Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кравченко Татьяна Викторовна

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_raboty_s_detmi_s_ovz.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

- Замедленный темп обучения и воспитания;

- привлечение детей к предметно-практической деятельности;

- опора на возможности и способности ребенка.

- Создание соответствующей среды

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. В нашей работе мы применяем различные методы :

1. Развитие артикуляционной моторики:

- с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

- использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;

- упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

- адаптированные интерактивные сказки и презентации.

2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность, воображение, мелкую моторику.

3) «Волшебный калейдоскоп» развивает внимание, фантазию детей.

4) «Яйцо Совы» развивает одновременно три важные для полноценного развития ребенка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержания равновесия; Тактильной-управляет кожаной чувствительностью; и проприоцептивную – регулирует ощущение собственного тела в пространстве.

5) «Сенсорные модули» предназначены для релаксации.

6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

• прослушивание музыкальных произведений;

• прослушивание голосов природы, птиц, животных и т. д.

• выполнение ритмичных движений под музыку.

7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

8) «Сухой бассейн» Развивает мелкую моторику; развивает координацию движений; исправляет дефекты опорно-двигательного аппарата.

9) Интерактивная доска «Веселая математика» С ней ребята закрепляют названия геометрических фигур; формируют представления об основных цветах; развивают зрительное восприятие, внимание и мыслительные операции.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровье сберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровье сберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровье сберегающей технологий на занятиях позволяет решить ряд задач:

• повышает речевую активность детей;

• развивает речевые умения и навыки;

• восстанавливает работоспособность на занятии;

• улучшает концентрацию внимания;

• укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф. М. Достоевский говорил«Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ...

«Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ»

В современных детских садах создаются условия для совместного получения дошкольного образования нормотипичных и детей, и детей с ОВЗ. В нашем опыте работы мы сталкиваемся с ситуациями, в которых отдел...

ЛОГОСКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...