Оборудование для детей с РАС
статья

Меньтюгова Анастасия Владимировна
Сова-нянька

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорная интеграция – что это такое?»

Отвечаю и подробно рассказываю. 

 Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».

 Основное содержание: 

  • Работа на оборудовании Сова Нянька.
  • Комплекс игровых мероприятий, нацеленных на уравновешенность в поведении и усидчивость при занятиях в детском саду.
  • Работа на упражнения с гимнастическими мячами, упражнения на креслах с гранулами или на одеяле с гранулами.
  • Двигательные упражнения для улучшения координации движений.
  • Интеграция работы вестибулярной системы, в том числе сниженная или повышенная активность вестибулярной системы.
  • Работа над удержанием равновесия, устойчивости при перемещении, координацией движений.
  • Устранение внутренних причин укачивания при перемещении. Работа с подвесным инвентарем.
  • Интегрирование движений, планирование и правильная реакция. Взаимодействие с окружающей средой, упражнения с мягким инвентарем и дидактическими карточками.
  • Работа с видами нарушений деятельности над контролем за движением;
  • Работа над реакциями, связанными с положением и сохранением тела в пространстве, определенной позы;
  • Работа с нарушением специфических двигательных навыков;
  • Работа с нарушением двигательного планирования;
  • Развитие устойчивых паттернов планирования двигательных навыков.
  • Нормализация восприятия и обработки ощущений центральной нервной системой ребенка, получаемых от рецепторов кожи (сниженная чувствительность или, наоборот, тактильная гиперчувствительность).
  • Упражнения на ощущения для мелкой моторики с использованием сенсорного уголка, экосенсорного стола и светового стола для рисования песком.
  • При расстройствах аутического спектра (работа с регистрацией сенсорных сигналов (импульсов) при нарушении их обработки центральной нервной системой, апраксия (Апраксия — расстройство способности выполнять последовательные действия при сохранении необходимого объёма сенсорных и двигательных функций. Возникает при поражении различных отделов коры, подкорковых узлов. Диагностируется по данным неврологического обследования, включающего специфические нейропсихологические пробы. Причина выявленных нарушений определяется при помощи методов нейровизуализации (МРТ, КТ, МСКТ). Лечение апраксии зависит от этиологии поражения, осуществляется с применением медикаментозных, нейрохирургических, реабилитационных методик); модуляция сенсорных импульсов;
  • Работа над регуляцией избыточной активности и двигательного планирования.

Описание и применение оборудования Совы Няньки.

 Совобатут - Оригинальный батут со сверхэластичной центральной частью. Предназначен для организации различных сенсорных пространств тренирует вестибулярный аппарат.

Лестница веревочная треугольная с деревянными ступенями - Развивает  чувство равновесия и вестибулярную систему Улучшает концентрацию внимания, а значит и результаты учебы

Соволента - Оригинальные подвесные качели в виде ленты. Позволяют качаться не только сидя, но и лежа на качелях животом.

Совоблок — это очень прочный внутри, но мягкий снаружи кубик (точнее, параллелепипед, но Сова-Нянька зовёт его кубиком), на который можно без опаски вставать  для того, чтобы развешивать и перевешивать снаряды сенсорно-динамического зала «Дом Совы»

«Хитрые Камни» - Тренажёр сенсорный — набор утяжеленных разноразмерных «камней». В комплекте 10 шт. Размер камней не совпадает с весом — крупные камни обладают легким весом, мелкие — самым тяжелым. Это привлекает внимание ребенка к его проприоцептивным ощущениям и заставляет пересматривать уже сформированные схемы в случае их ошибочности.

Мячик Совы — это идеальный фиджет, специальная вещь, предназначенная для того, чтобы занять руки. Он наполнен специальными полимерными гранулами и сделан из прочной, но эластичной ткани. Тактильная сенсорная стимуляция, получаемая с помощью Мячика Совы, помогает детям сосредоточиться во время выполнения учебного задания, снимает стресс, тревогу и напряженность. “Жамкать” в руках Мячик Совы можно практически бесконечно это очень приятное и затягивающее занятие.

 «Кочка Совы» -  наполнена мягкими кубиками из вспененного полиэтилена. За счет неоднородной структуры Кочки Совы лежащий на ней ребёнок получает дополнительную тактильную стимуляцию. На «Кочке Совы» можно прыгать, лежать, использовать ее как кресло - список ограничен только фантазией ребенка и специалиста!

Скакун - Такие мячи-скакуны успешно используются в ряде терапевтических методик, направленных на коррекцию у детей проблем с вниманием и школьными трудностями.

Утяжеленный мешочек - Мешочки предназначены для проведения занятий по тренировке координации, ловкости, внимания. Широко используются в различных методиках мозжечковой стимуляции.

Мега-Мяч - не «запоминает форму», не сохраняет приданные ему очертания, что делает Мега Мяч уникальным и многофункциональным сенсорным тренажером. Мега-Мяч не принимает форму тела ребенка, который лежит или сидит на нем, что позволяет держать мышцы в тонусе. Кубическая форма наполнителя, которую можно ощутить через чехол, способствует улучшению тактильной и мышечной чувствительности, обеспечивает легкий массаж при контакте. Мега-Мяч может использоваться для активных занятий, нацеленных на восполнение сенсорного опыта, физическое развитие ребенка, и для релаксации и отдыха.

Бревно - Выполняет множество функций от качелей до боксерской груши.

Бочка - Его можно использовать как в лежачем, так и в подвешенном состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге. Игры и упражнения, выполняемые с помощью Бочки Совы, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребѐнка, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Также занятия помогают детям сформировать схему тела и лучше осознавать своѐ положение в пространстве.

Бочку используют как инструмент для реабилитации и развития детей с расстройствами сенсорной интеграции, расстройствами аутистического спектра, СДВ (г), ДЦП и другими формами отклоняющегося развития.

Тоннель совы - Данный тренажер является очень полезным для детей  т.к. позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по неустойчевым поверхностям. Развивая вестибулярный аппарат, зрительную и моторную систему. Особенно если ребенок не активный, не уверенно двигается, боится и избегает подвижных игр или наоборот активный, постоянно врезается, бегает, забирается на шкаф.

Соволет – это специальный сенсорный гамак из очень эластичного материала – лайкры. Забираясь в него, ребенок чувствует себя примерно так, как когда-то чувствовал себя в животике у мамы. Ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака.

Соволет предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Но это еще не все. Соволет замечателен тем, что весь вес малыша преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела» – Картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это еще и разностороннее развитие.

Яйцо Совы - Это главный волшебный предмет Совы-Няньки. Яйцо Совы дарит свободу! Это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности как в тёплом домике. Можно перекатываться, кувыркаться, брыкаться — делать всё, что хочется! Оно развивает одновременно 3 важные для полноценного развития ребёнка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержание равновесия, тактильную — управляет кожной чувствительностью и проприоцептивную — регулирует ощущение собственного тела в пространстве. Благодаря специальным ручкам, за которые можно подвешивать Яйцо с «птенцом» внутри, оно превращается в неисчерпаемый источник разнообразных удовольствий. В Яйце можно кататься как на качелях. Испытывать себя на центрифуге как перед полётом в космос.

Платформа - Подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной интеграции. Данный снаряд может используется для игр и развивающих занятий. Помогает укрепить опорно-двигательный аппарат, способствует профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям которые боятся потерять прочную опору под своими ногами и детей слишком осторожных, что мешает им в их развитии. Также помогает детям формировать схему тела и свое положение в пространстве.

Доска Совы — не просто игрушка. В процессе качания на ней ребенок многократно пересекает среднюю линию тела, что укрепляет и активно развивает механизмы межполушарного взаимодействия. Вестибулярная и проприоцептивная стимуляция способствует сенсорной интеграции, учит ребенка распознавать ритм, улучшает баланс и тренирует навыки владения телом. Предназначена для развития чувства равновесия, координации, концентрации внимания, формирования навыков социального взаимодействия, вовлечения ребёнка в игровую деятельность. Игры и упражнения, выполняемые с помощью Доски Совы, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребёнка, развивают мышцы, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Они учат детей осознавать своё положение в пространстве, лучше понимать своё тело и чувствовать его границы.

Одеяло Совы «Модерн» – утяжелённое одеяло с регулируемым весом. Каждый ряд ячеек в нем снабжѐн молнией, которая позволяет увеличить или уменьшить вес или полностью заменить утяжелитель. Механизм действия – стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Применяется для улучшения качества сна, облегчения симптомов тревожности. Также Одеяло Совы используется как инструмент сенсорной интеграции и нейрокоррекции при гиперактивности, гипо- и гипертонусе, ДЦП, дефиците внимания, расстройствах аутистического спектра и иных формах отклоняющегося развития.

Утяжеленное одеяло состоит из нескольких множества кармашков, в каждый из которых помещена точно отмеренная порция утяжеляющего материала — Шариков Совы или лузги гречихи.

Утяжелѐнный Жилет Совы – инструмент для сенсорной интеграции. Применяется на занятиях по сенсорной интеграции и нейрокоррекции при дефиците внимания с гиперактивностью, гипер- и гипотонусе, дефиците внимания, расстройствах аутистического спектра и иных формах отклоняющегося развития. Утяжелѐнный Жилет Совы предназначен для усиления проприоцептивной и тактильной чувствительности.

Планируемые результаты занятий:

- Улучшение внимания ребенка на занятиях

- Нормализация уровня возбуждения, эмоциональной регуляции

- Улучшение когнитивных способностей ребенка

- Нормализация моторных и праксисных (практических) умений

- Улучшение общения со сверстниками, развитие социальных навыков

- Повышение уровня мотивации, проявление интереса к обучению  

- Успешность на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...

КАТАЛОГ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Современные условия быта способствуют сокращению двигательной нагрузки в жизни не только взрослых, но и детей. Все чаще по отношению к детям физиологи и врачи употребляют термин «двигательное голодани...

КАТАЛОГ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Современные условия быта способствуют сокращению двигательной нагрузки в жизни не только взрослых, но и детей. Все чаще по отношению к детям физиологи и врачи употребляют термин «двигательное голодани...

НОД Двигательная деятельность с применением "нестандартного" физического оборудования.для детей 6 года жизни.

Данный вид НОД укрепляет здоровье детей, закрепляет навыки основных видов движения,упражняет в разновидностях бега и ходьбе на "ходулях", скользящий шаг на "лыжах", формируются навыки здорового образа...

"Играйте на здоровье!" (игры с нестандартным оборудованием для детей дошкольного возраста)

Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее   полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий п...