Программа дополнительного образования "Юный эколог"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается.
Экологическое образование и воспитание - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, по развитию интереса к биологическому сообществу, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
164288 Архангельская область, Плесецкий район п. Савинский ул.40-лет Победы д. 5
тел. 8(81832)6-19-30, сайт: http://solnsavinsk.caduk.ru , e-mail: svksoln@yandex.ru
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Солнышко» протокол № ____от____________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Солнышко» п. Савинский ___________________О.В. Соловьева Приказ №_______от «___» _____20__ г. | ||||
Программа дополнительного образования
экологической направленности
«Юный эколог»
для детей от 5 -7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель:
Воспитатели - Адаменко Л. А.
Огурцова М. А.
Рецензенты:
Заведующий Соловьева О.В.
Методист Бондаренко Т.С.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Материально-технические условия ……………………………………………..4
Цели и задачи……………………………………………………………………...5
Методы, используемые для реализации работы кружка ………………………6
Виды деятельности, используемые для реализации работы кружка…………..7
Календарно-тематическое планирование по программе «Юный эколог»
1-й год обучения ………………………………………………………………….8
Календарно-тематическое планирование по программе «Юный эколог»
2-й год обучения ………………………………………………………………10
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми ……………………………12
Литература ………………………………………………………………………13
Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.
Альберт Швейцер
Пояснительная записка
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается.
Экологическое образование и воспитание - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, по развитию интереса к биологическому сообществу, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Материально-технические условия.
- Материально-техническая база МБОУ «Солнышко» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
- В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду:
правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. В детском саду есть естественный уголок с дикорастущими растениями, экологическая тропа.
- В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии, коллекции и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на ООД.
Исходя, из всего этого в детском саду «Солнышко» проводится кружок дополнительного образования «Юный эколог». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к нашей родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свою страну, свой край, глубже поняли особенности природы нашей Родины. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;
- познакомить с экологическими проблемами;
расширить знания о природе нашей страны, области, поселка; - показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- познакомить с Красной книгой;
- научить выполнять правила поведения в природе, необходимые для ее сохранения;
- научить детей любить и беречь природу.
Создание условий для реализации кружковой работы:
Психологические и социально-педагогические условия организации работы:
- учитывать социальный опыт ребенка учитывать его возможности, способности, интересы;
- строить педагогический процесс как диалоговый.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоит в том, учитывается региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 5-6 лет. Программа рассчитана на два года обучения.
Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в месяц продолжительностью 25 минут.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Виды деятельности, используемые для реализации работы кружка:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
2. Совместная деятельность:
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет и т. д.).
Календарно-тематическое планирование по программе «Юный эколог»
1-й год обучения
Старшая группа
№ | Тема занятия | Количество часов | |
1 | 2 | 3 | |
Октябрь | |||
Т- 1. | Вводное занятие.
| 1 | |
Т- 2. | Обитатели Арктики
| 1 | |
ноябрь | |||
Т- 2. |
| 1 | |
Т- 3. | Обитатели тайги.
| 1 | |
Декабрь | |||
Т- 3. |
| 1 | |
Т- 4. | Под пологом листвы
| 1 | |
Январь | |||
Т- 4. |
| 1 | |
Т-5. | На степных просторах
| 1 | |
Февраль | |||
Т-5. |
| 1 | |
Т-6 | Обитатели гор
| 1 | |
Март | |||
Т-6 |
| 1 | |
Т-7 | Обитатели рек и озер
| 1 | |
Апрель | |||
Т-7 |
| 1 | |
Т-8. | Обитатели морей.
| 1 | |
май | |||
Т-9. | Наши соседи
| 1 | |
Т-7. | Итоговое занятие. | 1 | |
ИТОГО: 16 |
Календарно-тематическое планирование по программе «Юный эколог»
2-й год обучения
Подготовительная группа
№ | Тема занятия | Количество часов | |
1 | 2 | 3 | |
Октябрь | |||
Т- 1. | Вводное занятиеМы живем в России.
| 1 | |
Т- 2. | По горам и долам.
| ||
ноябрь | |||
Т-3 | Водные богатства.
| 1 | |
Т-3 |
| 1 | |
Декабрь | |||
Т-4. | Средь трех океанов.
| 1 | |
Т-4. |
| 1 | |
Январь | |||
Т-5. | Живая природа.
| 1 | |
Т-5. |
| 1 | |
Февраль | |||
Т-5. |
| 1 | |
Т-5. |
| 1 | |
Март | |||
Т-5. |
| 1 | |
Т-5. |
| 1 | |
Апрель | |||
Т-5. |
| 1 | |
Т-5. |
| 1 | |
май | |||
Т-6. | Забота о природе.
| 1 | |
Т-7. | Итоговое занятие.
| 1 | |
ИТОГО: 16 |
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир нашей страны и родного края;
- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- тесты-задания;
- диагностика;
- анкетирование родителей;
- опрос;
В качестве подведения итогов планируем проводить открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…
Литература
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика-Синтез», 2010г.
2. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Волгоград, 2002г.
4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград: Учитель, 2011г.
5. В. Н. Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика-Синтез», 2005г.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М.: ВАКО, 2005г.
8. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015
9. . Т. А. Шорыгина Беседы о мире морей и океанов: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015
10. Марина Султанова Серия «Для дошкольников». « Простые опыты с воздухом» -М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015г.
11. Марина Султанова Серия «Для дошкольников». « Простые опыты с природными материалами» -М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015г.
12. Марина Султанова Серия «Для дошкольников». « Простые опыты с бумагой» -М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015г.
13. Марина Султанова Серия «Для дошкольников». « Простые опыты с водой» -М.: ООО «Хатбер-пресс», 2015
14. Серия «Энциклопедия в карточках» Животные России. – М.: ЗАО «Росмен», 2015г.
15. В. О. Никишин серия «Детская энциклопедия РОСМЕН». – М.: ЗАО «Росмен», 2014г.
16. Вологдина, Малофеева Н.Н., Травина И. В. «Детская энциклопедия РОСМЕН». – М.: ЗАО «Росмен», 2014г.
17. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины». -М.: «Просвещение», 1991г.
18. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
19. Иванова А. И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
20. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду.-Ярославль: «Академия развития», 2006г.
21. Макиевская Н. В., Рысакова И. В. Серия «Моя Россия». Природа России.– М.: ЗАО «Росмен», 2015г.
22. Травина И. В. Серия «Моя Россия». Животные России. – М.: ЗАО «Росмен», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Программа дополнительного образования "Экология в дошкольной группе"
Программа дополнительного образования...