Конспект игры экспериментирования: Бумага и её свойства.
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Конспект
игры - экспериментирования в подготовительной группе
Тема: Бумага и ее свойства.
Цель: расширение представлений детей о бумаге и её свойствах посредством организации экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная: учить детей выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; учить совершать экспериментальную деятельность для выявления свойств бумаги.
Развивающая: продолжать развивать мышление, внимание, познавательный интерес к играм-экспериментированиям.
Воспитательная: формировать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к бумаге.
Оборудование: бумага, цветы из бумаги, картон, салфетки, пластмассовые кубики большие, вода, магнитная доска, книга, конверт, таз, фартуки.
Ход игры
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Организационное мотивационный этап
Игра - приветствие
Беседа, обращенная к опыту детей
Постановка проблемного вопроса
Инструктаж по технике безопасности
|
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться! Будем радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом! - Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Давайте подойдем к нашему столу и посмотрим, что там лежит. Сейчас вы попробуете отгадать мою загадку и тогда поймете, о чем сегодня будет идти речь. Только ответ не выкрикиваем, а поднимаем руку.
Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает и деньгами. Что это? догадайтесь сами! - Как вы думаете, что же это, ребята? Маша, про что загадка? - Конечно, эта загадка про бумагу, молодец, Маша. Посмотрите на предметы на нашем столе. Некоторые из них были в нашей загадке. Из какого материала эти предметы? Лиза, из чего они? - Конечно, ты права, все эти предметы сделаны из бумаги и сегодня бы будем проводить эксперименты с бумагой. Мы попробуем узнать ее свойства. - А вы знаете, из чего делается сама бумага? Сейчас я вам расскажу. - Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из дерева, тряпок и даже из старой бумаги – макулатуры. Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят из деревьев: ели, сосны, березы и тополя. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов.
- Ребята, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но перед этим давайте вспомним правила поведения в мастерской, поиграем в игру «верно/не верно». Я вам буду говорить предложение, а вы должны определить, можно ли это делать в мастерской или нет. Если можно, то вы поднимаете руки вверх, а если нет-скрещиваете руки перед собой. Все поняли правила игры? -Бережно обращаться с оборудованием. -Бегать по лаборатории. -Убирать свое место после работы. -Кричать и мешать остальным. - Вот мы с вами и повторили правила поведения в нашей мастерской. Теперь можно заходить. |
Предположения детей.
Маша: эта загадка про бумагу.
Лиза: эти предметы из бумаги.
Дети: да. Поднимают руки. Скрещивают руки. Поднимают руки. Скрещивают руки. |
II. Основной этап
1 опыт постановка, формулирование проблемы;
выдвижение предложений (гипотез),
проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт); подведение итогов, вывод;
фиксация результатов.
2 опыт постановка, формулирование проблемы;
выдвижение предложений (гипотез),
проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов.
Физминутка
3 опыт постановка, формулирование проблемы;
выдвижение предложений (гипотез),
проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов.
4 опыт постановка, формулирование проблемы;
выдвижение предложений (гипотез),
проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт);
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов.
| - Ребята, заходим в лабораторию и перед тем, как сесть за столы давайте разделимся на группы по 4 человека, чтобы всем хватило материалов. Присаживайтесь на свои места, не забываем про правильную осанку, ноги ставим вместе, смотрим прямо. Сегодня на занятии мы выясним, какой же бывает бумага и какие она имеет свойства. - Ребята, я предлагаю вам узнать: можно ли изменить прочность одного и того же листа бумаги. Для этого нам понадобится лист и три кубика. - Как вы думаете сможем ли мы изменить прочность листа? - Я утверждаю, что у нас получится это сделать. Давайте проверим.
- Смотрите на мои действия и повторяйте за мной. Берём два кубика ставим их на расстоянии, чтобы между ними была пустота, сверху кладём лист бумаги, у нас получается мост. Теперь положим третий кубик сверху. Что случилось с нашим мостом? Катя, что случилось? Да, наш лист бумаги не выдержал веса кубика.
- А теперь давайте сделаем из этого же листа гармошку и снова построим мост. Как вы думаете, выдержит ли кубик такой мост? - Какой мы можем сделать вывод? Аня, у нас получилось изменить прочность бумаги? Да, давайте зафиксируем наш результат: если сложить бумагу в гармошку она будет крепче и прочнее обычного листа. Давайте зарисуем наш результат и прикрепим на магнитную доску.
- Для следующего опыта нам понадобится вода, поэтому давайте наденем фартуки, чтобы не обрызгаться ею. Как вы думаете, какое свойство бумаги мы можем проверить с предметами, лежащими у вас на столе? Да, вы правы, мы будем по очереди опускать предметы в воду и наблюдать, что быстрее намокнет. С помощью этих опытов мы сможем узнать плотность бумаги, салфетки и картона. Как вы думаете, что намокнет быстрее и отчего это зависит.
- Первым берём картон и опускаем его в нашу ёмкость. Что случилось с картоном? Света, что мы видим? Хорошо, вытаскиваем картон и опускаем бумагу. Она намокла быстрее? И последней опускаем салфетку. Что с ней случилось, Таня? Да, она размокла.
- Какой мы можем сделать вывод? Алина, какой ты сделала вывод?
- Да, исходя из этого опыта мы видим, что плотность салфетки меньше остальных предметов и из-за она намокла быстрее бумаги и картона. Давайте также зафиксируем результат нашего исследования.
- Я вижу, что вы немного устали. Давайте немного отдохнём, становимся рядом со своим местом и повторяем за мной движения. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим – И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо – влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке.
- Хорошо, садимся обратно на свои места и продолжаем наше занятие.
- Ребята, а вы знаете, что растения тянут воду из земли по стебельку? Предлагаю провести интересный эксперимент: распустятся ли бумажные цветы в воде? - Что произойдёт с цветком, как вы думаете?
- Вы видите у вас на столе цветочки, сначала посмотрите, как я кладу в воду один цветок, а затем вы повторите за мной, чтобы не допустить ошибки. Беру цветок и кладу его в теплую воду лепестками вверх. Наблюдаем за ним. Что вы видите? Света, что происходит с цветком? Верно, он распускается, посмотрите в моём цветочке была стрекоза. Когда лепестки были закрыты, мы её не видели. - Сейчас я вам расскажу, почему лепестки раскрылись. Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага впитывает в себя воду и разбухает, поэтому лепестки "раскрываются".
- Ребята, мы проводили опыты, в которых приходилось складывать бумагу в разные формы. Что с нею происходило? Давайте попробуем сложить простой лист бумаги. Будет ли она держать заданную нами форму?
- Берём лист бумаги и начинаем складывать его пополам, и ещё пополам. Когда складываем, можно посчитать, сколько раз вы согнули лист. Потом поделитесь, сколько раз у вас получилось сложить лист.
- Итак, ребят, у всех получилось? Во сколько раз вы загнули свои листочки? Лист остался в таком же положении, как вы его сложили? Какой из этого можно сделать вывод? - Да, ребята, бумага очень пластична, она остается в заданной ей форме. Если вы заметили, сегодня мы ее складывали на нескольких опытах и по-разному: гармошкой, в цветочек и просто сгибали. А теперь давайте зафиксируем наш результат. Вешаем наш результат на магнитную доску. | Дети делятся на группы и садятся за столы.
Предположения детей: некоторые думаю, что получится, некоторые сомневаются.
Ответы детей: мост упал и не выдержал кубик. Ответы детей.
Вывод детей: если бумагу сложить в гармошку она будет прочнее.
Ответ детей: узнаем, что быстрее намокнет. Предположения детей: салфетка намокнет первая, потому что она тонкая. Ответы: картон медленно впитывает воду; бумага намокла быстрее картона; салфетка размокла и утонула.
Вывод детей: салфетка намокла первой, из-за того, что она тоньше картона и бумаги.
Дети делают вращение головой.
Вращение рук вперёд и назад.
Руки вверх и в стороны. Повороты влево и вправо. Наклоны вперёд.
Дети садятся на места.
Предположения детей: цветок утонет/он распустится.
Ответ: лепестки цветка распустились.
Предположения детей: бумага будет держать форму.
Ответы детей: 4/5/6 Вывод детей: когда мы придаем бумаге нужную форму, она ее сохраняет.
|
Заключительный этап
Анализ зафиксированных результатов по 4 опытам
Подведение итогов детьми |
-Итак, ребята, сегодня мы провели несколько опытов. Перед тем как делать выводы, давайте снимем наши фартуки и обсудим нашу работу. Что мы сегодня повторили? Да, мы сегодня вспомнили, какого вида бывает бумага и какие у неё есть свойства
-Посмотрите на доску с результатами, какие вы выводы сделаете по результатам наших сегодняшних опытов? Аня, какие знания мы получили в ходе наших исследований? Хорошо, а ты что узнала, Наташа? Конечно, вы правы. А также сегодня мы с вами узнали, из чего состоит бумага и каких видов она бывает. Леша, напомни нам, из чего делают бумагу?
Сегодня мы проделали большую работу, вы все молодцы! Что вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? Я думаю, что вы все теперь будете бережнее относиться к бумаге. Ведь чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше деревьев останется в лесу. Вот и наше занятие подошло к концу. Вы все большие умницы, справились со всеми заданиями! |
Ответ: сегодня мы повторили виды бумаги и ее свойства.
Ответы: если сложить бумагу, она держит форму. Ответ: бумага в воде разбухает. Ответ: бумагу делают из деревьев. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igry_esperimentirovaniya_starshaya_gruppa.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
игры - экспериментирования в подготовительной группе
Тема: Бумага и ее свойства.
Цель: расширение представлений детей о бумаге и её свойствах посредством организации экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная: учить детей выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; учить совершать экспериментальную деятельность для выявления свойств бумаги.
Развивающая: продолжать развивать мышление, внимание, познавательный интерес к играм-экспериментированиям.
Воспитательная: формировать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к бумаге.
Оборудование: бумага, цветы из бумаги, картон, салфетки, пластмассовые кубики большие, вода, магнитная доска, книга, конверт, таз, фартуки.
Ход игры
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Организационное мотивационный этап Игра - приветствие Беседа, обращенная к опыту детей Постановка проблемного вопроса Инструктаж по технике безопасности | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться! Будем радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом! - Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Давайте подойдем к нашему столу и посмотрим, что там лежит. Сейчас вы попробуете отгадать мою загадку и тогда поймете, о чем сегодня будет идти речь. Только ответ не выкрикиваем, а поднимаем руку. Она бывает документом, Салфеткой, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, билетом, Альбомом, книгой и при этом Она бывает и деньгами. Что это? догадайтесь сами! - Как вы думаете, что же это, ребята? Маша, про что загадка? - Конечно, эта загадка про бумагу, молодец, Маша. Посмотрите на предметы на нашем столе. Некоторые из них были в нашей загадке. Из какого материала эти предметы? Лиза, из чего они? - Конечно, ты права, все эти предметы сделаны из бумаги и сегодня бы будем проводить эксперименты с бумагой. Мы попробуем узнать ее свойства. - А вы знаете, из чего делается сама бумага? Сейчас я вам расскажу. - Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из дерева, тряпок и даже из старой бумаги – макулатуры. Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят из деревьев: ели, сосны, березы и тополя. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов. - Ребята, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но перед этим давайте вспомним правила поведения в мастерской, поиграем в игру «верно/не верно». Я вам буду говорить предложение, а вы должны определить, можно ли это делать в мастерской или нет. Если можно, то вы поднимаете руки вверх, а если нет-скрещиваете руки перед собой. Все поняли правила игры? -Бережно обращаться с оборудованием. -Бегать по лаборатории. -Убирать свое место после работы. -Кричать и мешать остальным. - Вот мы с вами и повторили правила поведения в нашей мастерской. Теперь можно заходить. | Предположения детей. Маша: эта загадка про бумагу. Лиза: эти предметы из бумаги. Дети: да. Поднимают руки. Скрещивают руки. Поднимают руки. Скрещивают руки. |
II. Основной этап 1 опыт постановка, формулирование проблемы; выдвижение предложений (гипотез), проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт); подведение итогов, вывод; фиксация результатов. 2 опыт постановка, формулирование проблемы; выдвижение предложений (гипотез), проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт); подведение итогов, вывод; фиксация результатов. Физминутка 3 опыт постановка, формулирование проблемы; выдвижение предложений (гипотез), проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт); подведение итогов, вывод; фиксация результатов. 4 опыт постановка, формулирование проблемы; выдвижение предложений (гипотез), проверка гипотез (непосредственно эксперимент, опыт); подведение итогов, вывод; фиксация результатов. | - Ребята, заходим в лабораторию и перед тем, как сесть за столы давайте разделимся на группы по 4 человека, чтобы всем хватило материалов. Присаживайтесь на свои места, не забываем про правильную осанку, ноги ставим вместе, смотрим прямо. Сегодня на занятии мы выясним, какой же бывает бумага и какие она имеет свойства. - Ребята, я предлагаю вам узнать: можно ли изменить прочность одного и того же листа бумаги. Для этого нам понадобится лист и три кубика. - Как вы думаете сможем ли мы изменить прочность листа? - Я утверждаю, что у нас получится это сделать. Давайте проверим. - Смотрите на мои действия и повторяйте за мной. Берём два кубика ставим их на расстоянии, чтобы между ними была пустота, сверху кладём лист бумаги, у нас получается мост. Теперь положим третий кубик сверху. Что случилось с нашим мостом? Катя, что случилось? Да, наш лист бумаги не выдержал веса кубика. - А теперь давайте сделаем из этого же листа гармошку и снова построим мост. Как вы думаете, выдержит ли кубик такой мост? - Какой мы можем сделать вывод? Аня, у нас получилось изменить прочность бумаги? Да, давайте зафиксируем наш результат: если сложить бумагу в гармошку она будет крепче и прочнее обычного листа. Давайте зарисуем наш результат и прикрепим на магнитную доску. - Для следующего опыта нам понадобится вода, поэтому давайте наденем фартуки, чтобы не обрызгаться ею. Как вы думаете, какое свойство бумаги мы можем проверить с предметами, лежащими у вас на столе? Да, вы правы, мы будем по очереди опускать предметы в воду и наблюдать, что быстрее намокнет. С помощью этих опытов мы сможем узнать плотность бумаги, салфетки и картона. Как вы думаете, что намокнет быстрее и отчего это зависит. - Первым берём картон и опускаем его в нашу ёмкость. Что случилось с картоном? Света, что мы видим? Хорошо, вытаскиваем картон и опускаем бумагу. Она намокла быстрее? И последней опускаем салфетку. Что с ней случилось, Таня? Да, она размокла. - Какой мы можем сделать вывод? Алина, какой ты сделала вывод? - Да, исходя из этого опыта мы видим, что плотность салфетки меньше остальных предметов и из-за она намокла быстрее бумаги и картона. Давайте также зафиксируем результат нашего исследования. - Я вижу, что вы немного устали. Давайте немного отдохнём, становимся рядом со своим местом и повторяем за мной движения. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим – И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо – влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке. - Хорошо, садимся обратно на свои места и продолжаем наше занятие. - Ребята, а вы знаете, что растения тянут воду из земли по стебельку? Предлагаю провести интересный эксперимент: распустятся ли бумажные цветы в воде? - Что произойдёт с цветком, как вы думаете? - Вы видите у вас на столе цветочки, сначала посмотрите, как я кладу в воду один цветок, а затем вы повторите за мной, чтобы не допустить ошибки. Беру цветок и кладу его в теплую воду лепестками вверх. Наблюдаем за ним. Что вы видите? Света, что происходит с цветком? Верно, он распускается, посмотрите в моём цветочке была стрекоза. Когда лепестки были закрыты, мы её не видели. - Сейчас я вам расскажу, почему лепестки раскрылись. Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага впитывает в себя воду и разбухает, поэтому лепестки "раскрываются". - Ребята, мы проводили опыты, в которых приходилось складывать бумагу в разные формы. Что с нею происходило? Давайте попробуем сложить простой лист бумаги. Будет ли она держать заданную нами форму? - Берём лист бумаги и начинаем складывать его пополам, и ещё пополам. Когда складываем, можно посчитать, сколько раз вы согнули лист. Потом поделитесь, сколько раз у вас получилось сложить лист. - Итак, ребят, у всех получилось? Во сколько раз вы загнули свои листочки? Лист остался в таком же положении, как вы его сложили? Какой из этого можно сделать вывод? - Да, ребята, бумага очень пластична, она остается в заданной ей форме. Если вы заметили, сегодня мы ее складывали на нескольких опытах и по-разному: гармошкой, в цветочек и просто сгибали. А теперь давайте зафиксируем наш результат. Вешаем наш результат на магнитную доску. | Дети делятся на группы и садятся за столы. Предположения детей: некоторые думаю, что получится, некоторые сомневаются. Ответы детей: мост упал и не выдержал кубик. Ответы детей. Вывод детей: если бумагу сложить в гармошку она будет прочнее. Ответ детей: узнаем, что быстрее намокнет. Предположения детей: салфетка намокнет первая, потому что она тонкая. Ответы: картон медленно впитывает воду; бумага намокла быстрее картона; салфетка размокла и утонула. Вывод детей: салфетка намокла первой, из-за того, что она тоньше картона и бумаги. Дети делают вращение головой. Вращение рук вперёд и назад. Руки вверх и в стороны. Повороты влево и вправо. Наклоны вперёд. Дети садятся на места. Предположения детей: цветок утонет/он распустится. Ответ: лепестки цветка распустились. Предположения детей: бумага будет держать форму. Ответы детей: 4/5/6 Вывод детей: когда мы придаем бумаге нужную форму, она ее сохраняет. |
Заключительный этап Анализ зафиксированных результатов по 4 опытам Подведение итогов детьми | -Итак, ребята, сегодня мы провели несколько опытов. Перед тем как делать выводы, давайте снимем наши фартуки и обсудим нашу работу. Что мы сегодня повторили? Да, мы сегодня вспомнили, какого вида бывает бумага и какие у неё есть свойства -Посмотрите на доску с результатами, какие вы выводы сделаете по результатам наших сегодняшних опытов? Аня, какие знания мы получили в ходе наших исследований? Хорошо, а ты что узнала, Наташа? Конечно, вы правы. А также сегодня мы с вами узнали, из чего состоит бумага и каких видов она бывает. Леша, напомни нам, из чего делают бумагу? Сегодня мы проделали большую работу, вы все молодцы! Что вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? Я думаю, что вы все теперь будете бережнее относиться к бумаге. Ведь чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше деревьев останется в лесу. Вот и наше занятие подошло к концу. Вы все большие умницы, справились со всеми заданиями! | Ответ: сегодня мы повторили виды бумаги и ее свойства. Ответы: если сложить бумагу, она держит форму. Ответ: бумага в воде разбухает. Ответ: бумагу делают из деревьев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»
экспериментирования с бумагой в средней группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой во второй младшей группе "Мы делили апельсин"
Программное содержание.· Обогатить представления детей о разнообразных качествах (мягкая, тонкая, плотная) и свойствах (рвется, мнется, намокает) бумаги...
Конспект игры - экспериментирования с бумагой во второй младшей группе на тему: "Мы делили апельсин".
Формирование интереса к опытно - экспериментальной деятельности....
Конспект занятия с элементами экспериментирования "Бумага и её свойства"
Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. Уточняются и расширяются представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Дети знакомятся с историей появления бума...
Конспект игры –экспериментирования «Знакомство со свойством гипса», сюжетно -ролевая игра «Больница» (старшая группа)
Конспект-занятия по экспериментированию "Знакомство со свойством гипса",сюжетно-ролевая игра "Больница"...
Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...
конспект игры -экспериментирования во второй младшей группе "Бумага - какая она?"
Цель: развитие интереса к экспериментированию...