это олени.

По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и овражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — овражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна овражки бегают на площадке, на гром кий удар бубна овражки становятся столбиком,

не шевелятся. Полярная сова облетает овражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры

(послетрех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут  к флажкам, поставленным заранее на

противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды.

Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон

площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты

или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу

«Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии.

На противоположном конце площадки флажки. По сигналу

(хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал.

Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу

«Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего

«Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та

считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся

на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного, волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По лучивший бубен должен повторить в точности

ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит

за спину, про пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает

ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь толь ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной

ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает

тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям.

В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать.

Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка сле дует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от

него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки,

скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!»

они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные

куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После

двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники

начинают ло вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперѐд – назад и на каждый

шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаѐт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увѐртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура.

Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берѐт за руки стоящих впереди собак.

Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

Приложение 4

СКАЗКИ

«Хочу, не хочу» (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было. Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Рябчика с внуками. Смотрит Рябчик, как Заяц с Зайчихой с чужими детьми хорошо обращаются, говорит:— Заяц с Зайчихой, у вас будет сын.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка. Отец с матерью

обрадовались, мать от сына и не отходит, по ночам не спит, берестяную люльку качает, поѐт. Сынок быстро растѐт — лесные звери ему ноги подарили, из тѐплых краев прилетевшие птицы язык ему принесли. Одно горе — малыш не играет, не ест, всѐ время плачет и что ни увидит — кричит: Хочу, не хочу! Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит: — Не хочу! Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится,к сыну идѐт: — Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принѐс, поешь. Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает: — Не хочу! Отец другие вкусные листочки приносит, даѐт сыну:

  • На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими. Зайчонок только погрызѐт, целиком не съест и снова кричит: Не хочу!

Наконец отец говорит: — Завтра в лес пойдѐм. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится. Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит: — Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает. Снежинка увидел лисий хвост — плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел- смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

  • Это что же, мои отец с матерью без хвостов? И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился — хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик- комочек схватил и закричал:
  • Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит: — Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит: — Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю. Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит: — Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошѐл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбе- жит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился — хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

  • Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели! Звери только смеются. Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Орѐл его сверху увидел, вниз спустился, схватил Снежинку за хвост и потащил его домой, чтобы съесть.
  • Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несѐшь? Зайчонок лапами дѐргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит: — Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.

«ЛИСА И ГУСИ»

На берегу речки лиса увидела гусей и говорит:- Я вас съем. Гуси        отвечают: - Ты, лиса, хорошая лиса, не ешь нас.

  • Нет, - говорит лиса, - съем, всех съем.
  • Лиса, перед смертью мы тебе одну песню споем. Когда песня кончится, тогда ешь нас. Первый гусь запел:-

-Га-га-га!

Потом второй запел:

  • Га-га-га! Га-га-га! Затем третий запел:

-Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Четвертый запел:

  • Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

Затем все вместе запели: -Га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га-га! Так они до сих пор поют.

«ЗАЙЧИШКА»(хантыйская сказка)

Зайчишка ел осоку и порезал себе губу. Пошѐл он к огню. Говорит зайчишка огню:

  • Сожги осоку.
  • В чѐм осока виновата (какое зло осока сделала)?
  • Когда я ел осоку, губу порезал!
  • Это твоя собачья жадность!

Пошѐл зайчишка к воде. Говорит он воде:

  • Погаси огонь!
  • В чѐм огонь виноват?
  • Не зажигает осоку.
  • В чѐм осока виновата?
  • Когда я ел траву-осоку, губу порезал.
  • Это твоя собачья жадность!

Зайчишка пошѐл к большому бобру и сказал:

  • Выпей воду.
  • В чѐм вода виновата?
  • Вода огонь не гасит.
  • В чѐм виноват огонь?
  • Огонь осоку не зажигает.
  • В чѐм виновата осока?
  • Когда я ел осоку, губу себе порезал.
  • Это твоя собачья жадность!

Зайчишка побежал к мужчинам, у которых были луки и стрелы. Говорит:

  • Убейте большого бобра!
  • В чѐм виноват бобѐр?
  • Большой бобѐр воду не пьѐт.
  • В чѐм вода виновата? Вода огонь не тушит.
  • В чѐм огонь виноват?
  • Огонь не поджигает осоку.
  • В чѐм осока виновата?
  • Когда я ел осоку, порезал губу.

Зайчишка к мышам побежал. Мыши его пожалели, побежали грызть тетиву лука. Мужчины собрались убить большого бобра. Большой бобѐр собрался выпить воду. Вода поднялась, стала гасить огонь. Огонь вспыхнул и попал на осоку. Зайчишка обжѐг себе кончики

ушей и лапки.

«Идэ» (Хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.

Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» - думала бабушка.

Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:

  • Пойдем, Идэ, орешки собирать!
  • Пойдем, бабушка!

Бабушка села в легкую лодку-долбленку, усадила Идэ, положила ружье, подтолкнула лодку

  • и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.

Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.

В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. СтараяИмъял-Пая колотушкой по сучку ударит - шишки сами падают.

Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошелку с орехами на горе оставила.

  • Ох, Идэ, кошелку забыли! Сбегай принеси! - говорит она. Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошелка, а рядом ружье.

Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала. Закричал Идэ, заплакал:

  • Зачем ты оставила меня, бабушка?  Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу - быстро гребла

веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал -

нашел дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружье к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошел. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:

  • Всего съешьте, только голову не троньте!

А его никто и не трогает. Только стук кругом идет - шишки падают. Идэ еще крепче ружье к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул все-таки. Спал, спал - проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул - здесь рука. Правую руку протянул - здесь рука.

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!

Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:

  • Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:
  • Не сердись, Идэ. Ты - человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек - везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!

Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет - один идет. Так бабушка отучила внука бояться.

«Как медведь хвост потерял»

Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был.

Однажды лиса говорит медведю:

  • Пойду рыбки половлю, хочу свеженькой отведать. Медведь спросил:
  • Как же ты, сестричка, голыми руками рыбу станешь ловить? Лиса говорит:
  • Очень просто: суну хвост в прорубь, рыба сама придет-любит она за хвост цепляться!

Так лиса и ушла на ловлю.

Как раз тут мужики рыбу ловили. Лиса легла на снег, как мертвая. Наловили мужики рыбы, уложили на нарту и поехали. На дороге лису увидели и на рыбу в нарту ее положили. Лиса мешок с рыбой прогрызла, рыбу на дорогу всю выбросила, а потом и сама убежала.

Сидит лиса и ест рыбу. Медведю даже завидно стало, Думает: "Так-то и я могу наловить!" Пошел медведь на реку, засунул хвост в прорубь и сидит.

Долго сидел так. Надоело. Думает: "Дай попробую, много, должно быть, уже рыбы на хвосте!" Начал хвост из воды тащить, а хвост, оказывается, примерз. Стал медведь тогда изо всех сил дергать свой хвост, да и оторвал его.

С тех пор медведь без хвоста остался. Никакого хвоста у медведя теперь нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"

Проект "Моя малая Родина" поможет детям узнать историю возникновения родного города Березники, основные достопримечательности, флаг и герб города, известных людей....

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"

Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой ...

Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"

Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Моя малая Родина"

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае стране, особенностях русских традиций.Основное направление проекта : формирование глубоких чувств к родному краю,...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Москва»

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, России. ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста " Сердце Родиной тревожь"

данная разработкм была сделана в рамках работы по проекту "Разговоры о важном"...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Малая Родина – мой любимый город»

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного р...