«Развитие познавательного интереса у младших дошкольников посредством проектной деятельности »
статья по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса у младших дошкольников посредством проектной деятельности »
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных, развивающих, ярких, значимых и интересных методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста становится метод проектов. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность, а так же метод проектов является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, идея направленности познавательной активности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Проектная деятельность позволяет у младших дошкольников заложить начало для развития познавательного интереса из любознательности. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых. Свою педагогическую деятельность я осуществляю в младшей группе, моим воспитанником 3-4 года. Главной целью проектов, которые были реализованы в нашей группе было развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Для достижения поставленной цели я поставила следующие задачи: развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь; формировать предпосылки для поисковой деятельности; развить желание участвовать в процессе совместной проектно - исследовательской деятельности; приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов. Первым проектом, реализованным в нашей группе был проект « Репчатый лучок- наш дружок» Целью проекта было сформировать представление детей об овоще - лук. Поставленная цель реализовывалась через следующие задачи: познакомить с внешним видом овоща, вызвать интерес к репчатому луку и другим овощам, воспитывать трудолюбие , желание помогать взрослым в уходе за луковицами. В ходе реализации проекта мои воспитанники узнали о целебных свойствах лука, какие витамины в нём содержатся. Узнали почему все от лука плачут, посмотрев мультфильм «Лук» из серии мультфильмов про Лунтика. Вовремя образовательной деятельности научились рисовать лук. Читали пословицы и поговорки о луке, слушали о нём песни. На следующем этапе дети принимали непосредственное участие в подготовке грядки на которую высаживали свою луковицу. Лук высаживали в воду, а далее наблюдали за этапами роста своей луковицы день ото дня. В завершении проекта лук употребляли в пищу, добавляя его в суп во время обеда. Своеобразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект «Волшебница вода». Проект направлен на расширение и обобщение знаний о воде, её свойствах и качеств, влиянии живое. Во время реализации проекта ребята узнали, что без воды нет жизни ничему живому на земле. Дети самостоятельно изучали свойства воды и экспериментировали с ней. Узнали, что чистая вода не имеет вкуса и запаха. И с помощью воспитателя смогли ответить на вопрос «Когда вода пахнет и имеет вкус?». Мои воспитанники опытным путём разобрались в проблеме «Какие предметы плавают в воде, а какие тонут». Узнали, что вода меняет цвет. Устраивали «Бурю в стакане» и «Извергали Вулканы». Из опыта работы многие воспитатели знают, что зимой ребятам особо хочется полакомиться снегом. Во время нашего проекта «Волшебница вода» ребята сами смогли ответить на вопрос «Почему нельзя есть снег? Чистый ли он?» и куда пропал снег, когда его занесли с улицы в помещение. Из беседы «Что пьют животные и птицы зимой» узнали как утоляют жажду звери в зимний период. В Ходе проекта прочитали произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр», Г.А. Цифирова «Облачковое молочко», а так же потешки о воде. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому следующим проектом, который был реализован в нашей группе стал проект «Если хочешь быть здоров!». Проект краткосрочный и основной его целью было повысить уровень знаний детей о собственном здоровье. Обогатить опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимодействие с воспитателем группы. Для родителей проведены консультации «Закаливание ребёнка», «Детские зубы- взрослые проблемы» , «Откуда берутся частые простуды» Во время реализации проекта задачей было формировать потребность в здоровом образе жизни. Ребята узнали про «Полезную и «Вредную еду». Узнали, что входит в понятие «личная гигиена» и как правильно её соблюдать. Ребята узнали в каких продуктах находятся витамины и для чего они нужны. Во время продуктивной деятельности позаботились о здоровье куклы Кати и приготовили для неё баночки с витаминами. Были прочитаны произведения С. Афонькина «Как победить простуду», «Откуда берётся болезнь?», «Зачем делать зарядку?» Подводя итог, мне хотелось бы отметить, что прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности, расширились знания детей об окружающем мире, повысился интерес к окружающим их явлениям. Дети стали пытаться выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных форм работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...
Презентация "Развитие познавательного интереса к предметному миру в проектной деятельности"
Для детей...
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых"
Консультация...
«Развитие познавательного интереса и творчества дошкольников посредствам сюжетно ролевой игры»
В соответствии с ФГОС игра является ведущим видом деятельности ребенка. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удов...
Развитие познавательного интереса и речи дошкольников через проектную деятельность.
В презентации раскрывается процесс развития познавательного интереса и речи дошкольников через проектную деятельность по составлению нерифмованных стихотворений....
Творческий отчет по теме самообразования :«Развитие мелкой моторики и познавательного интереса у младших дошкольников посредством дидактического пособия «Фрутокрышки»"
Тема самообразования выбрана мною не случайно так как, на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с...