Представление опыта по теме "Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности"
материал
Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
Представление опыта по теме:
Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности
Воспитатель: Дойкова П.А
Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности
Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.
Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.
В возрасте от 3,5 – 4 до 5 лет проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому.
Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- создание условий для вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Учитывая вышеперечисленные условия в нашей группе были реализованы следующие проекты: «Подарки Осени», «Четвероногие друзья», «Наши мамы», «Птицы нашего двора», «Зимние подарки», «Новый год у ворот».
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие типы мотивации:
- Игровая мотивация – «Помоги игрушке (герою)».
- Помощь взрослому – «Помоги мне». В данном случае мотивом является желание быть полезным взрослому, возможность получить одобрение, а также интерес к делу, которое можно выполнить вместе.
Алгоритм создания мотивации:
Сообщаете детям о предстоящем деле и просите их помочь вам. Выясняете, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В заключении подчеркиваете, что результат достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
- Познавательный мотив (стремление узнать новое, этот мотив направляет поведение ребёнка)
- Мотивация созидания «Создание предметов своими руками для себя».
Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие. Но ведь события бывают разного масштаба (для ребенка, семьи, детского сада, города или вообще международного масштаба).
Но событие-это не единственный источник темы. В качестве других темообразующих факторов могут выступать: заинтересованность детей объектом или явлением; вопросы детей; изменения в природе или ближайшем окружении и т. п.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования
Первый шаг – интригующие начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.
Второй шаг – постановка цели проекта, его мотивация.
Третий шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Четвертый шаг – совместное движение взрослого и детей к результату.
Пятый шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Начиная работу над проектом, мы используем разные типы мотивов:
- в проектах «Подарки Осени», «Зимние подарки» предлагали детям найти подарки, которые приготовили Осень и Зима;
- проект «Четвероногие друзья» начался с появления на участке бездомной кошки, проект «Птицы нашего двора» с наблюдения за птицами;
- проект «Наши мамы» развернулся после посещения группы журналистов «Яблоньки TV»;
- работа над проектом «Новый год у ворот» закипела после появления в группе послания Деда Мороза.
Цели проекта мы определяем вместе с детьми с помощью технологии «Трех вопросов», а помогает нам в этом «Домик …»
Вместе с детьми мы составляем план работы над проектом в центрах детской активности.
Поддерживать интерес детей к реализации проекта нам помогают:
- новые игры и пособия, появляющиеся в разных центрах;
- выставка работ в художественной мастерской;
- появление новых картинок и заданий в «Домике»;
- фотоальбомы в печатном и электронном варианте, помогают детям делиться своими впечатлениями;
- адвент-календарь;
- технология портфолио позволяет нам привлечь внимание детей к своим достижениям.
Анализ выполнение проекта помогает нам проводить:
- наш план;
- дневник группы.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»
Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни....
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...
Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности
Раскрывается специфика проектной деятельности в данной возрастной категории. Приводятся примеры проектов....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы. У детей искажены представл...
" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"
Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"...
Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....