«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Важной задачей гармоничного развития личночти дошкольника является освоение им культурного наследия, духовного богатства, исторического опыта своего народа. Народные сказки, игры, потешки, сказания, прибаутки, поговорки играют особую роль в воспитании детей, являясь методом естественного вовлечения в творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya-dekabr.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Каширова Ольга Владимировна

                                                                                                      педагог-психолог

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»

                                 

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

     

     Важной задачей гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Народные игры, сказки, потешки, пестушки играют особую роль в воспитании детей, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

    Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, национальному фольклору, родному очагу, выступает ведущей идеей нашего педагогического коллектива, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и понять свое прошлое, свои истоки. Основой проектной деятельности педагогического коллектива выступает знакомство детей с народными традициями, творчеством, играми.

     Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

     В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной.

     А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Игра – своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту, индивидуальный способ усвоения общественного опыта. Игра во всевозможных видах проявления, в процессе которой формируется и развивается активный импульс познания окружающего мира, законов природы, человеческих отношений, помогает ребенку раскрыть в полной мере все свои личностные качества.  В процессе игры ребенок не просто слушает, не просто воспринимает, он сам становится активным участником процесса познания.

Воспитывая подрастающее поколение, наш педагогический коллектив  ориентирует задачи на становление гражданина Отечества, любящего свой народ, знающего народную культуру, традиции и обычаи, на обеспечение равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Ведь основы внутренней культуры, основы духовных ценностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Народные игры являются методом естественного вовлечения детей в творческую деятельность, стимулирующую их активность.

    Издавна в народных играх наших народов отражался образ жизни людей, смена времен года, смена деятельности. их представления о чести и смелости, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, выносливостью, проявлять стремление к победе. Народные игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие. Главное преимущество таких игр- лаконичность, выразительность, доступность.

     Именно сейчас, во время бурного развития цифровых технологий, где информация становится главным ресурсом, у детей   ослабевает потребность в движении. Но ведь, движение необходимо для усвоения и закрепления полученных знаний.

     У современных детей иначе работают тактильные ощущения, уровень сенсорных способностей снижается. Дети не только меньше движутся, но и постепенно утрачивают навыки игры, так необходимых для формирования критериев и ориентиров внутреннего мира.

     Именно национальные игровые традиции являются одной из прогрессивных систем воспитания дошкольников, помогают восстановить баланс организма, равновесие между мышлением, чувствами, движением и ощущениями тела

     Это процесс познания, помогающий активно воспринимать, перерабатывать и использовать новую информацию. Такое интересное направление формирует у ребенка единство эмоционального и двигательного интеллекта, синхронизирует развитие всех систем организма . Развитие через игру дает возможность познавать мир через личные ощущения всех органов восприятия.

     Неотъемлемой частью сетевого проекта, является формирование менталитета семьи в вопросах народной культуры, как совокупности традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса.  

     Для гармоничного, всестороннего развития здорового и успешного ребенка, в первую очередь, необходима крепкая, дружная семья. С семьи начинается малая Родина! С семьи начинается Родина!

     Для родителей проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где они совместно с детьми систематизируют свои знания о народных традициях, в сочетании с двигательной активностью, исходя из потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

     Жизнь ребенка-дошкольника - это много свободы воображения, творчества, движения, это жизнь тела и чувств в гармоничном взаимодополнении.  Играя в народные игры, водя хороводы, исполняя песни, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа, учится общению со сверстниками и взрослыми, которые являются партнерами игры, учится находить оптимальные пути решения поставленных задач, возникающих проблем.

     Внутри каждого человека живет стремление к духовным ценностям, к источнику, дающему силы строить свое будущее.. Как замечательно, что в нашей России началось активное возрождение народных традиций! Как замечательно, что есть возможность объединяться в команды единомышленников, движущихся в одном направлении, объединенных единым порывом, расширяющим горизонты педагогической работы!

     «Юбилейный X Федеральный научно-общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования-2023», в номинации  «Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста» объединяет участников восьми дошкольных образовательных учреждений из разных регионов России сетевым проектом «Игропутешествие по России». Цель данного сетевого проекта - ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДЕТЯМ!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...

Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода....