Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Раскрывается специфика проектной деятельности в данной возрастной категории. Приводятся примеры проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_razvitii_rechi_mladshih_doshkolnikov.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших дошкольников: роль проектной деятельности
(из опыта работы)
Младший дошкольный возраст - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Специфика проектной деятельности на данной возрастной категории такова, что основная инициатива исходит от самих педагогов, однако при умелом руководстве взрослого в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Основным фактором успешности работы по развитию речи и обогащения словарного запаса у детей раннего и младшего дошкольного возраста является соблюдение принципа интеграции различных содержательных видов детской деятельности. Интегрированный подход способствует развитию в единстве познавательной, эмоциональной и практической сферы личности ребёнка.
Примеры проектов в младшем дошкольном возрасте:
«Осень- мастерица»
Этот проект решает задачи познавательного, речевого и художественно - эстетического развития.
Цель: Активизировать речь, познакомить детей со стихами об осени, учить рассматривать рисунки в книгах, объяснять почему понравилась та или иная иллюстрация. Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей).
Формировать у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами и отражать впечатления в речи. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать связную речь; речевое дыхание, звукоподражание, шуршание.
Обращение к музейной педагогике помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
«Снеговики»
Цель: Познакомить детей с историей образа Снеговика, приобщение к культуре зимних забав, праздников, традиций, развитие детских впечатлений. Обогащение словарного запаса детей. «Мишкина берлога»
Цель: Расширять представления о диких животных, местах их обитания, внешнем виде, особенностях поведения, отражать полученные знания в речи, использование фольклора о медведях в совместной деятельности. Активизировать фантазию и словарный запас детей, совершенствовать умение составлять рассказы о животных.
Особый интерес у детей вызывает исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе создается центр воды и песка, изготавливается «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.
На втором этапе – детям даются знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводятся опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учатся делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводится опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомятся со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.
На третьем, заключительном, этапе знания детей были обобщаются при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях».
Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов можно сделать вывод: работа над проектом имеет большое значение для развития речи, познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Работа в минигруппах развивает коммуникативные навыки общения: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей
Проектная деятельность интересна как форма работы с детьми для самих педагогов и родителей. Совместная проектная деятельность сплачивает семейно-родительские отношения, способствует укреплению доверия родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.
Доклад по теме "Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников"...
Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"
Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...
Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность
Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность...
Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют н...
Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»
Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...