«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И.»
консультация (подготовительная группа)

Голубева Елена Анатольевна

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenkov.docx18.14 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx708.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность  в детском саду с использованием методик Савенкова А.И.»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

2 слайд

Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы и заключение)

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер, и, таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

3 слайд

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем,  включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

4 слайд

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.

5 слайд

Подготовка к занятиям:

Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.

Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.

Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.

Проведение занятия:

Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.

Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

7 слайд

Предварительно дети знакомятся с "методами исследования"

- "Подумай самостоятельно"

- "Пронаблюдай"

- "Спроси у человека"

-  "Прочитай в книге"

- "Получить информацию в компьютере"

- "Провести эксперимент"

- "Связаться со специалистом"

8 слайд

Вместе с детьми изготовили   «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.

Устройство папки-исследователя: на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки с собранной информацией.

9 слайд

1. Выбор темы

Шаг первый — определяем тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

На нашем исследовании дети выбрали тему "Кошка"

10 слайд

2. Составление плана исследования

Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»

В ходе коллективного обсуждения дети обсуждают, что хотят узнать об исследуемом объекте. выбирают и договариваются с какого метода начнет исследование. Дети делятся на каждый метод по 2-3 человека..

11слайд

3. Сбор материала

Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).

Каждый метод дети должны кратко изобразить на листочке и положить в карман с данным методом.

Узнать из книг( дети узнали какие породы кошек бывают)

12 слайд

Посмотреть в компьютере (узнали почему у кошки светятся глаза в темноте)

13слайд

Спроси у другого человека (дети узнали о больших кошках и семействе кошачьих) Воспитатель рассказал и показал иллюстрации.

14 слайд

Связаться со специалистом  (узнали почему у кошек острые когти)  

4. Обобщение полученных данных

На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.

15слайд

5. Доклад.

При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.

После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.

Список литературы:

1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков.Серия:- Издательство: Дом Федорова. – 2010.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Садик\Downloads\WhatsApp Image 2023-02-13 at 14.48.41.jpeg

C:\Users\Садик\Downloads\WhatsApp Image 2023-02-13 at 14.48.37(2).jpeg

C:\Users\Садик\Downloads\WhatsApp Image 2023-02-10 at 09.38.43.jpeg

C:\Users\Садик\Downloads\WhatsApp Image 2023-02-10 at 09.38.44.jpegC:\Users\Садик\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2860.40515\WhatsApp Image 2023-02-13 at 14.33.27.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А.И»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".

Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов....

ПЛАН-КОНСПЕКТ мастер – класса «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»

Предполагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и э...

«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»

laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...

«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»

laquo;Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»...