Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»
проект (старшая группа) на тему
Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры общения детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_i_obshchenie.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 110 «Ласточка» города Белово»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста
в сотрудничестве ДОУ и семьи»
Автор проекта:
Ковалева А.В.
воспитатель первой квалификационной категории
Белово 2018
Содержание:
- Этапы реализации проекта
- Результаты
- Выводы
- Список литературы
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||||
Месяц | Тема | Цели, задачи | Деятельность | ||
Октябрь | |||||
1-2 неделя | Начальная диагностика интегративных качеств детей, анкетирование родителей о духовно- нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса. | Уточнить знаний детей об элементарных правилах поведения и культуре общения. | Задания, игры, упражнения, (дети) Анкеты. «Знаю ли, я своего ребенка» Составление паспорта семьи. Тестовые задания «Что значит быть воспитанным ?» Развлечение ко дню знаний. | ||
3 неделя | Сочинение родителей «Мой ребенок» (фотоколлаж) | Выяснить роль семьи в общении с ребенком. Стимулировать активность родителей. | Совместная деятельность. Участие в конкурсе «Осенняя фантазия» Обработка данных диагностики, заполнение «паспорта воспитанного ребенка» Папка-передвижка «как отвечать на детские вопросы» | ||
4 неделя | Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет» «Учим детей культуре общения и поведения» | Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка. Стимулировать желание родителей участвовать в проекте. | Игра: «Давайте знакомиться» Беседа за круглым столом.(обсуждение результатов анкетирования и тестирования детей) Составление картотеки «Портрет семьи» Подведение итогов конкурса «осенняя фантазия» | ||
2 этап ОСНОВНОЙ | |||||
Ноябрь «Неречевые средства общения» | |||||
1неделя | Беседа «Я ли не удалец, я ли не молодец » | Уточнить представления детей с несловесными средствами общения. (мимика и жесты) | Игры и упражнения: «Волшебные шарики», «Прогулка в лес», упр. «Добрые тучки», рисование «Добрые волшебники» | ||
2 неделя | Игровое упражнение «Как говорят части тела» | Развивать у детей навыки невербальных способах общения. | Этюд «Приветствие» Упражнения «Разные приветствия», «Волшебные цветы». Рисование пиктограмм, выражение лица с разным настроением. | ||
3 неделя | Театральные этюды «Зоопарк» | Упражнять в умении изображать животных через движения, повадки, звуки. | Этюд «Потерянная варежка», игра «Волшебная корзина» (имитация движений) Сочинить сказку о знакомом человеке, который тебя чем-то удивил» «Угадай, кого не стало». (звуки) | ||
4 неделя | Игра «Подарок от Феи» | Учить угадывать изображаемее, которое преподносится при помощи выразительных движений. | Игра «Пожелания» «Кляксы», этюд «Кувшин с водой» Чтение и драматизация отрывка из сказки «Фея цветов» Совместная деятельность (рисование масок зверей) | ||
Декабрь «Неречевые средства общения» | |||||
1 неделя | Беседа «Можно ли здороваться без слов» | Знакомить детей с формами и средствами передачи различного эмоционального состояния. | Упражнение «Зеркало», игра «Подбери определение» Игры-забавы «Добрые волшебники» «Волшебные очки» | ||
2 неделя | Рисование пиктограмм «Мое настроение» | Приобщать к культуре проявления своих чувств. | Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки» Загадывание загадок. Упр. «Чем порадовать маму» Игра « Нечаянно и нарочно» Оформление фотогаллереи «Радуга настроения» | ||
3 неделя | Игры на телесный контакт «Я и ты» «Рисунок на спине» | Развивать навыки общения, доброго отношения к сверстникам. | Загадки бабушки Арины, упражнение «Волшебные клубочки», Чтение П.Р. Ромова «Друзья познаются в беде» Инсценировка отрывка. | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие. Развлечение «Королевство кривых зеркал» | Развивать у детей осознанное проявление своих чувств ,уметь общаться невербальным способом. Воспитывать фантазию, творческую активность. | Рассматривание иллюстраций «Фантазия» Совместная деятельность (атрибуты к развлечению) Распределение ролей. Разучивание стихов.(подготовка к развлечению) Разучивание танца «Кривляка» | ||
Январь «В мире вежливых слов» | |||||
2 неделя | Брейн-ринг «Уроки этикета и вежливости» | Уточнить и систематизировать знания детей. Формировать нравственную основу личности. | Игровые упражнения «Придумай рифму» «Испорченный телефон». Игра «Волшебный апельсин» Чтение Р.Л. Осина «Размышление после очень вежливого разговора». | ||
3 неделя | Рефлексная ситуация «За что бы я сегодня себя похвалил» | Дать возможность детям переживать хорошее- как радость, испытывать неприязнь к плохому. | Театральные этюды «Свет мой зеркало скажи» Продуктивная деятельность. Тема: Подарок самому себе. Игра «Лукошко добрых дел». | ||
4 неделя | Бесед: «Какие слова мне нравится произносить, а какие нет» | Довести до сознания детей замысел темы беседы .Применять правила речевого этикета. | Игра «Почему так говорят», «Подскажи пословицу» Совместная продуктивная деятельность копилка для добрых дел. Чтение «Ежели вы вежливы» С.Я. Маршак. | ||
Февраль «В мире вежливых слов» | |||||
1 неделя | Поведенческий тренинг. «Слово лечит, слово ранит» | Познакомить детей с тем, что слово является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей. | Беседа «Вопрос- ответ», задание «раскрась картинку так, чтобы было видно настроение (контурное изображение)» Инсценировка «Два товарища» Заучивание пословиц о дружбе, честности. | ||
2 неделя | Игра- Гинес-шоу «Каким я хочу быть» | Учить детей избавляться от своих недостатков, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности. | Упражнение « Волшебные шарики» «Прогулка в лес». Драматизация сказки «Волшебное слово»( с применением простой атрибутики) . Аппликация методом обрыва бумаги «Ромашка». Оформление стенгазеты «Это –я. Это мечта моя» | ||
3 неделя | Инсценировка «Звонок на работу к маме» «Разговор с бабушкой» | Познакомить детей с правилами разговора по телефону. | Чтение произведений Л.П. Токмаковой «Почему мама обиделась?» Игра «Нечаянно-нарочно» Упражнения по ритмопластике. Изготовление поделки «подарок маме». | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие Развлечение «Секрет вежливых слов»
| Закрепить нормы культуры поведения и общения, применяемые в различных ситуациях. | Упражнение «Прогулка» «Представь себе...». Разыгрывание мини- сцены «Еж и лиса». Игра «Хей -хей ,привет тебе» «Нам здороваться не лень» Пение песен Д.Шаинского.(концерт для малышей) | ||
Март «Общение в дружбе» | |||||
1 неделя | Беседа «Урок дружбы» | Раскрыть понимание нравственного качества служения людям, рассказать о душевной красоте таких людей. | Пословицы «Доброму – добрая память». Совместно сочинить сказку «Пойдем и поищем дружбу» Игра «Интервью» Рисование «Мои друзья» | ||
2 неделя | Панорама добрых дел. «Что хорошего можно сделать для друзей» | Познакомить детей с различными ситуациями. Стимулировать желание сделать что-то хорошее для друга. | Упражнение «Добрые тучки» Игра «Я начну, а ты продолжи». Викторина по сказкам, герои которых обладают данными качествами. Игра «Обзывалки» «Давай поговорим» | ||
3 неделя | Игровое упражнение «Небоскреб» | Дать нравственно- этические представления об уважении к товарищу, умению договариваться, работать в коллективе. | Пальчиковая игра, упражнение «В стране звуков и шумов». Игра «Скажи наоборот» Подобрать синонимы к чертам характера своего друга. Практическая работа «Подари сердечко другу» | ||
4 неделя | Ток-шоу «Этичные и неэтичные поступки» (разыгрывание ситуаций) | Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто поступил правильно, а кто нарушил правила. | Разыгрывание сценок «Идем в гости» «На дороге» Чтение В.Р. Филина «Жадина» Игра «Да, да-нет, нет» «Хорошо-_плохо» Совместное оформление стенгазеты с родителями «Уроки этикета» | ||
Апрель «Общение в дружбе» | |||||
1 неделя | Сочиняем сказку «Дерево любви». | Побуждать детей к составлению рассказа о самых близких людях. Помочь прийти к выводу о том, что не только родные должны заботиться о детях, но и дети о близким их людям. | Игры «Волшебные мамины глаза» «Перечисли сокровища, которые хранятся в мамином сердце»( речь с движениями. ) Рисование «Букет любви» Рассматривание фотоальбомов «Моя семья» | ||
2 неделя | Чтение К.Г Шилова «Два товарища» (драматизация отрывка) | На примере сказки учить детей мудрости, осмотрительности в своих поступках. Умения выходить из сложившейся ситуации. | Заучивание пословицы «Там где дружат- там не тужат». Беседа «Кто о ком заботится». Проиграть этюды, отражающие качества героев (самостоятельный подбор). С помощью цвета изобразить героев сказки. | ||
3 неделя | Музыкальная сказка «Дюймовочка» (с показом для родителей) | Познакомить детей с музыкальной сказкой, помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других. | Игровые упражнения «Со свечой» «Испорченный телефон» «Придумай рифму». Слушание музыкальных номеров. Обсуждение характерных особенностей героев. Театральные этюды «Узнай по голосу» Совместная деятельность с родителями (изготовление костюмов) | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие КВН «Дружба-это чудо» | Формировать представление детей о дружбе, взаимовыручке. Умение работать в коллективе. | Упражнение «Тюльпан» «Лесная полянка». Пантомимические и интонационные упражнения «Чей голос». Игра «Дотронься» Подготовка к КВН (атрибуты) | ||
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||||
Май «Культура и мы» | |||||
1 неделя | Беседа «Я среди людей» | Формировать у детей социокультурные компетенции : умение действовать в каждодневных ситуациях Определять свое место в мире | Упражнения «Фантазеры» «Добавлялки». Чтение веселых стихов. Игра «Сочини предложение». Музыкально- ритмическая композиция. «Я, ты, он, она- вместе целая страна» Пополнить книжный уголок новыми книгами. | ||
2 неделя | Веселые сочинялки. (Правила поведения в общественных местах) | Учить детей сочинять сказки, развивать сюжет знакомыми событиями .развивать связную речь. | Игра «Почему так говорят» «Подскажи пословицу» Показ театра на фланелеграфе. «Непослушный медвежонок» Чтение В.Р. Медеева «Путешествие кролика Кути» | ||
3 неделя | Экскурсия в детскую библиотеку. | Обратить внимание детей на правила поведения в библиотеке, на культуру речи. | Сюжетно- ролевая игра «Библиотека» «Театр» Игра «Отличи - загадка или пословица» Игра «Подбери рифму» Продуктивная деятельность «книжка-малютка» | ||
4 неделя | Итоговое мероприятие. Развлечение «Ежели вы вежливы» | Подведение детей к мотивированной оценке поступков героев. Развивать творческие способности, помочь придумывать сюжеты. | Распределение ролей, работа над музыкальными образами. Театральные этюды. Привлечь родителей к участию в развлечении. | ||
Диагностика | |||||
Работа с родителями
- Анкетирование по социально – нравственному воспитанию дошкольников «Какой я родитель»
- Изготовление стен газет.
- Консультация: «4 заповеди мудрого родителя» «Воспитание нравственно-этических чувств у ребенка»
- «Роль семьи в воспитании ребенка, как личности»
- Составление паспорта семьи.
- Тестовые задания «Что значит быть воспитанным?»
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей6-7 лет» «Воспитание взаимоотношения и культуры общения детей в ДОУ и семьи»
- Подборка статей и журналов «Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим его людям»
- Совместная продуктивная деятельность. Участие в конкурсах «Осенняя фантазия» «Жила-была елочка» «Этих дней не смолкнет слава»
- Выпуск папки передвижки «Как отвечать на детские вопросы» Фотогаллереи «Наша дружная семья»
- Привлечение родителей к подготовке развлечений. (исполнение ролей, изготовление костюмов)
- Предложить литературу на печатной основе «Азбука общения »Л.М. Щиплицина. «Это вам родители» А.О. Пинт.
- Родительское собрание «Наши успехи»
- Приглашение родителей на итоговую образовательную деятельность(присутствие учителей)
Результаты работы:
- Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
- Дети приобрели ценный опыт поведения и общения в ДОУ и в семье.
- Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;
- Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
- Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: дети рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
- Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: это формирование нравственных качеств, это любовь к родным, и близким, в стремлении ребенка к добру и неприятию зла.
- Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Осознание взрослыми и детьми, что положительные взаимоотношения и культура в общении, это предпосылки становления личностной культуры ребенка.
Дальнейшее развитие проекта
- Результат работы по данной проблеме подтвердило гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.
- Результаты проекта будут применяться педагогами по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом семьей.
Список литературы
5.Ткчева В.В. гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
7.Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста: практическое пособие /С.В. Крюкова Н.П., Слободняк. – М.:Генезис, 2000. – 208с. 8. Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» [Текст] / Ж. В. Коваленко // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10.- С.55.
10.Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П. Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова В. Ю. Питюков А. П. Савченко, Е. А. Осипова.- М., 1998. 11.http://portal2011.com/nod-v-starshej-gruppe-nashi-emocii-i-chuvstva/ 12.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/proekt-moya-semya 13.http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/24/proekt-semeynye-tsennosti-v-nravstvennom-vospitanii |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»
Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...
Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"
В проекте раскрывается значимость сенсорного развития детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию (музыка) для детей старшего возраста "Классическая музыка, как средство повышения нравственного и культурного уровня развития ребенка"
В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудов...