«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
статья (средняя группа)
Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_gmo.docx | 512.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратьева Галина Васильевна. Воспитатель МБДОУ детский сад №20 «Дельфин»
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
«Культура – это то ,что остается, когда все забыто»
Эдуард Эррио
Специфика нашего региона — его многонациональность. В целом культура республики Хакасия богата и разнообразна, в ней находят отражение устное творчество, бытовые обряды, обычаи, традиции, праздники народов, проживающих в ней. И весь этот «арсенал» целесообразно и нужно использовать в своей работе. Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода. Для меня эта тема стала интересна, так как дети в моей группе имеют сложные диагнозы, хотелось воздействовать на их развитие посредством различных методов и приемов.
Существует множество различных публикаций о роли народных игр в физическом и нравственно-волевом воспитании детей дошкольного возраста. Но в коррекционной педагогике данный вопрос не был предметом пристального изучения. Вместе с тем народные подвижные игры, составляющие основу этно-игрового подхода в коррекции нарушений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не только содержат в себе значительный потенциал для психофизического развития таких детей, но и несут элементы народной культуры, концентрируя определенный исторический опыт, построены на нравственно-этических представлениях того или иного этноса.
В нашем детском саду «Дельфин» осуществляется воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, мы стараемся их воспитывать всесторонними личностями. Используем игровые традиции и чувствуем у детей заинтересованность и желание обучиться, той или иной игре. Конечно, если мы живем в Хакасии то наряду с другими народными играми, используем хакасские Чуурана (Чазынча)-это хакасский вариант игры в прятки, также игра «Медпечек»- это жмурки, «Пурба чазырары»-спрячь колечко, и т.д. Игры подбираем понятные и простые для понимания детей, так как для детей с ОВЗ сложно воспринимается информация.
Народные подвижные игры являются источником радостных эмоций и обладают великой воспитательной силой. Они решают коррекционные задачи, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Особенностями физического развития детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют дозированные упражнения, при переключении с одних движений на другие. Им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Слабость нервных процессов, истощаемость, низкая работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные факторы развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходим системный подход для разработки технологии использования народных игр в образовательной деятельности.
В мире наблюдается обострение межэтнических отношений, что ведет к разрушению как национальной культуры отдельно взятого народа, так и мировой культуры. И в связи с этим в настоящее время четко обозначилась тенденция к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности во всех проявлениях жизни человека. Приобщение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к национальной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в государственных нормативных документах в сфере образования. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что им известно очень мало игр, в которые играли предки, их больше привлекает виртуальная реальность. В современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра — это сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, которая обусловлена определенными правилами. С данной категорией детей новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми. Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий я использую словесные методы в сочетании с наглядными практическими методами. Необходимо учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка. При подготовке к игре, обязательно озвучивается название игры, дети повторяют. Затем в доступной форме описывается ход игры. И только, когда дети поймут суть игровых действий, отрабатываются движения. На данном этапе важно проговаривать вслух действия, которые совершаются. Важна лексическая работа, поскольку в народных играх встречаются незнакомые и малознакомые для детей слова, выражения. Их необходимо объяснить с опорой на наглядность. Игровая ситуация способствует развитию речи, вовлекает детей в диалоги, разучивание считалок, потешек, жеребьёвок расширяет словарный запас. Особенностью организации народной игры с детьми с нарушениями речи является то, что текст, считалку желательно предварительно разучить. Так как не понимание текста приведет к тому, что игра потеряет эмоциональный окрас, будет скучна и дети быстро потеряют к ней интерес. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны. Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Несюжетные народные игры основаны на простых движениях: беге в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т. д. Такие игры доступны детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако при этом бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, точности, ловкости, ориентированности в пространстве, чем сюжетные, поскольку эти навыки необходимы для решения конкретной двигательной задачи, регламентируемой правилами игры. У детей с ограниченными возможностями здоровья может наблюдаться нарушение точности, силовых, пространственных и временных характеристик движения, поэтому зачастую они не могут решить определенную двигательную задачу. Им требуется больше времени на овладение новым двигательным актом, а особенно длительным является освоение серии движений. Скорость движений также недостаточна: дети медлительны в силу низкой подвижности и вязкости нервных процессов. Рассеянное и истощаемое внимание, свойственное дошкольникам данной категории, обусловливает более низкую степень реагирования на информацию, воспринимаемую органами чувств.
Сюжетные игры создаются на основе детского опыта, накопленных за это время знаний и представлений об окружающей действительности, а у детей с ограниченными возможностями здоровья такой опыт органичен. Особенностью народной подвижной игры с сюжетом является возможность коррекционно-педагогического воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, через роли, которые они выполняют, через правила, придерживаться которых необходимо всем участникам игровых действий. При этом есть выбор конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей.
При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы создаем «ситуацию успеха». Обязательно нужно учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой. Правильное использование народных игр с учетом особенностей типа высшей нервной деятельности ребенка будет способствовать развитию произвольного внимания и снижению импульсивности у гиперактивных детей, а также повышению скорости двигательной реакции на сигналы и изменения игровой ситуации у тормозимых и тревожных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом народные игровые традиции имеют большую роль в коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушений в развитии.
Мы считаем, что систематическое проведение народных игр в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение. Играя ребенок сможет проявить важные личностные качества: активность, смелость, дисциплинированность, находчивость и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...
Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
Важной задачей гармоничного развития личночти дошкольника является освоение им культурного наследия, духовного богатства, исторического опыта своего народа. Народные сказки, игры, потешки, сказания, п...
Конспект познавательно-игрового практикума для родителей и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 2024г.
Познавательно-игровой практикум для родителей и детей компенсирующей группы. Создан творческой группой педагогов: учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и воспитателем группы....