Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Горбацевич Татьяна Федоровна

Раскрывается специфика проектной деятельности в данной возрастной категории. Приводятся примеры проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности

(из опыта работы)

Младший дошкольный возраст - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Специфика проектной деятельности на данной возрастной категории такова, что основная инициатива исходит от самих педагогов, однако при умелом руководстве взрослого в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Основным фактором успешности работы по развитию речи и обогащения словарного запаса у детей раннего и младшего дошкольного возраста является соблюдение принципа интеграции различных содержательных видов детской деятельности. Интегрированный подход способствует развитию в единстве познавательной, эмоциональной и практической сферы личности ребёнка.

Примеры проектов в младшем дошкольном возрасте:

«Осень- мастерица» 

Этот проект решает задачи познавательного, речевого и художественно - эстетического развития.
Цель: Активизировать речь, познакомить детей со стихами об осени, учить рассматривать рисунки в книгах, объяснять почему понравилась та или иная иллюстрация. Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей).

Формировать у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами и отражать впечатления в речи. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать связную речь; речевое дыхание, звукоподражание, шуршание.
Обращение к музейной педагогике помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Снеговики»

Цель: Познакомить детей с историей образа Снеговика, приобщение к культуре зимних забав, праздников, традиций, развитие детских впечатлений. Обогащение словарного запаса детей. «Мишкина берлога»

Цель: Расширять представления о диких животных, местах их обитания, внешнем виде, особенностях поведения, отражать полученные знания в речи, использование фольклора о медведях в совместной деятельности. Активизировать фантазию и словарный запас детей, совершенствовать умение составлять рассказы о животных.

Особый интерес у детей вызывает исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе создается центр воды и песка, изготавливается «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

На втором этапе –  детям даются знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводятся опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учатся делать  выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры  с водой  «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводится опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомятся со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.

На третьем, заключительном, этапе знания детей были обобщаются при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях».

Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов можно сделать вывод: работа над проектом имеет большое значение для развития речи, познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Работа в минигруппах развивает коммуникативные навыки общения: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей

Проектная деятельность интересна как форма работы с детьми для самих педагогов и родителей. Совместная проектная деятельность сплачивает семейно-родительские отношения, способствует укреплению доверия родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.

Доклад по теме  "Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников"...

Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"

Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность

Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников

Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют н...

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...