Воспитание положительных взаимоотношений и культуры поведения
статья (старшая группа)

Николаева Светлана Андреевна

В дошкольном учреждении дети приобретают важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с окружающими их людьми. А для этого их нужно научить культуре поведения.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание положительных взаимоотношений и культуры поведения

В дошкольном учреждении дети приобретают важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с окружающими их людьми. А для этого их нужно научить культуре поведения.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы.

Культура поведения представляет собой широкое понятие, которое объединяет в себе общественные нормы с моральными ценностями.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

Обязанность воспитателя научить детей понимать базовые нормы поведения в обществе. Давая детям правила поведения, воспитатель должен добиться того, чтобы дети усвоили и нравственные нормы. Например, научить их договариваться между собой, научить их уступать, помогать родителям и друзьям и т.д.

Однако уроки должны быть не только познавательны, но и интересны для детей. При обучении нужно дополнять уроки наглядным материалом. Например, можно использовать картинки, сказки, видеоматериалы и т.д.

Для воспитания у детей правильной культуры поведения нужны дружелюбная атмосфера в группе и доверительные отношения воспитателя с детьми.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками.Необходимо, чтобы дети научились учитывать право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в дружелюбной форме обратится к сверстникам с просьбой поиграть вместе, а также дружелюбно отвечать на просьбу сверстника принять его в игру.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребёнка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично, вежливо ответить на отказ.

Нужно обсуждать с детьми, довольны ли они как распределили материалы для совместной деятельности, похвалить при этом тех, кто учитывал желания других детей.

Также воспитатель должен заботиться о формировании и развития самоконтроля у гиперактивных детей. Для коррекции гиперактивности нужно ненавязчиво подтолкнуть их к активному участию в общих играх со сверстниками. Через общую игру ребенок должен научиться подавлять в себе импульсивные желания.

В том случае, когда воспитатель замечает в группе интроверта, не нужно заставлять его принимать участие в общих играх. Для начала попробуйте подобрать ему одного партнера по играм, а потом постепенно расширяйте круг его общения.

В том случае если у ребенка ярко выявлено желание быть лидером, то желательно направить его интересы на помощь другим детям в группе. Через помощь другим в ребенке будет воспитываться ответственность. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"

Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...

Воспитание положительных взаимоотношений в раннем детстве. Консультация для воспитателей.

Формирование у ребёнка взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения являются необходимой и весьма существенной частью воспитания. Решение этих задач есть перва...

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказыва...

Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»

Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры  общения детей старшего возраста....