Дополнительная программа по экологии
рабочая программа на тему

Дополнительная программа по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_po_ekologii.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принята:                                                               Утверждаю:

Педагогическим советом                                   Заведующий МБДОУ

Протокол №____ от _________                          «Детский сад «Сказка»

                                                                                  __________Н.П. Кирик

                                                                                 «___» ___________2013г.

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                 

Дополнительная  программа

по экологическому

образованию дошкольников

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад  «Сказка»

(Срок реализации 5 лет)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ст. Обливская

2013г.

I. Пояснительная     записка

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:

- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;

- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы  являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.

Рабочая программа по экологическому воспитанию составлена на основе программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Предлагаемая программа написана с учетом региональных условий и адаптирована  в условиях работы в МБДОУ.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

I1. Содержание образовательного процесса

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
  • Принцип гуманности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  • Принцип прогнозирования означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
  • Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
  • Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации) информация.
  • Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.
  • Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.

Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принципы организации образовательного процесса

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
  • поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
  • учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

Эти критерии являются основополагающими при выборе педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности по экологическому образованию.

Условия организации образовательного процесса

Программа рассчитана на весь дошкольный период.

Возраст детей от 2 до 7 лет.

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в  группах разработан перспективный  план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в месяц), игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, чтения, природоохранных акций, индивидуальной работы с детьми и входит в перспективный план образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и календарные планы групп.

   Продолжительность НОД для групп составляет:

в 1 младшей – 10 мин.;

во 2 младшей – 15 мин.;

в средней – 20 мин.;

в старшей – 25 мин.;

в подготовительной – 30 мин.

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

- развлечения;

- проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

I11. Требования к уровню подготовки воспитанников

Предполагаемый результат образования воспитанников

6 -7 -го года жизни

Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.

Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования «отношений». Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений воспитателей с периодичностью 2 раза в год (октябрь, май).

В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:

1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

1) Охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в работе с глобусом и другими моделями, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

2) С удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно, задают вопросы о воде.

3) Выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

4) Проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней.

5) Участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках, охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников.

2.Многообразие растений и их связь со средой обитания.

1)Самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя.

2)Замечают и оценивают привлекательные качества растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.

3)Замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно участвуют в украшении помещения – в расстановке растений, кашпо, ваз с цветами, ветками; изображают их в рисунках, аппликациях.

4)Развивается восприятие растений как живых существ: замечают их неблагополучное состояние, обнаруживают недостаточность условий для их жизни. 5)Сочувствуют растениям: сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями, помогают при их пересадке.

3.Многообразие животных и их связь со средой обитания.

1)Формируется понимание того, что обитатели уголка природы, домашние животные – живые существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботится; появляется готовность удовлетворить эти потребности, участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни.

2)Развивается познавательный интерес к животным: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в беседах, желание узнать новые сведения.

3)Охотно отображают впечатления в изодеятельности, игре.

4)Проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются ими, их поведением, их полетом. Охотно участвуют в подкормке зимующих птиц.

4. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

1)С интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

2)С интересом наблюдают как птицы строят гнезда, выращивают птенцов; сообщают о своих наблюдениях; проявляют готовность создать благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых, подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам.

4)Проявляют чуткость и заботу о молодых животных, бережное отношение к ним, готовность ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, готовы поступиться ради них своими желаниями, радуются их играм и забавам, интересуются их жизнью, наблюдают за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.

5. Жизнь растений и животных в сообществе.

1)Приходя в лес, соблюдают правила поведения. Умеют наслаждаться обстановкой леса. Проявляют познавательный интерес к жизни леса: самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.

2)Проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, растениями, слушают шорохи и звуки обитателей пруда.

3)Самостоятельно наблюдают за разными насекомыми, рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказам взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения.

6.Взаимодействие человека с природой.

1)Охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе.

2)Закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления.

3)Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

Совместная деятельность воспитателя и детей

  • Экологические досуги и праздники
  • Создание книг самоделок
  • Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
  • Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
  • Работа с моделями
  • Труд в уголке природы и на участке
  • Опыты, исследовательская деятельность
  • Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
  • Игры
  • Целевые прогулки
  • Наблюдение в уголке природы
  • Диагностика экологического воспитания детей

Самостоятельная деятельность детей

  • Работа с литературой
  • Уход за растениями и животными в уголке природы
  • Экспериментирование
  • Исследование
  • Разные виды игр
  • Самостоятельные наблюдения

Деятельность родителей

  • Создание дома развивающей среды
  • Равноправный партнер в образовательном процессе
  • Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Деятельность социума (других организаций)

Расширение традиций ДОУ

  • Недели и Дни Здоровья  (октябрь, январь, июнь).
  • Экологическая неделя (апрель).
  • День Земли (апрель).
  •  Проведение  праздников «Осенины», «Новый год», «Весна-красна».
  • Акции «Птичья столовая» (декабрь), «Цветочная фантазия» (май, июнь).
  • Недели Зимних игр и развлечений (февраль).
  • Конкурс-выставка детско-родительских работ   «Подарки Осени»  (ноябрь),  «Зимние забавы» (февраль), «Весенние мотивы» (апрель).
  • Выставки детского творчества 2 раза в год.
  • Конкурсы  чтецов «Здравствуй Осень золотая» (октябрь), «Зимушка-зима» (январь) и «Весенняя капель» (апрель).
  • Конкурсы родительских газет к знаменательным датам.
  • Выставки прикладного творчества в группе (кружковая работа) – 2 раза в год (октябрь, март).
  • Оформление «Стены творчества» в коридоре для выставки детских работ, сотрудников, родителей.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ

  • Развивающие, дидактические игры экологической направленности;
  • В группах оформлены центры (зоны)  познавательно-экспериментальный,  природы; творчества;
  • «Экологические пространства» на территории детского сада: экологическая тропа, уголок нетронутой природы, маршруты в природу.
  • Библиотека книг художественной литературы для детей о природе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.

2.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.

3.Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988.- №7.

4.Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.

5.Лучич М.В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.

7. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.

8.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»

Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...

дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа

Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...

Дополнительная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленностиВозраст детей 6 - 7 лет...

Дополнительная программа по экологии для детей младшей группы "Эколята - дошколята"

Актуальность программы заключается в формировании у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, развитие у детей умений постановки и проведения про...

Дополнительная программа по экологии для детей 2 младшей группы «Эколята - дошколята» в 2021-2022 учебном году

Содержание Пояснительная запискаНаправление программыАктуальность программыВзаимодействие с социумомЦель, задачи, принципы реализации программыВозрастные особенности детей 3-4 летХарактеристика особен...


 

Комментарии

       Демидова Елена Владимировна

Хорошая программа, творческих успехов!