Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
проект (средняя группа) по теме
Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».
В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.
Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:
во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;
во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи
Педагогический проект
Информационная характеристика проекта
Величие народа не измеряется его численностью,
Как величие человека не измеряется его ростом;
Единственной мерой служит его умственное
Развитие и его нравственный уровень.
В.Гюго
Автор проекта:
Т.Д. Виногорова, воспитатель средней группы, высшей квалификационной категории МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл
Исполнители:
1) Воспитатели средней группы
2) Родители
Заказчик проекта:
Администрация МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл
База экспериментальной работы:
Средняя группа, МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл
Сроки работы по проекту: сентябрь 2011г. – май 2013г.
Актуальность
Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».
В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.
Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:
во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;
во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.
Теоретическая значимость:
Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия с семьей, которое предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участия родителей в мероприятиях по формированию нравственных качеств в процессе общения.
Практическая значимость:
- накопление и сохранение опыта общения друг с другом и взрослыми;
- развитие в процессе общения нравственно-волевых качеств через игры, развлечения, интегрированные занятия;
- участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности себя и детей.
Новизна:
заключается в комплексном развитии личности дошкольника в процессе общения с помощью системы интегрированных занятий, в результате которых можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье.
Программа
Цель: развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений во взаимоотношениях с родителями как нравственные основы социального поведения.
Задачи:
- Формировать у детей чувство патриотизма – любви к родному краю, к семье, преданности, ответственности по отношению к людям.
- Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
- Учить детей уважать родителей, считаться с их делами, интересами, любить свою семью.
- Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, чувство семейной сплоченности и глубокого уважения к близким людям.
- Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать с родными людьми и сверстниками, правильно выражать свои мысли.
Объект исследования: взаимодействие воспитателей средней группы и родителей в нравственном воспитании и общении детей друг с другом.
Предмет исследования: включение процесса потенциала современной семьи к воспитанию у ребенка положительных взаимоотношений по формированию навыков культуры общения.
Гипотеза: состоит в том, что совместная работа воспитателей средней группы с родителями по нравственному воспитанию и положительным взаимоотношениям друг с другом пойдет у детей более высокими темпами, воспитательный эффект будет дополнительным положительным моментом; ребенок будет доброжелательным, отзывчивым, приветливым в общении, а в дальнейшем внимательным к окружающим его людям, к родным и близким, если эта работа ведется целенаправленно и систематически, охватывая занятия, праздники, развлечения и свободную деятельность детей. Наработанный пакет методического материала окажет значительную помощь воспитателям средней группы в практической деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми, что нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности.
2. Повышения уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Сформировать первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения (в детском саду, в общественных местах, дома, в гостях).
4. Подбор и обработка методических рекомендаций родителям по нравственному воспитанию ребенка.
Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.
Сроки: сентябрь 2011г. – май 2013г.
Этапы и задачи исследования | мероприятия | сроки | Прогнозируемые результаты |
1 этап: подготовительный Задачи 1-го этапа: | Сентябрь 2011г. | ||
1. Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе. | 1. Подбор и анализ литературы 2. Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдения) | Сентябрь 2011г. | |
2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству. | 1. Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка как личности». 2. Лекция психолога: «Возрастные особенности ребенка». 3. Индивидуальные беседы с родителями. 4. Ознакомление родителей с работой кружка «Ступеньки нравственности». | Сентябрь 2011г. | Составление картотеки: «Портрет семьи». Встреча со специалистами. |
3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка. | 1. Общее родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения в семье, как нравственные основы социального поведения». | Сентябрь 2011г. | Получение поддержки родителей. Сочинение родителей: «Мой ребенок». |
4. Информирование родителей о результатах анкетирования и тестирования детей. | 1. Беседа с родителями на тему: «Посеешь привычку – пожнешь характер». 2. Консультация для родителей на тему: «Воспитание навыков и привычек у детей- дошкольников». 3. Консультация для родителей на тему: «Воспитание нравственно- этических чувств у ребенка" | Октябрь 2011г. | Обработка данных диагностики, заполнение «Паспорта нравственного воспитания ребенка». Совместное обсуждение с родителями полученных сведений о нравственном воспитании ребенка. |
5. Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях. | 1. Организация игротеки для детей и взрослых. | Октябрь 2011г. | Самоотчеты родителей. |
2 этап: практический. Задачи 2-го этапа: | Ноябрь 2011г.- Апрель 2012г. | ||
1. Расширить знания родителей о воспитании ребенка в бытовой и повседневной жизни. | 1. Консультация на тему: «Каждой вещи – свое место». 2. Индивидуальные беседы на тему: «Все, что можешь, делай сам». 3. День открытых дверей. | Ноябрь 2011г. Ноябрь 2011г. | Составление и обработка анкет: «Какой я родитель». Папка-передвижка «Как отвечать на детские вопросы?», «Уроки нравственности». |
2. Воспитывать у ребенка доброжелательное отношение к окружающим его сверстникам и взрослым людям. | 1. Занятия клуба «Веселый этикет для малыша», составление плана работы: - консультация для родителей: «Знакомимся с этикетом». - беседы на тему: «Одевайте детей красиво» и «От всей души». | Декабрь 2011г. Январь 2012г. | Подборка статей из газет, журналов по проблеме: «Педагогические знания в вопросах нравственного воспитания». Фоторепортаж. |
3. Выяснить роль семьи в общении с ребенком. | 1. Родительское собрание: «От чего зависит родительский авторитет. 2. Консультация для родителей на тему: «Наша дружная семья». 3. Беседа с группой родителей на тему: «Воскресный день». 4. Поход «Зимние развлечения». 5. Групповые развлечения: «С папой вдвоем горы свернем», «Мисс Весняночка», «Зов Джунглей». 6. Праздники: «Масленица», «8 марта», «День защиты детей». 7. Групповое родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей в игре». | Январь 2012г. Февраль 2012г. Апрель 2012г. | Альбом «Новогодние костюмы». Папка-передвижка «Чем я занимаюсь дома с мамой и папой». Фотогаллерея. |
3 этап - обобщающий. Задачи 3-го этапа: | Май 2012г-Сентябрь2013г. | ||
1.Определение приемов работы с семьей ребенка. | 1.Тестирование, анкетирование, наблюдение. 2.Семинар «Знаете ли вы своего ребенка». | В течение периода. Сентябрь 2012г. | Обработка результатов тестирования. Выпуск папки передвижки «Дружная семья». |
2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания. | 1.Поход педагогов, родителей, детей в лес. 2.Деловая игра «Раздельное воспитание: за и против». 3.Развличение «Проводы зимы» 4.Семинар- практикум «Игра в семье». | Октябрь 2012г. Декабрь 2012г. Январь 2013г. Март 2013г. | Совместная деятельность детей и родителей, фоторепортаж «Наш отдых». Оформление картотеки игр по нравственному воспитанию, используемых на развлечениях и праздниках. Создание, поддержание и проведение народных традиций совместно с родителями. |
3.Стимулирование творческой деятельности родителей в нравственном воспитание детей. | 1.Творческий отчет клуба «Веселый этикет для малыша». | Май 2013г. | Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки). |
4.Теоретическое и практическое обоснование результатов | 1.Диагностика самооценки «Лестница». 2.Социометрия, общения «Два домика». 3.Разроботка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы специалистов ДОУ с родителями. | В течение периода. | Сравнение диагностических данных, самооценки детей «Лестница» и социометрий «Два домика» на начальном и заключительном этапах. Ярмарка педагогических идей. Участие в научно- практических конференциях районного и республиканского значения. Подготовка информации для педагогов ДОУ и родителей. Публикация статей по теме. |
Механизм реализации проекта
Формы работы | Пути их реализации |
С детьми: Диагностика | В групповой комнате С целью выявления особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы. Изучение самооценки дошкольника. |
Занятия: Фронтальные, групповые, индивидуальные | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом и взрослыми. Выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу взрослых, сверстников. |
Игры по формированию культуры общения Подвижные и театрализованные игры | В групповой комнате. В процессе игровой деятельности продолжать развивать активное речевое общение детей. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости. Изготовить игры- забавы: « Яблонька поклонись», «Ступеньки доброты», « Добрые волшебники», « Подарки», « Волшебные очки». В музыкальном зале. Учить детей использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Воспитывать волевые качества, учить сопереживать и приходить на помощь друг другу, быть доброжелательными и отзывчивыми. |
Воспитание положительных взаимоотношений в свободной деятельности | Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуро-гигиенические навыки. Углублять чувство любви и уважения к Родине и родному краю. |
Праздники, развлечения, досуги | В музыкальном зале. Развивать музыкально- сенсорные способности, творческие проявления в музыкальной деятельности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха. - «С новым годом», « Мамин день», «С папой вдвоем, горы свернем», «Будем в армии служить», «В гостях у Колобка», «Праздник-безобразник», «Масленица», «День защиты детей», «Весняночка», «В гостях у Мойдодыра», «В поисках друзей». |
С педагогами: Консультации: групповые, индивидуальные. Семинары | В методическом кабинет. -Познакомить с методической литературой; -Формировать практические умения и навыки по нравственному воспитанию и культуре общения ребенка; -Обсуждение проблем нравственного воспитания на педагогических советах; -Обмен опытом работы по нравственному воспитанию с педагогами других образовательных учреждений. |
Посещение открытых мероприятий | В дошкольном учреждении. -Интегрированные занятия, праздники и развлечения; -Диагностика- анализ результатов, проведение мероприятий с детьми; -Повышение квалификации педагогов на курсах в «Марийском институте образования» и осуществление обменом опыта. |
Практикумы | В методическом кабинете. Показать способы изготовления наглядного материала и игр по нравственному воспитанию, используемого в работе с детьми. |
С родителями: Консультации: индивидуальные, групповые | Формировать практические умения в общении с ребенком и положительных взаимоотношений. Развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор. |
Беседы | Раскрыть воспитательное значение по формированию навыков культуры общения и взаимоотношений в вопросах нравственного воспитания детей. |
Организация выставок Практикумы | Стимулировать желание участвовать в изготовлений игр и наглядного материала дома совместно с детьми, используемые в работе. Оформлять альбомы, фотовыставки. В групповой комнате и в клубе «Веселый этикет для малыша». Помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков. |
Анкетирование | В группе и дома. Составление «паспорта семьи». Выявить индивидуальные особенности ребенка и готовность родителей к совместному сотрудничеству в оздоровительной работе. |
Участие в праздниках, развлечениях, досугах | Привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях. |
Дальнейшее развитие проекта.
Ожидается, что результат работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.
Результаты проекта будут применяться педагогическими работниками по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом и семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их повед...
Культура общения детей (речевой этикет)
В современном обществе стоит острая проблема культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»
Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...
«Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»
Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных ...
Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»
Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...
Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»
Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры общения детей старшего возраста....
Консультация для родителей «Единые требования семьи и детского сада в воспитании культуры общения детей дошкольного возраста».
Семья и детский сад – два важных института воспитания и развития ребенка, каждый из которых вносят свой вклад в становление его личности. Однако наиболее ценный вклад в развитие ребе...