«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

Федянина Светлана Альбертовна

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдельные методы не эффективны, и в разных образовательных ситуациях для разных детей приходится подбирать разные методы, подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями детей группы, в том числе с ОВЗ.  Например при организации основных направлений работы подбор методов имеет свои особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_raboty_s_detmi_s_ovz.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»

Ильина Надежда Александровна, воспитатель, Федянина Светлана Альбертовна, воспитатель, Молостова Ольга Сергеевна, учитель-логопед

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдельные методы не эффективны, и в разных образовательных ситуациях для разных детей приходится подбирать разные методы, подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями детей группы, в том числе с ОВЗ.  Например при организации основных направлений работы подбор методов имеет свои особенности.

Выбор методов (практических, наглядных или словесных) определяем в соответствии с содержанием, целями и задачами, этапом развивающей (коррекционной) работы, возрастными и индивидуальными особенностями, эмоциональным состоянием ребёнка. При ознакомлении с новой темой используем репродуктивные методы: метод словесной, наглядной передачи информации, зрительного восприятия, демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, спектаклей, видеоэкскурсии в музеи. Использование данного метода способствует формированию эстетических вкусов, нравственных и эмоциональных оценок учит сопереживать.

При практическом освоении содержания программы используем продуктивные методы (проблемные, поисковые, исследовательские, творческие), интерактивные методы (основанные на постоянном взаимодействии детей, обсуждении, обмене информацией;  дидактические игры моделирующие  реальность  и  приспособленные для целей обучения).

Практические методы обучения •игровой метод (использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом); •элементарные опыты; •моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением, что способствует успешному развитию мышления детей.

Известны различные причины речевых нарушений, среди них:

Биологические (аллергия матери , токсикоз, гипоксия плода, родовые травмы); Социально-психические (гиперопека, ограниченное общение родителей с ребёнком, не правильное строение органов речи).

Существуют простые методы и приёмы развития речи, но доказавшие свою эффективность при систематическом использовании:

 Пальчиковая гимнастика, Игровые упражнения, Логосказки, Заучивание стихотворений при помощи мнемотаблиц или картинок.

Для проведения такой работы можно предложить родителя изготовить дома своими руками атрибуты и играть, учить вместе с ребёнком.

Один из вариантов – предлагать детям придумывать движения пальчиковых игр самостоятельно, что повышает познавательный интерес. Например, в сказке «Репка» мы показываем: Репка – круг, Дедушка - показываем бороду, Бабка – руки над головой домиком или крестиком ладошки, Внучка – косынка под подбородком, Кошка – ушки на голове, Мышка – кулачок.

В старшем возрасте уже нужно готовить руку к письму, этому способствуют следующие приёмы: Раскрашивание картинок, раскрасок, Обведение трафаретов, плоских фигур, Рисование по клеточкам, по точкам, линиям, Выполнение штриховки, Графические диктанты. На что необходимо обратить внимание при выполнении упражнений: Правильная посадка, Правильность держания карандаша, Расположение листа бумаги за столом, Ориентировка на листе.

Важные  советы при проведении такой работы: Набраться терпения, Вызвать у ребёнка положительные эмоции, Упражнения выполнять совместно, Не допускать переутомления, Создавать мотивацию(если ребёнка не проявляет интерес, можно предложить ему выполнить задание позже)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ...

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и пр...

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...