«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»
материал на тему
Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР» | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки»
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»
Педагог-психолог:
М.С. Мишина
26.03.2018г.
Сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.
Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Ограниченность речевого общения так же отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера.
Метод сказкотерапии способствует интеграции личности, развитии творческих способностей, расширении сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Задачи сказкотерапии:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие слухового и зрительного внимания
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти
- Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Какие сказки можно использовать в ДОУ:
- Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
- Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
- Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
В работе со сказкотерапией широко используют: куклы Бибабо, пальчиковые куклы, пластиковые и деревянные персонажи людей и животных, красочные картины по сюжету сказки. Иногда в работе со сказкой достаточно только книги.
Требования в работе со сказкой:
- Уместность – н-р психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
- Искренность – безусловно, от педагога требуется открытость и искренность повествования.
- Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей особенно психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Формы и методы работы которые можно использовать в работе со сказкой
- чтение художественной литературы;
- беседа;
- игра;
- народный фольклор;
- придумывание сказок;
- изобразительная деятельность;
- психологические игры;
- упражнения на релаксацию;
- творческие задания;
- тренинги эмоций;
- моделирование и проигрывание ситуаций;
- минутки-размышления;
- психогимнастика;
- пересказ сказки по опорной схеме;
- перепутывание сказочных сюжетов и героев;
- введение нового героя в сказку;
- изменение места, времени, события;
- составление сказки по кругу; инсценировка;
- проблемные ситуации (н-р: - Почему медведь не живет на дереве? Возможно ли это? Аргументируйте свое мнение. - Мальчик увидел сломанную веточку, что ему делать? Зачем помогать растениям?)
- «Ассоциация по друдлам»
Методика "Ассоциация по друдлам”
Друдл - это графическая головоломка
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Но каждая картинка является маленькой игрой, в которой надо придумать что изображено на картинке. Можно предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления!
Как работает друдл?
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перелопачивать тонны информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы научат вас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
Разработка и применение друдлов с дошкольниками, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек; помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество (все эти три вида мышления в чем-то совпадают, дополняют друга друг, а разница заключается лишь в постановке вопроса, от которого зависит ответ:
- «О чем вы подумали?» - для развития ассоциативного мышления;
- «Что это?» - для развития дивергентного мышления.
- «На что это похоже?» - для развития творческого мышления).
Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.
Друдлы с младшими дошкольниками
Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни). На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: "Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом. Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.
Друдлы в средних группах
В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: "О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.
Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.
Друдлы для старших дошкольников
Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их. В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.
План действий в игре в друдл
Правила игры в друдл очень простые! Вы можете играть сам с собой или в группе. Принцип следующий:
1. Вы подбираете картинки – друдлы для игры.
2. Достаёте очередную картинку – друдл из набора. И по очереди даете свои интерпретации изображенного на картинках.
Вот, в общем, и все правила. Вы можете придумать собственную систему оценок того, у кого ответы самые оригинальные. Хотя, уверяем вас, делать это совсем не обязательно. Так как друдлы – сама по себя очень живая и интересная игра!
Сейчас я предлагаю Вам поиграть в друдл.
В работе со сказкой друдл можно использовать как зашифрованное название сказки или сочинить свою сказку о том что увидишь в друдле…
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи, личностного развития ребенка и сохранение его здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»
Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...
"Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми по развитию речи и ее коррекции"
Мастер-класс для воспитателей (использование логоритмических упражнений для речевого развития детей)...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Аннотация. Статья полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей. В статье идет речь о использовании возможностей технологии сказкотерапии как одним из способов решения коррекционн...
«Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"
quot;Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЛОГОРИТМИКА - ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.Форма проведения: мастер-класс с испол...
Сказкотерапия, как эффективный метод работы с детьми с ЗПР
Сказкотерапия для детей с ЗПР...
«Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые исп...