Дополнительная программа по экологии
рабочая программа на тему
Дополнительная программа по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_po_ekologii.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №____ от _________ «Детский сад «Сказка»
__________Н.П. Кирик
«___» ___________2013г.
Дополнительная программа
по экологическому
образованию дошкольников
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад «Сказка»
(Срок реализации 5 лет)
ст. Обливская
2013г.
I. Пояснительная записка
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:
- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;
- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.
Рабочая программа по экологическому воспитанию составлена на основе программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Предлагаемая программа написана с учетом региональных условий и адаптирована в условиях работы в МБДОУ.
Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
I1. Содержание образовательного процесса
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
- Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
- Принцип гуманности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Принцип прогнозирования означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
- Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
- Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации) информация.
- Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.
- Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.
Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принципы организации образовательного процесса
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
Эти критерии являются основополагающими при выборе педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности по экологическому образованию.
Условия организации образовательного процесса
Программа рассчитана на весь дошкольный период.
Возраст детей от 2 до 7 лет.
Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в группах разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в месяц), игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности, чтения, природоохранных акций, индивидуальной работы с детьми и входит в перспективный план образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и календарные планы групп.
Продолжительность НОД для групп составляет:
в 1 младшей – 10 мин.;
во 2 младшей – 15 мин.;
в средней – 20 мин.;
в старшей – 25 мин.;
в подготовительной – 30 мин.
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
I11. Требования к уровню подготовки воспитанников
Предполагаемый результат образования воспитанников
6 -7 -го года жизни
Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.
Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования «отношений». Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений воспитателей с периодичностью 2 раза в год (октябрь, май).
В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Экологические досуги и праздники
- Создание книг самоделок
- Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
- Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
- Работа с моделями
- Труд в уголке природы и на участке
- Опыты, исследовательская деятельность
- Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
- Игры
- Целевые прогулки
- Наблюдение в уголке природы
- Диагностика экологического воспитания детей
Самостоятельная деятельность детей
- Работа с литературой
- Уход за растениями и животными в уголке природы
- Экспериментирование
- Исследование
- Разные виды игр
- Самостоятельные наблюдения
Деятельность родителей
- Создание дома развивающей среды
- Равноправный партнер в образовательном процессе
- Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Деятельность социума (других организаций)
Расширение традиций ДОУ
- Недели и Дни Здоровья (октябрь, январь, июнь).
- Экологическая неделя (апрель).
- День Земли (апрель).
- Проведение праздников «Осенины», «Новый год», «Весна-красна».
- Акции «Птичья столовая» (декабрь), «Цветочная фантазия» (май, июнь).
- Недели Зимних игр и развлечений (февраль).
- Конкурс-выставка детско-родительских работ «Подарки Осени» (ноябрь), «Зимние забавы» (февраль), «Весенние мотивы» (апрель).
- Выставки детского творчества 2 раза в год.
- Конкурсы чтецов «Здравствуй Осень золотая» (октябрь), «Зимушка-зима» (январь) и «Весенняя капель» (апрель).
- Конкурсы родительских газет к знаменательным датам.
- Выставки прикладного творчества в группе (кружковая работа) – 2 раза в год (октябрь, март).
- Оформление «Стены творчества» в коридоре для выставки детских работ, сотрудников, родителей.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ
- Развивающие, дидактические игры экологической направленности;
- В группах оформлены центры (зоны) познавательно-экспериментальный, природы; творчества;
- «Экологические пространства» на территории детского сада: экологическая тропа, уголок нетронутой природы, маршруты в природу.
- Библиотека книг художественной литературы для детей о природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.
2.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.
3.Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988.- №7.
4.Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.
5.Лучич М.В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
7. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
8.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная программа "Юный эколог"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленностиВозраст детей 6 - 7 лет...
Дополнительная программа по экологии для детей младшей группы "Эколята - дошколята"
Актуальность программы заключается в формировании у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, развитие у детей умений постановки и проведения про...
Дополнительная программа по экологии для детей 2 младшей группы «Эколята - дошколята» в 2021-2022 учебном году
Содержание Пояснительная запискаНаправление программыАктуальность программыВзаимодействие с социумомЦель, задачи, принципы реализации программыВозрастные особенности детей 3-4 летХарактеристика особен...
Комментарии
Отзыв о программе
Хорошая программа, творческих успехов!