Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме
Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Порождаемой в результате механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Этапы становления исследовательской деятельности Ориентировка - выделение предметной области осуществления исследования. Проблематизация - определение способов и средств проведения исследования. Планирование- формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска. Эмпирия – сбор эмпирического материала , постановка и проведение исследования , первичная систематизация полученных данных. Анализ – обобщение , сравнение. Рефлексия – соотношение собственных выводов с полученными выводами , с процессом проведения исследования.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуются следующий алгоритм действий : шаг 1 Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное - уметь отыскать что-то необычное в обычном Шаг 2 Выбор темы исследования . Шаг3 Определение цели исследования «ВЫЯВИТЬ»,»ИЗУЧИТЬ», «ОПРЕДЕЛИТЬ». Шаг 4 Определение задач исследования – основных шагов направления исследования. ШАГ 5 Выдвижение гипотезы – предложения , догадки . Шаг6 Составление предварительного плана исследования. вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем.» ШАГ 7 Провести эксперимент (опыт) ,наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Шаг 8 Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательско – поисковая активность, которая являясь его естественным состоянием , порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три четыре человека). Работа в таком малом коллективе способствует развитию самостоятельности , умению предлагать и формулировать доказывать свою точку зрения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования: 1. ОПЫТЫ – эксперементирование освоение причинно-следственными связями и отношениями : (состояние и превращение вещества, движение воздуха – воды, свойства почвы –минералов, условия жизни растений, свет и цвет). 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОИВАНИЕ-освоение родовидовых отношений. 3 . ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ-освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). 4 . Путешествия по реке времени- освоение временных отношений представления об историческом времени- от прошлого к настоящему.
Чтобы дать знания детям и вызвать интерес к окружающему можно провести следующие опыты : с водой, песком, воздухом, тенью, магнитом. ВОЗДУХ : как его можно увидеть и почувствовать, дети затрудняются ответить на этот вопрос тогда , можно провести ряд опытов. 1.Мы дышим воздухом( в стакан воды дуем через трубочку, появляются пузырьки) 2.У нас есть вдох и выдох. 3. Сколько весит воздух ? 4. Можно ли поймать воздух? 5. Бывает ли воздуху холодно? 6. Вдуть шарик в бутылку 7.Может ли воздух быть сильным Дети знакомятся с песком и глиной и их свойствами. Дети экспериментируют с песком: 1.Песчаный конус 2.Свойства насеянного песка 3.Песочные часы 4.Своды и тоннели Экспериментируя с водой, дети узнают о ее важности, кому она нужна для жизни, в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает важна для человека Тонет , не тонет (опускаем в воду разные предметы) Подводная лодка из яйца (в соленой воде, яйцо всплывает, она тяжелее) Цветы лотоса. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются, так как бумага намокает Чудесные спички. Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются , волокна дерева впитывают влагу Подводная лодка из винограда. Берем стакан газированной воды, опускаем виноградину, она опускается вниз, когда газы выходят она поднимается вверх. Капля-шар . Берем муку и брызгаем воду из пульверизатора, от брызг получаются капельки-шарики. Модно склеить бумагу водой? Можно, берем два листа бумаги и смачиваем их водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвинуть листы, не двигаются. Чем пахнет вода? Вода пахнет,. Теми веществами, которые в нее добавлены. Сравнить вязкость воды и варенья. Испаряется ли вода (наливаем воду и подогреваем) Есть ли у воды вкус? Вода приобретает тот вкус, какое вещество в него добавлено.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают их наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свой доклад китайским изречением: То, что я услышал, забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"
Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот за...
«Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в современном детском саду»
статья предназначена для воспитателей детских садов...
Детское экспериментирование, как форма организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый деятельностью, в которой знания приобретаются. В свете данного...
Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов - развивать иследовательскую , п...
Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».
Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...