Дополнительная образовательная программа «Светофорик»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Новизна образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорик»: при реализации вырабатываются поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации; формируются устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; прививается культура безопасного поведения на дорогах.
Данная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Данная программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_svetoforik_2023.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена педагогическим советом МБДОУ №15 Протокол №1 от «24» 08. 2023 года | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ №15 Приказ №179 от «24»#1075;. |
Дополнительная
образовательная программа «Светофорик»
Разработала и реализует программу:
Карамышева Ольга Борисовна,
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Возрастная категория детей: с 3 до 6 лет
Срок реализации программы: 3 года
Рассмотрена:
педагогическим советом МБДОУ
26 августа 2023 года, протокол №1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 3
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 27
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложение 1 (Перспективный план работы по программе «Светофорик» во второй младшей группе). 31
Приложение 2 (Перспективный план работы по программе «Светофорик» в средней группе) 34
Приложение 3 (Перспективный план работы по программе «Светофорик» в старшем дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………...……40
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Светофорик» (далее по тексту Программа) – учебно-методический документ образовательного учреждения, обеспечивающий вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями учащихся. Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии.
ДТП по вине дошкольников, как правило, происходят из-за того, что, находясь одни на улице, они не понимают опасности транспортных средств. Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих транспортных средств, препятствий, сооружений, зеленых насаждений; выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять и ходить по проезжей части при наличии тротуара и т.д.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.
Обеспечение безопасности дорожного движения находится на постоянном контроле в Правительстве российской Федерации. В Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2020-2025 годах» указано на необходимость проведения в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, систематических мероприятий, «направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения».
Во ФГОС дошкольного образования, а так же в ФОП ДО уделяется большое внимание охране жизни и здоровья детей. Уделяется большое внимание педагогами формированию безопасности собственной жизнедеятельности детей, а также родителями при переходе улиц, в быту, на природе.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Первыми учителями, которые могут помочь обществу решить эту проблему должны стать родители и воспитатели детского сада. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог, дать значение дорожной разметки и дорожных знаков.
В целях формирования у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения в ДОУ мы предлагаем реализовывать образовательную программу по изучению правил безопасного поведения на дорогах «Светофорик», в рамках которой осуществляется контроль за уровнем знаний воспитанников.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорик»: при реализации вырабатываются поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации; формируются устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; прививается культура безопасного поведения на дорогах.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Данная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Данная программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Инновационный подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
- формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
- закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
- продолжение работы по обогащению словаря, развитию диалогической речи;
- обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
- повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она направлена на обучение детей правилам дорожного движения, наблюдению и ориентированию на дорогах среди стремительно движущегося транспорта. И что очень важно, программа дает возможность обучающимся отрабатывать полученные умения и навыки на практических занятиях. Программа также предусматривает работу с общественностью. К совместной работе привлекаются Госавтоинспекция, социальные партнеры, родители (законные представители) обучающихся.
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа рассчитана на обучение детей с 3 до 7 лет.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Вторая младшая группа (3–4 года)
Основная задача работы с детьми этого возраста — познакомить их с простейшими правилами безопасного поведения, создать условия для накопления ими первичного опыта освоения этих правил. Чрезвычайно важно проводить соответствующую работу с родителями малышей с тем, чтобы они продолжали закреплять и развивать этот опыт в домашних условиях. У 3–4-летнего ребёнка при ознакомлении с новыми предметами сохраняется, как и в более раннем возрасте, тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ему нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. Объекты или слова запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.
Дети должны свободно пользоваться такими терминами, как «дорога», «тротуар», «проезжая часть».
У детей 3–4 лет должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила: не подходить к краю тротуара и ни при каких условиях не ступать на проезжую часть дороги; транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.
А также закрепляться следующие привычки, навыки, правила: по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими знакомыми взрослыми; дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека; дорога полна неожиданностей и может таить в себе опасность.
Средняя группа (4–5 лет)
У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и старшим детям. Им свойственна переоценка своих возможностей. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому предметы слева и справа, в том числе автомобили, остаются ими незамеченными. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4–5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает.
Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: игра вблизи дороги и неожиданный выход на проезжую часть. Ребёнок может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.
В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении.
Детей пятого года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах.
Закреплять полученные впечатления необходимо на занятиях, в играх, беседах, в практикумах на макетах. Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год: ходить можно только по тротуарам, не мешая другим пешеходам; играть и бегать по тротуарам нельзя — это опасно, так как можно заиграться и выбежать на проезжую часть; движение на дорогах регулируется светофором и Правилами дорожного движения;у транспортного светофора три сигнала, у пешеходного светофора — два; дорогу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный или надземный переход, то безопаснее переходить по этим переходам. Даже если переходишь по правилам (на зелёный сигнал пешеходного светофора и по пешеходному переходу), всё равно необходимо быть предельно внимательным.
Старшая группа (5–6 лет)
В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим. Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
Детей шестого года жизни знакомят с правилами поведения в транспорте. Чрезвычайно важно изучить с детьми расположение остановок и посадочных площадок, правила посадки и высадки из транспорта, перехода проезжей части после выхода из транспорта. Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к дверям, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни.
В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять!
Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста: если возникла необходимость перейти дорогу, необходимо найти ближайший пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться, посмотреть налево, направо, ещё раз налево, а затем, убедившись в своей безопасности, в отсутствии близко идущего транспорта, по пешеходному переходу перейти дорогу, продолжая наблюдать за дорожной обстановкой; когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом маршрутном транспорте, надо обязательно держаться за поручни, чтобы не упасть при резком торможении; играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги — опасно;
выйдя из транспорта, не надо спешить; необходимо подождать, пока автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом найти пешеходный переход и перейти дорогу по нему.
Подготовительная группа (6–7 лет)
В 6–7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека. Ребёнок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.
Дети 6–7-летнего возраста — это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить дорогу. Они должны быть подготовлены к этому, хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения дорог, где и какие стоят дорожные знаки, важные для пешеходов.
Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до образовательной организации, совместно с родителями смоделировать или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится дошкольная образовательная организация.
В этом возрасте необходимо учить детей определять, предвидеть опасные дорожные ситуации и возможность их избегать, а также воспитывать у детей уважение к участникам дорожного движения.
В результате проводимой работы у детей 6–7 лет должны сформироваться следующие привычки, навыки, правила поведения:
- прежде чем куда-то идти — мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места наибольшей опасности;
- из всех маршрутов движения выбрать наиболее безопасный;
- переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора, предварительно убедившись в том, что все машины остановились и пропускают пешеходов;
- требования дорожных знаков и светофоров не обсуждаются, а выполняются на 100%;
- реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности.
Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет внимателен и осторожен, соблюдать правила дорожной безопасности, с ним ничего плохого не случится.
ОБЪЕМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофорик» рассчитана на 4 год обучения, 36 часов (1 часа в неделю)
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения – очная. При проведении образовательной деятельности используется групповая форма организации обучения.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой реализации программы «Светофорик» является специально организованная совместная деятельность воспитателя с детьми, образовательная деятельность в режимные моменты, образовательная деятельность в семье. Кружок посещают все дети.
РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ
Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю с сентября по май, всего 36 мероприятий и с учётом специальных требований:
- дни и формы организации детей воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки на детей и в соответствии с регламентом основной образовательной деятельности;
- продолжительность совместной деятельности: вторая младшая группа 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа– 25 минут, подготовительная – 30 минут.
- заканчивается совместная деятельность по программе «Светофорик» эмоционально занимательными или подвижными играми, продуктивной деятельностью;
осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохраненных, нервно-психических функций и положительных свойств личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий, оптимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТСЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Задачи для детей младшего дошкольного возраста
- Формировать элементарные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах
- Познакомить детей с понятиями о: улице, дороге, тротуаре, светофоре, его сигналах.
- Дать знания, кто такие: водитель, пешеход, пассажир.
- Познакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, различают трамвай, автобус, троллейбус.
- Развивать правильную ориентацию по местонахождению предметов: справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; размерам предметов: большой, маленький, широкий, узкий, высокий, низкий; умению сравнивать различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте.
- Развивать умения ориентироваться на территории детского сада.
Задачи для детей среднего дошкольного возраста:
- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
- Развивать умения различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Развивать умения выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
- Развивать умения составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
- Развивать умения определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- Развивать умения детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
- Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
- Развивать умения детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- Развивать умения объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Успешное освоение ребенком программы предполагает его социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- научности (научная достоверность);
- доступности (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям воспитанников);
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- добровольности участия детей;
- индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- непрерывности и преемственности;
- единства индивидуализации и дифференциации;
- принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, детьми);
- принцип интегративности;
- целеполагающего подхода к инновационной деятельности.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц | Тема образовательной деятельности | Кол – во |
сентябрь | Дорога в дошкольное учреждение. | 1 |
октябрь | Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению. | 1 |
ноябрь | Предвидение опасности на улицах. | 1 |
декабрь | Виды транспортных средств. | 1 |
январь | Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона). Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги. | 1 |
февраль | Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. | 1 |
март | Виды и сигналы светофоров. | 1 |
апрель | Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»). Дорожные знаки для пешеходов. | 1 |
май | Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей. | 1 |
ВСЕГО | 36 |
Представленные тематические планы носят примерный характер и могут быть скорректированы в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в детском саду, индивидуальных особенностей детского коллектива, уровня подготовки детей и их способности осваивать материал.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по ПДД, может проходить через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения через образовательную область «Безопасность», интегрируя с другими образовательными областями.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр, включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Мероприятия, направленные на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольной образовательной организации, могут включать в себя: методическую работу с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие со сторонними организациями ГИБДД, ЮИД, работу с воспитанниками дошкольной образовательной организации.
Обучение детей безопасному участию в дорожном движении и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольной образовательной организации должно проходить через все основные виды познавательно-развивающей деятельности ребенка: игра, творчество, познание.
Условия современной жизни диктуют необходимость доводить до детей дошкольного возраста первые сведения о правилах дорожного движения.
В дошкольной образовательной организации ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в детском саду – это комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей. В практику дошкольных образовательных организаций в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дорогах, в транспорте.
Успешное освоение ребенком программы предполагает его социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методы и технологии реализации программы «Светофорик»
- интерактивный метод обучения
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
- личностно-ориентированная технология
- технология игрового обучения
- метод наблюдения и беседы
- обсуждение разных точек зрения
- решение проблемных задач семейного воспитания
- ролевое проигрывание ситуаций
- тренинговые игровые упражнения и задания
- обращение к опыту родителей
- метод проектов, творческий, ролево-игровой и другие.
- метод создания ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
- метод формирования готовности восприятия познавательного материала с использованием зоны ближайшего развития.
- метод стимулирования занимательным содержанием.
- метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает».
- метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
- метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей стимулирует интерес к познавательным занятиям.
- метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Ожидаемый результат реализации программ: повышение правовой культуры обучающихся начальной школы как участников дорожного движения; предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Дети знают правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Дети умеют:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Дети имеют представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешности реализации программы в дошкольном образовательном учреждении необходимо наличие специально созданной предметно – развивающей среды. Такая среда строится на принципах, прописанных во ФГОС дошкольного образования:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Для организации в дошкольном образовательном учреждении образовательной деятельности, развивающих и обучающих игр, конкурсов, соревнований и др. по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
Имеется в виду: наличие оборудования (макет улицы с транспортными средствами, желательно участок микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению), схема маршрута безопасного движения в детский сад, комплект дорожных знаков для пешеходов, наглядных средств, детских игрушек (автомобиль, автобус, грузовая машина, поезд, пароход, самолет и т.д.), набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения; канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д.
А также:
- дидактические, развивающие, настольные игры;
- атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;
- классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
- подборки народного фольклора;
- подборки художественной литературы;
- альбом «Это интересно…»
- альбом «Дороги Снежинска», «Транспорт».
- подборка иллюстраций по правилам дорожного движения.
- книжки-малышки «Интересные истории о …»
- комплекты дорожных знаков;
- макет улицы с транспортными средствами;
- подборка проблемных ситуаций;
- подборка «Минуток безопасности»
Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
Во второй младшей группе дети ведут работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, в уголке безопасности дорожного движения должно быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшем дошкольном возрасте ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
- схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.
- Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. – 2006.
- Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
- Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г.
- Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева,
- Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).
- Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. изд.2-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с. (Серия «Свободный ум»).
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа./ И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011)
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).
- Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Паромоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.: ил.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой –М.: ТЦ Сфера, #1089;. (Серия «Вместе с детьми».)
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, с.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005
Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 80с.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Реализуют программу воспитатели на группах.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Мониторинг результатов освоения Программы проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анкетирование, игры, выставки, конкурсы и т. д.
Мониторинг освоения Программы включает в себя:
- Входной контроль: проводится первичная диагностика (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и практических навыков.
- Промежуточная аттестация: проводится в середине учебного года (декабрь). По ее итогам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
- Итоговая аттестация: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить уровень освоения Программы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие формы аттестации:
- Игровые методы (для проверки усвоения текущего материала и практических умений).
ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ:
- заполнение диагностических карт;
- фотографии работ.
ФОРМЫ ПРЕДЬЯВЛЕНИЯ И ДЕМОНСТРАЦИИ:
- открытые занятия для педагогов МБДОУ и родителей;
- выставки работ.
Виды и формы контроля освоения программы: текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ); итоговый (организация выставки работ).
Критериями освоения программы служат знания, умения и навыки:
В младшем дошкольном возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами (знаки дорожного движения, светофор и т.п.); эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- знает названия окружающих предметов (дорога, перекресток, светофор);
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок на тему «Безопасность дорожного движения».
В старшем дошкольном возрасте:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, направленной на формирование навыков безопасного поведения в дорожном движении;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями в сфере безопасности жизнедеятельности; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по данной Программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденными «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП
- Начало учебного года – 3 сентября.
- Окончание учебного года – 30 мая.
№ п\п | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | Первый С 3 до 4 лет | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 15 минут (1 ак. час) | 36 |
2 | Второй С 4 до 5 лет | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 20 минут (1 ак. час) | 36 |
3 | Третий С 5 до 6 лет | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 25 минут (1 ак. час) | 36 |
4 | Четвертый с 6 до7 лет | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 30 минут (1 ак. час) | 36 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, три раза в год проводится диагностика уровня освоения Программы.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПДД
Задание для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
№ | Вопросы | Начало года | Конец года |
Назови и покажи транспорт. Педагог показывает игрушки – легковая машина и грузовик. Предлагает назвать и показать данные транспортные средства. | |||
Сравни машины. Педагог показывает легковую машину и грузовик и спрашивает, на каком из этих автомобилей можно возить грузы (песок), а на каком – людей? | |||
Назови и покажи части машины. Педагог предлагает назвать и показать части грузовика: колесо, руль, кузов, кабина. | |||
Собери светофор. Педагог раскладывает круги (красный, жёлтый, зелёный) и предлагает собрать светофор. | |||
Покажи части дороги. Педагог предлагает показать на макете тротуар и проезжую часть. Педагог задаёт вопрос: «Людям можно ходить по тротуару или по проезжей части?» (По тротуару.) |
* Оценка уровня:
- «высокий» уровень - все компоненты отмечены знаком «+»;
- «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
Задание для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№ | Вопросы | Начало года | Конец года |
Кто есть кто? | |||
Педагог задаёт вопросы:
| |||
| |||
Назови и покажи общественный транспорт. Педагог задаёт вопрос: «Какой транспорт перевозит много людей и останавливается на остановках?» Если ребёнок затрудняется, педагог называет общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси) и предлагает показать его на картинках. | |||
Назови и покажи грузовой транспорт. Педагог задаёт вопрос: «Какой транспорт перевозит грузы?» Если ребёнок затрудняется, педагог называет грузовой транспорт (грузовик, самосвал, фургон, цистерна (бензовоз, молоковоз)) и предлагает показать его на картинках. | |||
Что это? Педагог показывает картинку с изображением перекрёстка и задаёт вопрос: «Как называется место, где пересекаются дороги?» (Перекрёсток.) | |||
Назови значения сигналов светофора Педагог показывает светофор и спрашивает: «Что нам говорит красный сигнал светофора (жёлтый, зелёный)?» (Стой, жди, иди.) | |||
Назови и покажи дорожную разметку Педагог показывает макет перекрёстка с разметкой «зебра» и предлагает показать и назвать дорожную разметку, по которой пешеходы переходят проезжую часть. | |||
Назови и покажи части дороги Педагог показывает макет перекрёстка и предлагает назвать и показать части дороги: проезжую часть, тротуар, разделительную полосу. Педагог задаёт вопросы:
Если ребёнок затрудняется, то педагог называет элементы дороги и предлагает показать их на макете перекрёстка. | |||
Назови безопасные места для игр Педагог задаёт вопрос: «Где детям разрешено играть?» Если ребёнок затрудняется, то педагог показывает картинки с изображением безопасных мест для игр и предлагает назвать безопасные места для игр. | |||
Итог |
* Оценка уровня: «высокий» уровень - все компоненты отмечены знаком «+»; «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»; «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
Задание для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
№ | Вопросы | Начало года | Конец года |
Назови и покажи специальный транспорт. Педагог предлагает назвать и показать автомобили оперативных служб («Скорая медицинская помощь», «Милиция», «Пожарная охрана»). Если ребёнок затрудняется, то педагог называет автомобили оперативных служб и предлагает показать его на картинках. Педагог предлагает назвать и показать транспорт для выполнения определённых работ (снегоуборочная машина, поливоуборочная машина, мусоровоз, автокран). Если ребёнок затрудняется, то педагог называет транспорт для выполнения определённых работ и предлагает показать его на картинках. | |||
Назови и покажи грузовой транспорт. Педагог предлагает назвать и показать грузовой транспорт (панелевоз, бетоносмеситель, автовоз). Если ребёнок затрудняется, то педагог называет грузовой транспорт и предлагает показать его. | |||
Расскажи правила поведения пассажира общественного транспорта. Педагог задаёт вопросы по правилам поведения пассажира общественного транспорта:
| |||
Найди нарушителей Правил дорожного движения и послушных пешеходов. Педагог показывает иллюстрации. На одних изображены ситуации, в которой пешеходы соблюдают Правила дорожного движения. На других– пешеходы нарушают Правила. Педагог предлагает ребёнку определить, на каких картинах пешеходы соблюдают Правила, на каких нарушают. | |||
Назови и покажи дорожную разметку. Педагог задаёт вопросы:
Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожную разметку и предлагает показать её на макете. | |||
Назови и покажи дорожные знаки. Знаки особых предписаний. Педагог предлагает назвать по картинкам знаки особых предписаний: «Место остановки автобуса и (или троллейбуса)», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны». Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. Информационные знаки. Педагог предлагает назвать по картинкам информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход. Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. | |||
Итог |
* Оценка уровня:
- «высокий» уровень - все компоненты отмечены знаком «+»;
- «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
Задание для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
№ | Вопросы | Начало года | Конец года |
Назови виды транспорта. Педагог предлагает назвать виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Педагог задаёт вопросы и предлагает показать транспорт:
| |||
Назови профессии. Педагог задаёт вопросы:
| |||
Расскажи правила поведения пешехода. Педагог задаёт вопросы по правилам поведения пешехода.
| |||
Назови и покажи дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Педагог предлагает назвать и показать предупреждающие знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы». Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. Запрещающие знаки. Педагог предлагает назвать и показать запрещающие знаки «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. Предписывающие знаки. Педагог предлагает назвать и показать предписывающие знаки «пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. Знаки сервиса. Педагог предлагает назвать и показать знаки сервиса «Больница», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода», «Место отдыха», «Пост дорожно-патрульной службы», «Мимилиция», «Бассейн», «Туалет». Если ребёнок затрудняется, то педагог называет дорожные знаки и предлагает показать их. | |||
Назови средства регулирования дорожного движения. Педагог задаёт ребёнку вопросы: «Какие средства регулирования показывают сигналы?» (Светофор и регулировщик.) «Каким предметом пользуется регулировщик для регулирования движения на дороге? (Жезл.) Какие бывают светофоры? (Транспортный (три сигнала), пешеходный (два сигнала)). | |||
Назови безопасные места для езды на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Педагог предлагает рассказать, где разрешено кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках (парк, площадка для катания во дворе, велосипедная дорожка). Если ребёнок затрудняется, то педагог предлагает назвать по картинке безопасные места для езды на велосипеде, самокате, роликовых коньках. | |||
Итог |
Оценка уровня:
- «высокий» уровень - все компоненты отмечены знаком «+»;
- «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
- «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
Кружок проводятся в отдельной комнате, в которой все участники располагаться за столами и по желанию свободно передвигаются. В начале и в конце нашего сотрудничества используется игра для настроя детей на творчество. Кружковая работа должна проходить в эмоционально – непринуждённой обстановке. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда прийти на помощь, и помочь ребёнку справиться с возникшими затруднениями.
На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.
Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения включает несколько этапов:
• Анализ семейного воспитания по данному вопросу. • Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения.
• Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения.
• Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Ежегодно разрабатывается перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста. Для каждой возрастной группы разрабатывается тематический план работы с детьми по ПДД посредством художественной литературы. Наиболее эффективной формой является ситуативное обучение – систематизация и анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдают за реальной обстановкой на дороге, ситуацией, воспроизводимой на макете, схеме или в автогородке, оценивают действия участников дорожного движения, составляют рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации? Опытные педагоги используют разные формы проведения образовательной деятельности: − путешествие; − соревнование; − театрализованная деятельность; − игра-КВН и др. Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и творчество. Воспитатели ДОУ при реализации задач используют личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей. При проведении используются словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия), наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций), исследовательские и практические. После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организуется работа в зоне практической деятельности по ПДД, на спортивной площадке. Основной формой обучения является игровая деятельность. По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД классифицируются на:
• игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика; • игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
• игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах поведения.
Для лучшего усвоения нового материала используются приёмы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток. В рамках недели, месячника по безопасности движения организуются конкурсы рисунков, плакатов на асфальте «Перекресток», итоговые мероприятия «Сказочные дорожные знаки», КВН «Мы и дорога», соревнования «Образцовый пешеход», «Колесо истории ПДД» и т.д. Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, нами используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка нагляднообразное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволяет получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004 Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
- Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
- Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
- Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
- Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
- Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
- Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
- Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий» Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005.
Перспективный план работы по программе «Светофорик» во второй младшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Образовательная деятельность | Создание условий для самостоятельной деятельности | Образовательная деятельность в семье |
сентябрь | Дорога в дошкольное учреждение |
|
| Настольный макет «Детский сад», рули, «зебры», демонстрационные картины. |
|
октябрь | Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению |
|
| Светофор, макет, тротуар, пешеход |
(А. Северный)
|
ноябрь | Предвидение опасности на улицах |
|
| Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочка для машиниста, сумочка с билетами); «Свето-форик» (шапочки красного, зеленого и желтого цветов). |
|
декабрь | Виды транспортных средств |
|
| Воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт. маски птиц и машина, нарисованная на картоне; (маски для зайчат); Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). |
|
январь | Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона). |
|
| Светофор, дорожные знаки, грузовой автомобиль, легковой автомобиль Демонстрационные картины, макеты, схемы, необходимые атрибуты для управления движением и т.д. |
|
февраль | Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. |
|
| Автобус, трактор, лошадь, мотоцикл, легковая машина. Картинки со знаком «Пешеходный переход». Картина с изображением движения поезда по дороге и через туннель. Перфокарты с изображением различных ситуаций на дороге и знаками. |
|
март | Виды и сигналы светофоров. |
|
| Светофор, дорожные знаки, форма, круглый, квадратный, треугольный |
|
апрель | Пешеходный переход «зебра». Дорожные знаки для пешеходов. |
|
| Картинки 10 х 15 с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). |
|
май | Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей. |
|
| Лабиринт «Дорога» 30 х 30 и машинки разного цвета. Лабиринт «Домики», домики разного цвета. |
|
Перспективный план работы по программе «Светофорик» в средней группе
Месяц | Тема | Задачи | Образовательная деятельность | Создание условий для самостоятельной деятельности | Образовательная деятельность в семье |
Сентябрь | Дорога в дошкольное учреждение |
|
| Настольный макет «Детский сад», рули, «зебры», демонстрационные картины.
|
|
Октябрь | Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению |
|
| Макет прилегающей территории, фигурки пешеходов, светофор. Перфокарты A3 с разными ситуациями в файле. Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. |
|
ноябрь | Предвидение опасности на улицах. |
|
| Атрибуты режиссерской игры: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
|
|
декабрь | Виды транспортных средств. |
|
| Транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, театр бибабо. |
|
январь | Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона). |
|
| Светофор, дорожные знаки, грузовой автомобиль, легковой автомобиль Демонстрационные картины, макеты, схемы, необходимые атрибуты для управления движением и т. д. Макет на столе (или стене (из ткани), дорога - машины, люди). |
|
февраль | Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. |
|
| Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками; Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки. Макет на столе: «Перекрёсток» |
|
март | Виды и сигналы светофоров. |
|
| Светофор, дорожные знаки, форма, круглый, квадратный, треугольный |
|
апрель | Пешеходный переход «зебра». Дорожные знаки для пешеходов. |
|
| светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно: дети», «Двухстороннее движение». |
|
Перспективный план работы по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема | Задачи | Образовательная деятельность | Создание условий для самостоятельной деятельности | Образовательная деятельность в семье |
Сентябрь | Дорога в дошкольное учреждение |
|
| Настольный макет «Детский сад», светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт. |
|
Октябрь | Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению |
|
| Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор, лабиринты: «Найди правильный путь», «Помоги добраться до бабушки». |
|
ноябрь | Предвидение опасности на улицах. |
|
| Настольный макет «Детский сад», светофор, дорожные знаки, правила поведения, перекрёсток, водитель, пассажир, железная дорога, транспорт. Алгоритмы: «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход». |
О.А. Тарутина «Для чего нам светофор?».
|
декабрь | Виды транспортных средств. |
|
| Рисунки и игрушки общественного транспорта, автобус, троллейбус, трамвай, такси. . |
|
январь | Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона). |
|
| Макеты детского сада школы больницы, магазина, разметка дороги, дорожные знаки, светофор, костюм Незнайки, слайды. |
|
февраль | Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. |
|
| Автобус, трактор, лошадь, мотоцикл, легковая машина, Макет на столе: «Перекрёсток»
|
|
март | Виды и сигналы светофоров. |
|
| Светофор, дорожные знаки, форма, круглый, квадратный, треугольный |
|
апрель | Дорожные знаки для пешеходов. |
|
| Использование макета прилегающей территории и наглядного материала: запрещающие знаки, въезд запрещен, движение пешехода запрещена, поворот запрещен, езда на велосипеде запрещено, движение запрещено. |
|
май | Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей. |
|
| Изображение улицы города (со знаками и светофором), перекресток с инспектором ГИБДД; Картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); Карточки 10 х 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа познавательно - образовательной направленности "Светофорик"
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожн...
Дополнительная образовательная программа познавательно - речевой направленности «Светофорик»
№ Содержание программы: 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………&helli...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Светофорик»
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...
Дополнительная образовательная программа "Светофорик" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует: привитию психологической устойчивости к опас...