Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
проект (средняя группа) по теме

Виногорова Татьяна Дмитриевна

 

        Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

        В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».

        В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах  массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.

        Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:

        во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

        во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

        Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительных  взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи

Педагогический проект

Информационная  характеристика проекта

Величие народа не измеряется его численностью,

Как величие человека не измеряется его ростом;

Единственной мерой служит его умственное

Развитие и его нравственный уровень.

В.Гюго

Автор проекта:

      Т.Д. Виногорова, воспитатель средней группы, высшей квалификационной категории МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

Исполнители:

     1) Воспитатели средней группы

     2) Родители

Заказчик проекта:

       Администрация МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

База экспериментальной работы:

       Средняя группа, МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы по проекту: сентябрь 2011г. – май 2013г.

Актуальность

        Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

        В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».

        В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах  массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.

        Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:

        во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

        во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

        Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.

Теоретическая значимость:

        Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия с семьей, которое предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участия родителей в мероприятиях по формированию нравственных качеств в процессе общения.

Практическая значимость:

- накопление и сохранение опыта общения друг с другом и взрослыми;

- развитие в процессе общения нравственно-волевых качеств через игры, развлечения, интегрированные занятия;

- участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности себя и детей.

Новизна: 

заключается в комплексном развитии личности дошкольника в процессе общения с помощью системы интегрированных занятий, в результате которых можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье.

Программа

Цель: развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений во взаимоотношениях с родителями как нравственные основы социального поведения.

Задачи:

  • Формировать у детей чувство патриотизма –  любви к родному краю, к семье, преданности, ответственности по отношению к людям.
  • Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
  • Учить детей уважать родителей, считаться с их делами, интересами, любить свою семью.
  • Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, чувство семейной сплоченности и глубокого уважения к близким людям.
  • Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать с родными людьми и сверстниками, правильно выражать свои мысли.

Объект исследования: взаимодействие воспитателей средней группы и родителей в нравственном воспитании и общении детей друг с другом.

Предмет исследования: включение процесса потенциала современной семьи к воспитанию у ребенка положительных взаимоотношений  по формированию  навыков культуры общения.

Гипотеза: состоит в том, что совместная работа воспитателей средней группы с родителями по нравственному воспитанию и положительным взаимоотношениям друг с другом пойдет у детей более высокими темпами, воспитательный эффект будет дополнительным положительным моментом; ребенок будет доброжелательным, отзывчивым, приветливым в общении, а в дальнейшем внимательным к окружающим его людям, к родным и близким, если эта работа ведется целенаправленно и систематически, охватывая занятия, праздники, развлечения и свободную деятельность детей. Наработанный пакет методического материала окажет значительную помощь воспитателям средней группы в практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

     1. Осознание взрослыми и детьми, что нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности.

     2. Повышения уровня ориентации к современным условиям жизни.

     3. Сформировать первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения (в детском саду, в общественных местах, дома, в гостях).

     4. Подбор и обработка методических рекомендаций родителям по нравственному воспитанию ребенка.

Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.

Сроки: сентябрь 2011г. – май 2013г.

Этапы и задачи исследования


мероприятия

сроки

Прогнозируемые результаты

1 этап: подготовительный Задачи 1-го этапа:

Сентябрь

2011г.

1. Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.

1. Подбор и анализ литературы

2. Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдения)

Сентябрь 2011г.

2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству.

1. Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка как личности».


2. Лекция психолога: «Возрастные особенности ребенка».

3. Индивидуальные беседы с родителями.


4. Ознакомление родителей с работой кружка «Ступеньки нравственности».

Сентябрь 2011г.

Составление картотеки: «Портрет семьи».



Встреча со специалистами.

3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

1. Общее родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения в семье, как нравственные основы социального поведения».

Сентябрь 2011г.

Получение поддержки родителей. Сочинение родителей: «Мой ребенок».

4. Информирование родителей о результатах анкетирования и тестирования детей.

1. Беседа с родителями на тему: «Посеешь привычку – пожнешь характер».


2. Консультация для родителей на тему: «Воспитание навыков и привычек у детей- дошкольников».


3. Консультация для родителей на тему: «Воспитание нравственно- этических чувств у ребенка"

Октябрь

2011г.

Обработка данных диагностики, заполнение «Паспорта нравственного воспитания ребенка».

Совместное обсуждение с родителями полученных сведений о нравственном воспитании ребенка.

5. Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях.

1. Организация игротеки для детей и взрослых.

Октябрь

 2011г.

Самоотчеты родителей.

2 этап: практический.

Задачи 2-го этапа:

Ноябрь 2011г.-

Апрель 2012г.

1. Расширить знания родителей о воспитании ребенка в бытовой и повседневной жизни.

1. Консультация на тему: «Каждой вещи – свое место».


2. Индивидуальные беседы на тему: «Все, что можешь, делай сам».


3. День открытых дверей.

Ноябрь

2011г.






       Ноябрь

2011г.

Составление и обработка анкет: «Какой я родитель».

Папка-передвижка «Как отвечать на детские вопросы?», «Уроки нравственности».

2. Воспитывать у ребенка доброжелательное отношение к окружающим его сверстникам и взрослым людям.

1. Занятия клуба «Веселый этикет для малыша», составление плана работы:

- консультация для родителей: «Знакомимся с этикетом».

- беседы на тему: «Одевайте детей красиво» и «От всей души».

Декабрь

2011г.






Январь

2012г.

Подборка статей из газет, журналов по проблеме: «Педагогические знания в вопросах нравственного воспитания».

Фоторепортаж.

3. Выяснить роль семьи в общении с ребенком.

1. Родительское собрание: «От чего зависит родительский авторитет.

2. Консультация для родителей на тему: «Наша дружная семья».

3. Беседа с группой родителей на тему: «Воскресный день».



4. Поход «Зимние развлечения».

5. Групповые развлечения: «С папой вдвоем горы свернем», «Мисс Весняночка», «Зов Джунглей».

6. Праздники: «Масленица», «8 марта», «День защиты детей».



7. Групповое родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей в игре».

Январь

2012г.








Февраль

2012г.








Апрель

2012г.

Альбом «Новогодние костюмы».


Папка-передвижка «Чем я занимаюсь дома с мамой и папой».

Фотогаллерея.

3 этап - обобщающий. Задачи 3-го этапа:

Май 2012г-Сентябрь2013г.

1.Определение  приемов работы с семьей ребенка.

1.Тестирование, анкетирование, наблюдение.


2.Семинар «Знаете ли вы своего ребенка».

В течение периода.


Сентябрь

2012г.

Обработка результатов тестирования.

Выпуск папки передвижки «Дружная семья».

2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

1.Поход педагогов, родителей, детей в лес.


2.Деловая игра «Раздельное воспитание: за и против».


3.Развличение «Проводы зимы»


4.Семинар- практикум «Игра в семье».

Октябрь

2012г.


Декабрь

2012г.


Январь

2013г.


Март

2013г.

Совместная деятельность детей и родителей, фоторепортаж «Наш отдых».

Оформление картотеки игр по нравственному воспитанию, используемых на развлечениях и праздниках.

Создание, поддержание и проведение народных традиций совместно с родителями.

3.Стимулирование творческой деятельности   родителей в нравственном воспитание детей.

1.Творческий отчет клуба «Веселый этикет для малыша».

Май

2013г.

Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки).

4.Теоретическое и практическое обоснование  результатов

1.Диагностика самооценки «Лестница».

2.Социометрия, общения «Два домика».




3.Разроботка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы специалистов ДОУ с родителями.

В течение периода.

Сравнение диагностических данных, самооценки  детей «Лестница» и социометрий «Два домика» на начальном и заключительном этапах.

Ярмарка педагогических идей.

Участие в научно- практических конференциях районного и республиканского значения. Подготовка информации для педагогов ДОУ и родителей.

Публикация статей по теме.

Механизм реализации проекта

        Формы работы

Пути  их реализации

С детьми:


Диагностика


В групповой комнате

С целью выявления особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы. Изучение самооценки дошкольника.      

Занятия:

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Формировать у детей  представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом и взрослыми. Выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу взрослых, сверстников.

Игры по формированию культуры общения









Подвижные и театрализованные игры

                             В групповой комнате.

В процессе игровой деятельности продолжать развивать активное речевое общение детей. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости.

Изготовить игры- забавы: « Яблонька поклонись», «Ступеньки доброты», « Добрые волшебники», « Подарки», « Волшебные очки».


В музыкальном зале.

Учить детей  использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Воспитывать  волевые качества, учить сопереживать и приходить на помощь друг другу, быть доброжелательными и отзывчивыми.

Воспитание положительных взаимоотношений в свободной деятельности

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуро-гигиенические навыки. Углублять чувство любви и уважения к Родине и родному краю.  

Праздники, развлечения, досуги    

В музыкальном зале.

Развивать музыкально- сенсорные способности, творческие проявления в музыкальной деятельности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха.

- «С новым годом»,  « Мамин день», «С папой вдвоем, горы свернем», «Будем в армии служить»,  «В гостях у Колобка», «Праздник-безобразник», «Масленица», «День защиты детей», «Весняночка», «В гостях у Мойдодыра», «В поисках друзей».

С педагогами:

Консультации: групповые, индивидуальные. Семинары

В методическом кабинет.

-Познакомить с методической литературой;

-Формировать практические умения и навыки по нравственному воспитанию и культуре общения ребенка;

-Обсуждение проблем нравственного воспитания на педагогических советах;

-Обмен опытом работы по нравственному воспитанию  с педагогами других образовательных учреждений.

Посещение открытых мероприятий

В дошкольном учреждении. 

-Интегрированные занятия, праздники и развлечения;

-Диагностика- анализ результатов, проведение мероприятий с детьми;

-Повышение квалификации педагогов на курсах в «Марийском институте образования» и осуществление обменом опыта.

Практикумы

В методическом кабинете.

Показать способы изготовления наглядного материала и  игр по нравственному воспитанию, используемого в работе с детьми.

С родителями:

Консультации:  индивидуальные, групповые

Формировать практические умения в общении с ребенком и  положительных взаимоотношений.

Развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор.

Беседы

Раскрыть воспитательное значение по формированию навыков культуры общения и взаимоотношений в вопросах нравственного воспитания детей.

Организация   выставок





Практикумы

Стимулировать желание участвовать в изготовлений игр и наглядного материала дома совместно с детьми, используемые в работе. Оформлять альбомы,  

фотовыставки.


В групповой комнате и в клубе «Веселый этикет для малыша».

Помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

Анкетирование

В группе и дома.

Составление «паспорта семьи». Выявить индивидуальные особенности ребенка и готовность родителей к совместному сотрудничеству в оздоровительной работе.

Участие в праздниках, развлечениях, досугах

Привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях.

Дальнейшее развитие проекта.

        Ожидается, что результат работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.

        Результаты проекта будут применяться педагогическими работниками по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их повед...

Культура общения детей (речевой этикет)

В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»

Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...

«Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»

Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных ...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»

Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры  общения детей старшего возраста....

Консультация для родителей «Единые требования семьи и детского сада в воспитании культуры общения детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института воспитания  и развития ребенка, каждый из которых вносят свой вклад в становление его личности. Однако наиболее ценный вклад в развитие ребе...