Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
проект (младшая, средняя группа)

Шалапанова Анна Владимировна

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shalapanova_a.v._-_publikatsiya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Шалапанова Анна Владимировна

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад №1 п.Никель Печенгского округа Мурманской области

Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.

     Проектная деятельность может широко использоваться в младшей группе детского сада, ведь в результате у детей развиваются компетенции:

Коммуникативная - ребенок постоянно взаимодействует с другими участниками проекта (дети, воспитатель, родители), учится слушать и уважать чужое мнение, в более старшем возрасте – высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию.

Социальная - в ходе использования групповой формы дошкольники учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе.

Продуктивная – в завершение проекта дошкольники способны создать свой собственный продукт (коллективную работу, поделки)

     Для формирования данных компетенций у младших дошкольников мною реализуется 2-3 проекта в год. Они разные по тематике, продолжительности (кратко, среднесрочные), совместные с родителями и без них.  

     Организовывая проектную деятельность внутри группы, я всегда обращаю внимание, чтобы деятельность детей приводила к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта деятельности.

     В качестве активизирующих развитие познавательной деятельности младших дошкольников использовала следующие формы, методы, приемы:

- наблюдения,

- сюжетно-ролевые игры,

- практические упражнения,  

-  продуктивная деятельность детей, совместное творчество детей и родителей.

     К примеру, при реализации познавательного проекта «Встречаем весну-красну» у детей были сформированы следующие компетенции:

- информационная: дети получили знания о времени года, состоянии растительного и животного мира в этот период;

- социальная: приобрели ценный опыт взаимодействия с окружающими людьми, начальные навыки работы в группе - работа в данном направлении осуществлялась посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных), дошкольники получили первичные навыки действия в команде.

- коммуникативная: научились организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, усвоили нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

     При завершении работы над проектом был создан отчёт - презентация, размещённый впоследствии на сайте группы https://vk.com/club199928579,  и стенгазета: «Пробуждение красавицы – Весны» (фоторепортаж с наблюдений на прогулке).

     Творческий детско-родительский проект «Сказка своими руками» помог детям развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность.
Совместная работа над проектом позволила сформировать предпосылки к работе в команде, помогла усвоить и обобщить полученную ранее информацию, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение.
Выполненный детьми (совместно с педагогом и родителями) комплекс действий завершился созданием творческих работ: в группе прошла выставка поделок.

     В процессе работы над проектом «Покормите птиц зимой» у детей сформировались представления о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, активизировалась познавательная активность, сформировались коммуникативные навыки, расширился словарный запас. Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях (была проведена акция «Наши пернатые друзья»), дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

     Результатом работы над данными проектами стало решение следующих задач: формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми – воспитателем, родителями, и сверстниками). 

Итак, мы можем сказать, что проектный метод помогает более эффективно формировать у детей младшего дошкольного возраста социальные, коммуникативные и интеллектуальные компетенции.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности

Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.

  В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...

«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»

laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А. СухомлинскийВ современном обществе востребована об...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы 2019-20 уч.г.)

В своей работе использую технологию проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и придумывает объяснения явлениям...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы в 2020-21 уч.г)

Патриотичесоке воспитание дошкольников является неотьемлющей частью образовательного процесса.В дошкольном возрасте происходит формирование культурных ценностей каждого человека. Ребенок проявляет люб...

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

Представление опыта по теме "Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности"

               Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка...