"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».
презентация

Антоненчик Ольга Валентиновна

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентация29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Майтак Л.М.,

Заведующий МБДОУ  № 17 «Земляничка», г.Бердск

Антоненчик О.В.,

методист МБДОУ  № 17 «Земляничка», г.Бердск

«ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. 

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого: К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинского. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни".  

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:

-осуществляют психолого - социальную ориентацию детей;

-проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;

-развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;

-формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья ( Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 П.6.7).

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности, получить новые знания. В результате чего, у ребенка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор. В конечном итоге это способствует раннему проявлению у дошкольника интереса и склонностей к конкретной профессии.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. На этапе завершения дошкольного детства часть Целевых ориентиров так же направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.  Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность диктует новые требования, владение современными педагогическими технологиями и понимания особенностей детской  субкультуре.   Детская субкультура – это особая система представлений о мире, ценностях, бытующих в детской среде, совокупность поведения, форм общения, и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим, «своим»  законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). Одной из интересных и продуктивных форм приобщения детей к детской субкультуре являются игровые проекты.

        И в нашем детском саду  именно технология проектной деятельности стала отправной точкой в знакомстве детей с профессиями взрослых.  Она позволяет усвоить сложный материал от простого к сложному, постепенно подводя ребёнку к сложному поиску решения проблемных ситуаций. Знакомство дошкольников с миром профессий мы начинаем с самого близкого и родного ребёнку окружения- с семьи. Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместнойвзаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи.

Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по реализации игровых проектов; фотоальбомы («Профессии моей семьи», «Профессии нашего города» и др., совместное создание предметно - развивающего пространства ( изготовление атрибутов к проектам, помощь детям при оформлении доклада с результатами проекта).

        Уже в среднем возрасте начинаем говорить о том, чем занимаются папы, мамы, бабушки, дедушки. В группах появляются газеты, выставки работ и изделий, сделанных руками близких взрослых. Интересной формой работы является проведение мастер-классов для детей, которые проводят в группе родители воспитанников. Например, составление букетов совместно с профессиональным флористом, выпекание пирожных- с кондитером. Позднее при знакомстве с предприятиями родного города, мы приглашаем в детский сад студентов профессиональных училищ. Вчерашние дети рассказывают о своей будущей профессии. Так студенты медицинского колледжа показали детям медицинские инструменты, научили ухаживать за кожей и зубами. При этом через конкретные операции, проделанные  совместно с близкими людьми или приглашенными гостями,  дошкольники подходят к обобщению знаний о профессиях, усваивают действия и роли, которые обыгрывают в сюжетно- ролевой игре. Что является предпосылкой для организации игрового проекта. Решая одну из годовых задач по развитию игрового взаимодействия через игровые проекты, на семинаре практикуме мы с педагогами разобрались, что такое игровой проект и чем он отличается от других видов проектов.

Игровые проекты разделяют на несколько  типов: воображаемые путешествия, имитационно-деловые, драматизированные, имитационно-социальные. С каждым из них мы познакомились. И, именно имитационно-социальные проекты наиболее полно решают задачи ранней профориентации дошкольников. Дошкольники имеют возможность в игре исполнять различные социальные роли. Мы определили специфические задачи для детей, педагогов, родителей которые решили в ходе реализации таких игровых проектов как: «Играем маленькими машинками», «Парикмахерская», «Метеобюро», «Кафе», «Детский сад», «Строители нашего города», «Больница», «Цветочный магазин», «Кондитерская», «Супермаркет». Данные задачи мы решали последовательно и в комплексе.

Задачи для детей:

1. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых;

2. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания.

3. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материалы и культурные ценности;

4. Содействовать развитию творческих способностей в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений;

5. Обогащать представления о людях, профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей;

6. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу;

2. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр .

3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на предприятиях и в учреждениях города.

Для родителей:

1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Для организации практической  работы в ходе семинара педагоги составили технологические карты разработки проекта (приложение- проект «Больница»), в которых на основе метода трёх вопросов определена работа с детьми во всех образовательных областях, а так же  социальное партнёрство и работу с родителями воспитанников.

В ходе реализации игровых проектов педагогическим коллективом было принято решение провести «Фестиваль игровых проектов». В Фестивале приняли участие все возрастные группы детского сада. В процессе подготовки большое внимание уделили разнообразию профессий, с которыми мы можем познакомить дошкольников. Особое внимание уделили тем профессиям, которые отвечают вызовам современного общества: флорист; дизайнер; архитектор, инженер, диетолог, метеоролог, маникюрный мастер, визажист и другие. Закончился фестиваль презентацией игровых проектов, где дети смогли рассказать о своих впечатлениях,  поделиться знаниями, полученных в ходе реализации проектов. Дети сами выбирали форму, в которой будут представлять проект (стихи, схемы, рассказы, презентации, мнемосхемы, практические игры).Такая форма работы как Фестиваль игровых проектов  помогает придать значимости проделанной детской работе, насытить мероприятие эмоциональной составляющей через создание атмосферы праздника, приглашение сверстников и родителей. Представляя проект на большую аудиторию, дети не только поднимают свою самооценку, но и «примеряют»  на себя взрослые роли огромного мира профессий, подсознательно  определяют свои предпочтения и желания. А в этом и состоит задача ранней профессиональной ориентации будущих граждан страны. Содержание образовательной деятельности педагогов МБДОУ № 17 по организации детской игры а полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО к формированию у детей позиции субъекта разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилас...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых....

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых

В настоящее время  существует огромное количество профессий. Постоянно появляются все новые и новые. Подрастающее поколение с трудом ориентируется в мире профессий. Ребята с трудом могут выбрать ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»

    Трудолюбие, как нравственное качество, формируется в сложном многогранном процессе, который требует от воспитателей не только большого терпения, но и определенных знаний возрастно...