Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.
консультация по теме

Богатова Наталья Владимировна

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: 

Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Остановлюсь в своей работе подробнее на решении этой задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

 дает радость дружбы и товарищества, развивает

пытливость и любознательность, рождает новую

красоту в окружающем мире, пробуждает первое

 гражданское чувство - чувство созидателя

 материальных благ, без которых невозможна

 жизнь человека.

/В.А. Сухомлинский./

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость.

Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Остановимся более подробно на решении пятой задачи по трудовому воспитанию.

Дружба – форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. У детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения начинают складываться в процессе общения в группе детского сада. Начало детской дружбы – это ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его. При этом необходимо с большим вниманием относиться к самостоятельно возникающим объединениям у детей, к содержанию и формам их общения, искать пути в деятельности, позволяющие научить детей правильно взаимодействовать, общаться, дружить. Наряду с игрой, художественным творчеством, коллективный труд является одним из средств, способствующих развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Труд дает возможность ребенку проявлять реальную заботу о других людях, а так же прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Вместе с тем следует отметить, что часто в процессе руководства трудом педагоги в большей степени обращают внимание на формирование трудовых навыков, умение трудиться самостоятельно, поэтому, поиск эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дружеских взаимоотношений в процессе труда, является актуальным. Об этом говорили такие ученые как: В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Т. А. Репина. Н. К. Крупская придавала особое значение объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

Коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, если:

  • в ходе труда педагог побуждает детей к взаимопомощи, поддержке;
  • при выполнении трудовой деятельности педагог учитывает симпатии детей друг к другу;
  • при обсуждении с детьми результатов труда педагог проводит анализ взаимоотношений их со сверстниками, дает положительную оценку взаимопомощи.

Мы рассматривали дружбу как форму межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. По мнению Т. А. Марковой, дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Таким образом, дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений.

Поиск эффективных методов и приемов руководства коллективным трудом детей с целью развития у них дружеских взаимоотношений является одной из педагогических проблем.

Для решения данной проблемы необходимо выявить знания детей о взаимоотношениях в коллективном труде. Для этого надо провести беседы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям можно задать следующие вопросы: «Как ты любишь трудиться - один или вместе с товарищами?», «Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?», «С кем ты любишь трудиться и почему?», «Расскажите, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду)».

Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности надо составить перспективный план включения коллективного труда в воспитательно-образовательную работу с детьми. Определить вместе с детьми место хранения инвентаря по уходу за цветами,  для дежурного по столовой, инвентаря для соблюдения чистоты в игровой и учебной зоне.

Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится после дневного сна. В то же время организуется ручной коллективный труд. Индивидуальные поручения организуются в течение всего дня. В каждом отдельном случае выбираем наиболее удобное время для их выполнения. На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал. После обеда все дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их, после игр убирают игрушки.

Способы объединения детей в труде:

  • Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
  • Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

  • Совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Дети в большинстве своем активны и дружны, трудолюбивы, организованы. Однако некоторые порой допускают грубость по отношению к товарищам, не умеющих сговариваться между собой. Не все одинаково ответственно относятся к порученной работе. Для этого необходима целенаправленная работа по этой проблеме, необходим индивидуальный подход к детям. Учитывая индивидуальные особенности детей, их условно можно разделить на три подгруппы.

  • К первой  подгруппе можно отнести детей умеющих сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельных, исполняющих задания быстро и аккуратно. С ними наметить дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.
  • Ко второй подгруппе – неуверенных робких детей, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или совместно с более активными товарищами, самостоятельно не распределяют обязанности.
  • К третьей подгруппе – детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих дело до конца.

В дежурствах по уголку природы надо стараться объединять детей из первой и второй подгруппы, при этом учитывали не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу.

Во время дежурств по столовой можно проводить своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. С интересом и желанием пары дежурных приступят к выполнению своих обязанностей. Такие приемы особенно благотворно влияют на детей второй и третьей групп. У первых появляется уверенность в своих возможностях, у вторых – интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Малоактивным детям предлагать работу, которая представляет интерес для них, затем выполнить работу, которая может быть и не совсем интересной, но значимой для всего коллектива. Находить им совместную работу со сверстниками, стараться объединить детей из разных подгрупп. Постепенно включать этих детей в коллективный труд.

Объединяя детей из разных подгрупп, мы преследуем две цели: формирование дружеских взаимоотношений и формирование трудовых навыков и умений, необходимых для коллективного труда. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Так коллективную уборку групповой комнаты можно превратить в игру-занятие. Например, игра-занятие «Служба быта», цель которой учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку; закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности; уметь давать оценку деятельности своей подгруппы и коллектива в целом; учить любить физический труд, испытывать чувство удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен, от положительного результата деятельности; формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

Если ребенку не удается что-либо сделать, надо его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это в работе с детьми второй группы. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалить за старание, добросовестное отношение к делу, отмечать проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей третьей группы это вызывает желание не отстать, они стараются не хуже других выполнить работу. Надо учить со стороны видеть свою работу, предлагать самим оценить свою деятельность и деятельность товарища.

Перед началом общей работы проводить беседу не только о том, что и как будем делать, но и как будем взаимодействовать – дружно помогая, друг другу. Разъяснять правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договориться с товарищами, что если у кого-то что-то не получится, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам. Подчеркивать, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе.

В конце труда дать оценку работе каждого и всех вместе. При подведении итогов всегда быть объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Привлекает детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение.

При уборке участка (от листьев, снега), так же вносить элементы игры. Например, предложить разделиться на две подгруппы, выбрать капитана, распределить обязанности. И пусть грузовик – это коробка, привязанная за веревочку, а бульдозер – грабли, это никого не смущает. Мы будем поддерживать игровой настрой, скрашивая отдельные неудачи или обиды веселой шуткой, удачно подобранной пословицей, стихотворением:

Метлу взяла, весь двор подмела,

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала.

Приходите, поглядите,

                                             Хоть сориночку найдите!                  / Е. Благинина/

На следующем этапе, направляя трудовую деятельность детей, основное внимание уделять развитию у них организаторских навыков, стараться больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Предлагать научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощрять возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей можно ввести правило: «Научился работать, научи товарища». Это оказывает положительное влияние, как на «учителей», так и на обучающихся.

Можно дать ответственное задание: шефство над малышами. В постоянном общении старших детей с младшими воспитываются такие ценные качества, как заботливость, чувство ответственности.

К ручному труду у детей большой интерес. В свободное время они охотно, делают различные поделки, часто изготавливают их в подарок своим маленьким товарищам, родителям. С большим интересом и желанием делают коллективные поделки (игрушки) для оформления групповой комнаты к празднику, новогодней елке, для оформления музыкального зала.

Перед трудом или после его окончания, в группе можно проводить этические беседы – это плановые подготовленные занятия с детьми. Примерные темы бесед: «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Учимся играть и работать дружно», «Чем порадовать маму», «Что такое дружба?», и т. д. Проводя беседы, необходимо использовать различные иллюстрации с ситуациями, художественную литературу, потешки, пословицы и поговорки о дружбе и труде.

Применение художественного слова помогает воздействовать на сознание и нравственные чувства детей, тем самым, предоставляя возможность для самостоятельных действий.

Анализ народных произведений показывает, как полезны потешки, пословицы и поговорки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание со всем, что его окружает. Большинство потешек, пословиц и поговорок создавалось в процессе труда на природе, в быту. Веками народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости и юмора. Потешки, пословицы и поговорки – оказывают нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, произведения поэтического искусства позволяют создать в общении с ребенком особо теплые, ласковые отношения. В них воплощается эмоциональная форма общения с маленьким ребенком, оказывающая особое воздействие на его умственное развитие.

С помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в коллективном труде отводиться ознакомлению детей с трудом взрослых. Можно организовывали целевые прогулки, экскурсии, во время которых, есть возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде.

Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дают пищу для разговоров, формируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания в играх. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «библиотеку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

После экскурсии на кухню, в группе можно самим сделать соленое тесто и приготовить пирожки, бараночки и т.д. для дальнейшего использования в сюжетно-ролевой игре. Надо стремиться создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывать им помощь, поддержку. Это может выражаться в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Несобранным, неусидчивым детям, стараться показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Показывать им работы товарищей, привлекать в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у этих ребят выработаются усидчивость, внимательность, их изделия начнут нравиться им самим.

В работе с детьми организуется совместный труд с воспитателем, например, посев семян, уборка цветников и т. д.

Труд в цветнике можно организовать по-разному: дети работают сообща, то разделяются на подгруппы – одни выбирают сорняки, другие следом поправляют землю вокруг корневищ. При такой организации детям не надоедает трудиться, их не угнетает однообразие. Дети с интересом ухаживали за своей клумбой.

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее содержание, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей деятельностью, сознательно регулировать ее, умеющих налаживать дружеские взаимоотношения в коллективе. 

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью. Труд-это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о воспитании дружеских взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности

Понятия «взаимоотношения» и «труд» являются в нашей работе ключевыми, поэтому мы рассматриваем их как с разных точек зрения, так и во взаимосвязи....

Консультация для воспитателей «Эколого-нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности».

Труд детей в природе создает наиболее благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные, во...

Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности

В соответствии с ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношени...

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...