Дополнительная программа "Юный эколог"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Михалькевич Ольга Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленности

Возраст детей 6 - 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx69.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 «Родничок»

                                                 УТВЕРЖДАЮ:

          Определена и принята                                                                                                                                                                          Заведующий МБДОУ                                  

          на педагогическом совете                                                                                                                                                    «Детский  сад №30 «Родничок»                                                                      

Протокол №_____от____________2017г.                                                                                                                                     _____________ С. Н.  Сухарева                                                                      

 

                                                    Приказ №____от_______________2017 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный эколог»

естественно - научной направленности

Возраст детей 6 - 7 лет

Срок реализации 36 часов

                                 

                                                       Разработчик:
                                                      Михалькевич

  Ольга Викторовна,
                                                      воспитатель

п. Ушаково

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                    3
  2. Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы                                                 7
  3. Формы и методы организованной образовательной деятельности                                                                              8
  4. Показатели результативности программы                                                                                                                     10
  5. Список детей                                                                                                                                                                     12
  6. Учебно – тематический план                                                                                                                                           13  
  7. Содержание дополнительной общеразвивающей программы                                                                                     15                                                                                          
  8.  Методическое обеспечение программы                                                                                                                        23

«Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

1.Пояснительная записка.

Природа и человек .... Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Программа предназначена для обогащения представлений об окружающем мире, формирования знаний о природе родного края воспитания любви и бережного отношения ко всему живому, предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве, способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора и направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Направленность программы

Естественно-научная направленность.

Актуальность программы

          В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитания человека всех возрастов и профессий.

          Дошкольное образование уже сегодня признано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое внимание мира как объекта постоянной заботы. Формирования экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем.

 И не только в России, но и во всем мире. И в связи со сложившейся экологической обстановкой в настоящее время большое значение имеет экологическое образование и воспитание дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Принципы, лежащие в основе программы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностей детей;

Цель программы.

Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Калининградской области)

Общие задачи

  • Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону.
  • Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
  • Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
  • Развивать экологическую культуру.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным - память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования. Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно - чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней. К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором он живет, отражающий основные его закономерности. Основные изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в следующем: появляется произвольность психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создает к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии- способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях ^чувствах; для морального развития, и именно для последнего, возраста шести-семи лет является сенситивным, т.е. чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т.е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям, и интересам. У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности. В этом возрасте развиваются тонкие эмоциональные реакции ребенка на красоту окружающего мира, увиденное в детстве и запечатленное в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.

2.Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы.

Образовательные

-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

-Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.

-Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Развивающие

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.

-формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.

-Применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Воспитательные

  • Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Задачи оздоровительной направленности.

  • Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим.
  • Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

  • Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города.
  • Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными.
  • Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.

Задачи природоохранного направления.

  • Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов.
  • Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.
  • Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

  • Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд

3.Формы и методы организованной образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону

 «не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения организованной образовательной деятельности:

экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно - экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
  • репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • частично-поисковый (участие в коллективном поиске). -исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы: (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).

Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание,

экскурсии, целевые прогулки).

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,

трудовая деятельность.

Индивидуальная работа.

Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды

Взаимодействие с родителями:

  • проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
  • совместные праздники;
  • участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
  • оформление наглядной информации.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

  • взаимодействие с филиалом «Ушаковская модельная библиотека».

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Сроки реализации программы - 1 год.

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 30 минут по вторникам в 16.00–16. 30  

Объём программы 36 часов

Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Результативность определяется через мониторинг.

4.Показатели результативности реализации программы

Ожидаемые результаты:

1. У детей повышается уровень экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе.

2. У детей совершенствуются познавательные умения, развиваются
наблюдательность и познавательный интерес.

3. Совершенствуется способность понимать последствия поступков
и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

4. Дети должны знать названия животных и растений, основные признаки живого, устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям.

5. Использовать наблюдения для познания закономерностей
природы.

6. Владеть трудовыми умениями.

7. Эмоционально воспринимать природу и видеть её красоту.

Дети будут знать:

- Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

- О трёх стадиях развития живых организмов.

- О природно-климатических зонах Земли и Калининградской области.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

- О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

- О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

- О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

- О Солнечной системе и её планетах.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

- О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

- Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

- Объяснять экологические зависимости.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

                                    Список детей по дополнительному образованию «Юный эколог»

1. Захаров Артём

2.Горчаков Илья

3.Зубков Иван

4.Ключко Таисия

5.Лелетко Александр

6.Мартыняхина Мария

7.Понамарёв Кирилл

8.Рогов Кирилл

9.Урюпин Максим

10.Глушко Иван

11.Можарова Лада

12.Чалик Даниил

13.Цегельный Кирилл

6.Учебно-тематический план

Месяц

Тема ОД

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Сентябрь

1.Планета Земля в опасности!

2.Ранняя осень.

3.Без воды нам не прожить.

4.Овощи и фрукты на нашем столе.

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

2

Октябрь

1.Перелётные птицы.

2.Золотая осень.

3.Жизнь зверей осенью.

4.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

3

Ноябрь

1.Грибными дорожками.

2.Где находится пятый океан?

3.Цепочки в лесу.

4.Комплексное занятие «Беседа об осени».

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

4

Декабрь

1.Через добрые дела можно стать юным экологом.

2.В гостях у дедушки Ау (развлечение).

3.Беседа о лесе (комплексное занятие).

4.Природная стихия - огонь.

     1

     1

     1

     

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

5

Январь

1.Зимушка - зима.

2.Жизнь птиц зимой.  

3.Как животные проводят зиму в лесу.

4.Красная книга нашего регион

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

         30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

             5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

         25 минут

25 минут

6

Февраль

1.Посадка лука и наблюдение за ним.

2.Кто главный в лесу? Живые цепочки.

3.Путешествие на Луну.

4.Пройдёт зима холодная (комплексное занятие).

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

7

Март

1.Сравнение диких и домашних животных.

2.Черенкование комнатных растений.

3.Викторина о лесе.

4.Космос. Вселенная. Звёзды.

     1

     

1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

8

Апрель

1.Птицы нашего края.

2. «Зелёная служба» Айболита - весенний уход за комнатными растениями.

3.Солнце - источник тепла и света.

4.Лес весной.

     1

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

9

Май

1.Знатоки природы (викторина).

2.Море бывает в беде.

3.Облака.

4.Весёлое лето.

     1

     

     1

     1

     1

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 минут

5 минут

5 минут

5 минут

25 минут

25 минут

25 минут

25 минут

Итого

36

1080 минут /

18 часов

180 минут /

3 часа

900 минут /

15 часов

7.Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Сроки

Тема

Цель занятия

Используемый материал

Методические приёмы

Ход занятия

05.09

1. Планета Земля в опасности!

Дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями. Кроме воды есть материки — твердая земля — суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей.

Рассказа-беседы воспитателя с детьми.

1.Вводная беседа.

2.Игра - моделирование «Планета Земля».

3.Игра «Покажи на глобусе».

4.Беседа «Как помочь нашей планете?».

5.Итоги занятия.

12.09

2. Ранняя осень.

Отработка понятия «Осень -время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. Воспитание экологической культуры.

Кукла-перчатка «Медведь», иллюстрации на тему «Ранняя осень», краски, кисточки, ватман.

Беседа, игра,

наблюдение на

прогулке,

коллективная

творческая

работа.

1.Вводная беседа.

2.Игра «Хорошо - плохо».

3.Встреча с медведем. Прогулка.

4.Коллективная творческая работа «Осень начинается».

19.09

3. Без воды нам не прожить.

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек её использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Глобус, звуки воды, 2 стакана (с чистой и грязной водой), соль поваренная и морская, лейка.

Беседа, игровой

практикум,

опыты.

1.Беседа «Путешествие по глобусу».

2.Беседа «Кому и зачем нужна вода».

3.Игровой практикум «Мама Тучка».

4.Исследование «Загадочная вода».

5.Итоги занятия.

26.09

3.Овощи и фрукты на нашем столе.

Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

Овощи и фрукты, посуда для приготовления салата, Схемы и модели, картинки овощей и фруктов

Беседа, игра,

наблюдение,

коллективная

творческая

работа.

1.Приготовление салатов из овощей.

2.Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ и дома.

3.Сбор урожая на огороде

4.Сравнение объектов по модели для определения признаков сходства и различия, 5.д/и «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь». 6.Выполнение заданий на рабочих листах, составление описательных рассказов.

03.10

5. Перелётные птицы.

Расширение представлений о перелётных птицах, знакомство с народными приметами и литературными произведениями о птицах, воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Предметные картинки с изображением птиц.

Беседа, разгадывание кроссвордов, игра.

1.Вступительное слово воспитателя.

2.Беседа о перелётных птицах.

3.Разгадывание кроссвордов.

4.Игра «Снежный ком».

5.Итог занятия.

10.10

6. Золотая осень.

Провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе.

Живые объекты (деревья).

Беседа, наблюдение, игра, чтение стихов об осени.

1.Вводная беседа.

2.Основная часть (на прогулке).
3. Игра «Осень просим».

17.10

7. Жизнь зверей осенью.

Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи.

Картинки для магнитной доски: берёза, клён, дуб, ель, солнышко, облака, запись П. И. Чайковского «Времена года».

Рассказ воспитателя и детей, игра.

1. Выступления детей, которые представляют животных.

2. Игра «Хорошо - плохо».

24.10

8. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных

растений во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или

влаголюбивым.

Два растения — типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой групп (например, алоэ и традесканция), глобус.

Беседа, рассказ, наблюдение.

1.Беседа о комнатных растениях, условиях, необходимых им для роста.

2.Рассказ об условиях жизни алоэ и
традесканции.

3.Классификация растений в группе на
влаголюбивые и засухоустойчивые, обсуждение условий их полива.

07.11

9. Грибными дорожками.

Закрепить и обобщить знания о грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать память, наблюдательность, воспитывать

экологическую культуру.

Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Загадывание загадок, игра, беседа.

1.Беседа о съедобных и несъедобных грибах.

Уточнить условия, необходимые для роста грибов.

2.Игра «Сыроежкины ловишки».

3.Беседа о правилах сбора грибов.

4.Игра «Собери съедобные и несъедобные
грибы».

14.11

10. Где находится пятый океан?

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к

экспериментальной работе.

Карточки с изображением ветра, бури, источниками загрязнения воздуха, воздушный шарик, стаканы, губки, земля, вода, парашютик.

Беседа, опыты.

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Опыты «Свойства воздуха».

3.Беседа «Полезные свойства «голубой
рубашки» планеты Земля».

4.Беседа «Источники загрязнения воздуха.
Мероприятия по его охране».

5.Беседа «Сила ветра. Его влияние на живые организмы».

21.11

11. Цепочки в лесу.

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Фланелеграф, контурные

изображения растений и животных.

Рассказ, беседа.

1.Вводная беседа.

2.Чтение рассказа «Цепочки в лесу» с последующим
обсуждением.        

3.Составление цепочки питания лесных обитателей.

28.11

12. Комплексное занятие «Беседа об осени».

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А.С. Пушкина «Осень» и другие стихи, репродукции картин на тему «Золотая осень», пластинки с произведениями П.И. Чайковского «Времена года».

Беседа,

изобразительная деятельность.

1.Чтение стихов об осени.

2.Беседа о состоянии погоды в сентябре, октябре, ноябре.

3.Выполнение рисунков на тему осени под музыку П.И. Чайковского.

05.12

13. Через добрые дела можно стать юным экологом.

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панно-рама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель

 «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги.

Беседа,

моделирование.

1.Вводная беседа о добрых и злых поступках.

2.Работа с моделью «Сухое дерево».

3.Итог занятия.

12.12

14. В гостях у дедушки Ау (развлечение).

Дать знания о лесе, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Развивать игровые умения.

Запись «Голоса птиц», шишки.

Беседа, элементы

театрализации,

игра.

Занятие проводится в форме «путешествия» в лес, где дети встречаются с его обитателями (дети в костюмах животных).

19.12

15. Беседа о лесе

(комплексное

занятие).

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, муляжи грибов.

Беседа,

демонстрация

картин.

1.Беседа воспитателя с детьми о лесе.

2.Викторина о лесе.

3.Разгадывание загадок о лесе и его обитателях.

4.Посещение Выставки «Лес круглый год».

26.12

16. Природная стихия - огонь.

Углубить представления детей о роли огня в жизни человека, закрепить знание правил пожарной безопасности, развивать речь, воображение, наблюдательность.

Свечи, цветная бумага, клей, кисти, запись сказки «Кошкин дом».

Беседа,

загадывание

загадок,

дидактические

игры,

изодеятельность

1.Беседа «Огонь спутник и помощник человека».

2.Игра «Хорошо - плохо».

3.Беседа «Что я знаю о труде пожарных».

4.Изодеятельность (рисование или аппликация).

16.01

17. Зимушка-зима.

Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Запись П. И. Чайковского «Времена года», детские рисунки на зимнюю тему.

Беседа,

наблюдение, игра.

1.Вводная беседа.

2.Отгадывание загадок.

3.Пословицы и поговорки о зиме.

4.Выставка детских рисунков.

5.Итог занятия.

23.01

18. Жизнь птиц зимой.

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, вспомнить правила поведения в лесу, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Музыка с голосами птиц, домики, буквы, «Мнемотаблица».

Беседа,

дидактические игры,

изодеятельность (оригами).

1.Вводная беседа.

2.Рассказ воспитателя «Чем подкармливать птиц зимой».

3.Дидактическая игра «Что за птица».

4.Загадки.

5.Оригами.

6.Итог занятия.

30.01

19. Как животные проводят зиму в лесу.

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Картины «Животные в зимнем лесу», контурное изображение зимнего дерева, ели, сосны, 4-этажного дома, предметные картинки с изображением лесных животных, модель маскировки.

Беседа, демонстрация, дидактическая игра.

1.Беседа о том, как звери живут в лесу зимой.

2.Беседа о приспособительных особенностях животных с показом модели маскировки.

3.Дидактическая игра «Кто где живёт?».

4.Итог занятия.

06.02

20. Посадка лука и наблюдение за ним.

Уточнить представления о том, что из луковиц-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки.

Беседа, практическая работа, наблюдение.

1.Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?»

2.Посадка лука (при разных условиях).

3.Рисование банок с луковицами.

4.Наблюдение за луком и выявление изменений на протяжение нескольких недель.

13.02

21. Кто главный в лесу? Живые цепочки.

Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки.

Контурные изображения цепей питания, Полоски разной длины, стрелочки, конверт с письмом.

Рассказ, беседа, игра, рисование.

1.Рассказ воспитателя. Беседа.

2.Игра «Живая цепочка».

3.Письмо из леса.

4.Рисование: необычное дерево или животное.

5.Итог занятия.

20.02

22. Путешествие на Луну.

Расширить представление о космических телах, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.

Две ракеты, нарисованные на ватмане, макет Луны, обручи.

Беседа,

дидактическая игра, рассказ.

1.Вводная беседа.

2.Дидактическая игра «Найди сходства и различия».

3.Рассказ воспитателя о луне.

4.Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

      27.02

23. Пройдёт зима холодная (комплексное занятие).

Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Зима своей красотой вдохновила художников, композиторов, поэтов.

Календарь наблюдения за природой (три зимние страницы); картины о зиме, стихи знаменитых поэтов о зиме, запись произведения П.И. Чайковского «Времена года», тонированная бумага, краски, кисти для рисования.

Беседа,

изодеятельность

1.Беседа о зиме с рассматриванием календаря.

2.Посещение «выставки» зимнего пейзажа.

3.Самостоятельная изобразительная деятельность на темы зимы..

06.03

24. Сравнение диких и домашних животных.

Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося, игрушки: медведь, мышка.

Беседа, игра-соревнование.

1.Беседа о домашних животных.

2.Сравнение диких и домашних животных.

3.Игра-соревнование «Кто даст больше правильных ответов».

13.03

25. Черенкование

комнатных

растений.

Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение, дать понятие о черенковании, учить приёмам правильной  посадки черенков.

Горшочки, палочки, тряпочки, клеёнки, черенки, стакан с водой.

Игра, беседа, практическая деятельность.

1.Игра «Хорошо - плохо».

2.Беседа «Из чего можно вырастить растение?»

3.Беседа «Мы - цветоводы». Показ приёмов посадки черенков.

4.Черенкование растений.

5.Итог занятия.

12.03

26. Викторина о лесе.

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать

экологическую культуру.

Рисунки детей,

репродукции

картин,

посвященных лесу.

Беседа.

1.Вводная беседа.

2.Ответы детей на вопросы викторины.

3.Отгадывание загадок.

27.03

27. Космос. Вселенная. Звёзды.

Уточнять и расширять представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее, развивать фантазию, воображение.

Иллюстрации с изображением звёзд, планет, фотографии космонавтов, цветная бумага, ножницы, клей.

Беседа, опыты, игра,

изодеятельность.

1.Беседа «Вселенная. Звёзды».

2.Опыт «Звёзды светят постоянно».

3.Игра-импровизация «Обитатели космоса».

4.Аппликация «Космос».

03.04

28. Птицы нашего края.

Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистическое представление о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Таблички: дятел, лесной доктор, берёзовая птица, заботливый сосед.

Беседа, рассказ.

1.Вводная беседа.

2.Загадки.

3.Рассказ воспитателя о дятле.

4.Итог занятия.

10.04

29. «Зелёная служба» Айболита -весенний уход за комнатными растениями

Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить, Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Игрушки — кукла Айболит, большая грузовая машина с зелеными крестами, чемоданчик доктора, в котором палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем. На машине мешок с хорошей землей.

Беседа, рассказ, игра, практическая деятельность.

1.Вводная беседа.

2.Правила ухода за комнатными
растениями.

3.Рассказ о некоторых растениях.

4.Игра «Угадай растение».

5.Заучивание стихотворения.

17.04

30. Солнце -источник тепла и света.

Дать детям представление о том. Что Солнце является источником света и тепла, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Изображение Солнца, животных, растений,

предметов, лист для рисования, краски, кисти.

Экскурсия, опыты, рассказ.

1.«Экскурсия» по группе.

2.Опыты.

3.Рассказ воспитателя.

4.Итог занятия.

24.04

31. Лес весной.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать желание стать другом природы, расширить представления детей о первоцветах.

Иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов.

Беседа, рисование.

1.Беседа о первоцветах.

2.Рисование.

08.05

32. Знатоки

природы

(викторина).

Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру, развивать представление о назначении Красной книги.

Красная книга, иллюстрации «Времена года», предметные картинки с изображениями животных, птиц. Растений.

Беседа, игра.

1.Вводная беседа.

2.Конкурс «Назови одним словом».

3.«Знаешь ли ты грибы?»

4.Загадки-задачи.

5.«Художники».

6.«Кто быстрее?»

7.Итог занятия.

15.05

33. Море бывает в беде.

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море.

Глобус,

репродукции

картин, предметы

морского

происхождения,

картины с

изображением

морских

животных,

принадлежности

для рисования.

Беседа, рассказ,

демонстрация

картин,

изодеятельность.

1.Беседа с детьми о море, его обитателях.

2.Осмотр выставки.

3.Беседа о загрязнении морей. Чтение
рассказов «Нефть в море», «Отчего
погибли киты».

4.Рисование иллюстраций к рассказам.

22.05

34. Облака.

Формировать у детей умение видеть красоту неба, учить делать открытия, развивать творческое воображение. Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

Принадлежности для рисования.

Наблюдение, беседа,

изодеятельность.

1.Вводная беседа.

2.Беседа об облаках.

3.Рисование.

29.05

35. Весёлое лето

Обобщить и систематизировать представление о лете по основным признакам, создавать у детей праздничное настроение, развивать их творческие способности

Запись П. И. Чайковского «Времена года», предметные картинки «грибы».

Беседа,

дидактическая игра.

1.Вводная беседа.

2.Чтение стихов о лете.

3.Подвижная игра «Танец цветов».

4.Рассказ воспитателя.

5.Игра «Собери грибы».

6.Путешествие по стране Сказок.

7.Итог занятия.

8.Методическое обеспечение программы

8.1. Технические средства обучения:

1.Ноутбук

2.Флешкарта

3.Музыкальный центр

4.Телевизор

5.Фотоаппарат

6.Мультимедийная установка

7. Интерактивная доска

8.DVD – плеер

9.Электронный микроскоп

10.Мини-лаборитории

8.2. Обучающие презентации

1.Откуда хлеб пришёл?

2.Если хочешь быть здоров

3.Если хочешь быть здоров

4. Если хочешь быть здоров, закаляйся!

5.Зима. Зимние забавы

6.Комнатные растения – друзья человека

7.Комнатные растения

8.Лесные жители

9.Мама всем нужна

10.Покормите птиц

11.Краса леса – деревья

12.Овощи, фрукты, ягоды

13.Человек

14.Правила поведения весной

15.Времена года

16.Космос

17.В гости к весне

18.В лесу

19.Весна

20.Грибной сезон

21.Деревья леса

22.Животные жарких стран

23.Животные пустыни

24.Жизнь животных зимой

25.Загадки о явлениях природы

26.Загадки с грядки

27.Звери и птицы, их детёныши

28.Здравствуй зимушка – зима

29.Здоровая пища

30.Лесные звери

31.Луг и его обитатели

32.Луна

33.Морские жители

34.Овощи

35.Откуда я взялся

36.Перелётные птицы

37.Белоснежная зима

39.Как растёт цветок.

40.Дикие животные

41.Про фрукты и ягоды в стихах

42.Сказка про ёлочку

43.Цветы

- Интерактивное развивающее пособие «Представления об окружающем мире» ООО «Издательство «Экзамен», 2016

- Интерактивное развивающее пособие «Говорящие картинки» ООО «Издательство «Экзамен», 2013

8.3. Оборудование и материалы, используемые на занятиях

- Растения участка, комнатные растения;

- Карточки с моделями и схемами, мнемотаблицы:

- Карта, глобус;

- Иллюстрации животных, растений, насекомых

- Энциклопедии:

- Карточки с явлениями природы, трудовой деятельностью людей;

- Сюжетные картинки о природе:

- Изображения экосистем: «Лес, «Луг», «Водоём».

- Плакаты;

- Коллекции камней, образцы земли, глины, песка;

- Природный материал;

- Карточки с примерами живой и неживой природы;

- Гербарий;

- Листы с заданиями, кроссворды:

- Фланелеграф;

- Магнитная доска;

- Различные виды календарей;

- Художественная литература о природе:

- Муляжи овощей, фруктов, грибов;

- Карточки «Правила поведения в природе»:

- Фигурки животных для моделирования:

- Изопринадлежности;

- Аудиокассеты, диски с музыкальными записями, звуками природы;

- Дидактические игры о природе;

- Красная книга природы:

- Репродукции картин художников.

8.4.Наглядные пособия и иллюстративные материалы          

-  Наглядно-дидактические пособия: «Птицы средней полосы». «Насекомые». «Рыбы морские и пресноводные», «Цветы луговые, лесные, полевые», «Деревья и листья, «Фрукты», «Плодовые деревья», «Как устроен человек», «Валеология  или здоровый малыш».

-  Альбомы: «Домашние животные». «Животные жарких стран», «Дикие животные».

-  Открытки «Лекарственные растения».

-  Модели и схемы: «Птицы», «Насекомые, «Рыбы»,  «Звери», «Растения»,  «Функции  живого»,  «Труд в природе», «Способы сенсорного обследования», «Этажи леса», «Цепи питания», «Кому нужен лес».

-  Серия картин «Домашние животные»

- Серия картин с рассказами Ю.Д. Дмитриева «Про зверей»

- Демонстрационные картины и модели Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»

- Пейзажная живопись «Четыре времени года»  Нищева Н.В.
- Серия «Беседы по картинкам. Осень. Зима. Весна, Лето»

- Плакаты: «Грибы», «Фрукты», «Знакомые ягоды», «Домашние животные», «Кто живет в лесу?», «Тело человека».

-  Карты: «Наша Родина», «Растительный и животный мир земли», «Карта Калининградской области».

- Энциклопедии: «Большая детская энциклопедия» перевод с английского А.И. Ким, «Большая энциклопедия животных для малышей», Тихонов А.В. «Энциклопедия животных» перевод с английского Авдонина М.

- Настольные игры: «Почемучка 1.2.3», «Живая и не живая природа», лото «Земля и ее жители», «Во саду ли,  в огороде»,  «Про животных», «Живая азбука».

-  Дидактические игры: «Путаница», «Значение растений», «Кому что, «Вершки - корешки», «Домашние и дикие животные и птицы», «Где чей хвост», «Какое время года», «Четвертый лишний», «С какой ветки детка»

- Инвентарь по уходу за живыми объектами

- Стол с ёмкостями для воды и песка

- Сюжетные игрушки

- Кормушка с изображениями птиц на подставках

- Дощечки для рисования мелом

- Сигнальные карточки

- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)

- Волшебная палочка

- Перфокарты

- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы, микроскопы, магниты

- Колбы, ёмкости

- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы

- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода

- Оборудование для экспериментирования (лупы, баночки разной емкости, мерные стаканчики, пипетки, коробочки для семян, тазик, лейки, клеенка, тряпочки и др.)

- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

- Красители: пищевые, гуашь, акварель.

- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы

8.5.Объекты уголка природы

- Комнатные растения

Образовательная деятельность проводится в групповой комнате, на участке детского сада, экскурсии за пределы детского сада.

Список литературы:

1.Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/. – Москва.: Лайда, 1995

2.Бианки В. «Сказки о животных», - Издательство Эксмо, 2007

3.Бондаренко Т.М «Экологические занятии с детьми 5-6, 6-7 лет» Издательство «Учитель» Воронеж, 2002г.

4.Волчкова В. Н. Степанова Н. В.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004

5.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» //Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2014г.

6.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. Ч.2. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006

7.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. Ч.1. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006

8.Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2006

9.Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»,  Москва «Вако» 2007г..

10.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984

11.Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с

12.Дурейко А.Н. «Природа и здоровье» ,  Минск «Тесей» 1999г.

13.Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ  «Сфера»,2010

14.Журнал «Дошкольное воспитаниe» №7 2003 г. // издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2007

Кравченко Н.В., Долгова Г.Л «Прогулки в детском саду» старшие и подготовительные группы. Творческий центр «Сфера» Москва 2008г.

15.Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий– Волгоград: Учитель, 2012

16.Марудова Е. В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

17.Машкова С. В.  Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе – Волгоград: Учитель, 2012.

18.Михайлова З.А.  План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада – СПб: «Детство-Пресс», 2008.

19.Никонова О. Н . Экологический дневник дошкольника. Весна. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

20.Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников, Москва, «Мозаика – Синтез»  2002г.

21.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва «Просвещение» 2000г.

22.Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010

23.Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г

24.Султанова М серия «Волшебный круг».  Кто где живёт.- Издательство ООО Хабер-М, 2014

25.Султанова М серия «Для дошкольников»-  Простые опыты с водой; Простые опыты с бумагой; Простые опыты с воздухом. - Издательство ООО Хабер-М, 2014

26.Тугушева Г. П. Чистякова А. Е Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

27.Уроки знакомства с окружающим миром.- М.: ЗАО «Росмэн – Пресс, 2005

28.Ушакова О. Д. Красная книга России: Растения. СПб, Издательский Дом «Литера», 2009

29.Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные. СПб, Издательский Дом «Литера», 2009

30.Хабарова Г. В., Шафигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников», Санкт - Петербург  «Детство - Пресс» 2014г.

31.Щербанёва Е. А Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...