«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
презентация
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii_s.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое исследование? Что такое проектирование ? Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи . Рrojectus по латыни – «заброшенный вперед». Проектировщик он предельно прагматичен, твердо знает что делает , ясно понимает, к чему должен придти . Проектирование – творчество по плану. Исследование – бескорыстный поиск истины. Задача исследователя- искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника. – СПб, Питер, 2003. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков)
Подготовка: Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона . Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). Изображения лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.
«Темы» будущих исследований
Карточки методов исследования
Составление плана исследования Задача –получить как можно больше сведений по теме . Подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации. Выстроить цепочку методов исследований. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ? С ЧЕГО НАЧИНАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЁНЫЙ? КАК УЗНАТЬ?
Карточки с изображением предметов плана исследования
Правила сопровождения детского исследования 1. Всегда подходите к проведению работы творчески. 2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. 3. Не сдерживайте инициативы детей. 4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. 5. Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности ); Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений; Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами : Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.). Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система). Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.) Человек ( человек –живой организм, человек – пользователь природы) Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности Опыты и эксперименты Наблюдения Метод проектов Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы) Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы Использование художественного слова Трудовые поручения, действия Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.
Варианты экспериментальной деятельности Случайные наблюдения и эксперименты. Не требуют специальной подготовки. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен сам обладать естественно- научными знаниями и использовать определенные методы и приемы. Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь Эксперименты как ответ на детские вопросы на опыт детей , их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Опыт Опыт основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Отличие опыта от эксперимента Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад. Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками) Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)
По характеру объектов используемых в эксперименте: - опыты с растениями; По месту проведения опытов: - опыты с животными; в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д. По количеству детей: - опыты с объектами неживой природы; индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа). По причине их проведения: - опыты, объектом которых является человек. случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка. Классификация экспериментов и опытов По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Игры - эксперименты Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Принципы организации игр-экспериментов учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности; доступности содержания игр; сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.
Проблемные педагогические ситуации Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Особенности проблемных ситуаций кратковременность развертывания и течения. гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь». может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей. могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом. включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении
В статье затрагивается проблема познавательного развития детей, выделяются различные формы работы с детьми....
Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Уголок экспериментирования в детском саду....
Презентация «Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
Презентация опыта работы по методике исследовтельского обучения А.И.Савенкова...
Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»
laquo;Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И»...