Сказкотерапия, как эффективный метод работы с детьми с ЗПР
статья (средняя группа)

Гарипова Анастасия Петровна

Сказкотерапия для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как эффективный метод работы с детьми с ЗПР.

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помогает разговорить даже застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты у детей и взрослых, увидеть скрытые страхи и понять, какая проблема нуждается в психокоррекции.

Главная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Малыш встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать.

Так как, агрессивное поведение является характерной особенностью детей с ЗПР и является серьезной проблемой в установлении детьми нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, я поробовала внести сказкотерапию как метод коррекции нежелательного поведения детей. После чего , было выявлено, что сказкотерапия положительно влияет на коррекцию агрессивного поведения ребенка, ведь  посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи.

При использовании сказки в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые специфические особенности применения данного метода.

Прежде всего, следует отметить, что сказкотерапию можно использовать в сочетании с другими методами, а именно:

1.Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3.Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

4.Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

Коррекционные сказкотерапевтические игры созданы для решения различных психологических задач, таких, как развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева во многих своих трудах отмечает, что сказкотерапевтическая метафора положительно влияет на всех детей с ограниченными возможностями здоровья, однако восприятие сказок у «гиперактивных» и «пассивных» детей различно [4, с. 62]. Так как поведение «гиперактивных» детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней отвлекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. «Гиперактивным» детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Педагог, применяя сказку в работе с такими детьми, должен переживать, грустить, сочувствовать персонажам, попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, покинутым, оставленным в безвыходной ситуации. «Пассивные» дети впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание [3].

Эмоции младших школьников с задержкой психического развития неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, готовности увидеть и услышать что-то необычное. Дети с задержкой психического развития долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках, поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках.Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Таким образом, сказка может выступать психотерапевтическим методом в работе с детьми с задержкой психического развития. Как диагностический и коррекционно-развивающий метод работы с детьми сказкотерапия применяется довольно часто, но возможности сказкотерапии в формировании мотивации младших школьников остаются малоизученными.

Список литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001.

2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ...

«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдел...

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и пр...

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...