«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И.»
консультация (подготовительная группа)
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenkov.docx | 18.14 КБ |
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 708.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И.»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.
2 слайд
Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.
Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)
Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
3 слайд
Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
• выработку гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
4 слайд
Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.
5 слайд
Подготовка к занятиям:
Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.
Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.
Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.
Проведение занятия:
Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.
Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.
7 слайд
Предварительно дети знакомятся с "методами исследования"
- "Подумай самостоятельно"
- "Пронаблюдай"
- "Спроси у человека"
- "Прочитай в книге"
- "Получить информацию в компьютере"
- "Провести эксперимент"
- "Связаться со специалистом"
8 слайд
Вместе с детьми изготовили «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.
Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки с собранной информацией.
9 слайд
1. Выбор темы
Шаг первый — определяем тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.
После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.
На нашем исследовании дети выбрали тему "Кошка"
10 слайд
2. Составление плана исследования
Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»
В ходе коллективного обсуждения дети обсуждают, что хотят узнать об исследуемом объекте. выбирают и договариваются с какого метода начнет исследование. Дети делятся на каждый метод по 2-3 человека..
11слайд
3. Сбор материала
Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
Каждый метод дети должны кратко изобразить на листочке и положить в карман с данным методом.
Узнать из книг( дети узнали какие породы кошек бывают)
12 слайд
Посмотреть в компьютере (узнали почему у кошки светятся глаза в темноте)
13слайд
Спроси у другого человека (дети узнали о больших кошках и семействе кошачьих) Воспитатель рассказал и показал иллюстрации.
14 слайд
Связаться со специалистом (узнали почему у кошек острые когти)
4. Обобщение полученных данных
На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.
15слайд
5. Доклад.
При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.
Список литературы:
1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков.Серия:- Издательство: Дом Федорова. – 2010.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...
Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".
Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов....
ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер – класса «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»
Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и э...
Презентация «Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
Презентация опыта работы по методике исследовтельского обучения А.И.Савенкова...
«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...
«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
laquo;Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»...