Представление опыта по теме "Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности"
материал

Дойкова Прасковья Афанасьевна

                 Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Представление опыта по теме:  

 Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности

Воспитатель: Дойкова П.А

Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности

Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.

Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.

В возрасте от 3,5 – 4 до 5 лет проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому.

Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • создание условий для вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов ребенка; 
  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»; 
  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы; 
  • совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Учитывая вышеперечисленные условия в нашей группе были реализованы следующие проекты: «Подарки Осени», «Четвероногие друзья», «Наши мамы», «Птицы нашего двора», «Зимние подарки», «Новый год у ворот».

С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие типы мотивации:

  1. Игровая мотивация – «Помоги игрушке (герою)».
  1. Помощь взрослому – «Помоги мне». В данном случае мотивом является желание быть полезным взрослому, возможность получить одобрение, а также интерес к делу, которое можно выполнить вместе.

Алгоритм создания мотивации:

Сообщаете детям о предстоящем деле и просите их помочь вам. Выясняете, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В заключении подчеркиваете, что результат достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

  1. Познавательный мотив (стремление узнать новое, этот мотив направляет поведение ребёнка)
  1. Мотивация созидания «Создание предметов своими руками для себя».

Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие. Но ведь события бывают разного масштаба (для ребенка, семьи, детского сада, города или вообще международного масштаба).

Но событие-это не единственный источник темы. В качестве других темообразующих факторов могут выступать: заинтересованность детей объектом или явлением; вопросы детей; изменения в природе или ближайшем окружении и т. п.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования

Первый шаг – интригующие начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

Второй шаг – постановка цели проекта, его мотивация.

Третий шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Четвертый шаг – совместное движение взрослого и детей к результату.

Пятый шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Начиная работу над проектом, мы используем разные типы мотивов:

- в проектах «Подарки Осени», «Зимние подарки» предлагали детям найти подарки, которые приготовили Осень и Зима;

- проект «Четвероногие друзья» начался с появления на участке бездомной кошки, проект «Птицы нашего двора» с наблюдения за птицами;

- проект «Наши мамы» развернулся после посещения группы журналистов «Яблоньки TV»;

- работа над проектом «Новый год у ворот» закипела после появления в группе послания Деда Мороза.

Цели проекта мы определяем вместе с детьми с помощью технологии «Трех вопросов», а помогает нам в этом «Домик …»

Вместе с детьми мы составляем план работы над проектом в центрах детской активности.

Поддерживать интерес детей к реализации проекта нам помогают:

- новые игры и пособия, появляющиеся в разных центрах;

- выставка работ в художественной мастерской;

- появление новых картинок и заданий в «Домике»;

- фотоальбомы в печатном и электронном варианте, помогают детям делиться своими впечатлениями;

- адвент-календарь;

- технология портфолио позволяет нам привлечь внимание детей к своим достижениям.

Анализ выполнение проекта помогает нам проводить:

-  наш план;

- дневник группы.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»

Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им  прочную основу для становления в жизни....

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности

Раскрывается специфика проектной деятельности в данной возрастной категории. Приводятся примеры проектов....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"

Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников  через проектную деятельность"...

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....