Дополнительная образовательная программа "Светофорик" для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа по обж (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует:
- привитию психологической устойчивости к опасным ситуациям;
- развитию и коррекция внимания, памяти и логического мышления;
- развитию личностных качеств, которые помогают адаптироваться к дорожной среде - осторожность, наблюдательность, дисциплинированность;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих на основе психолого – педагогического подхода является целенаправленность на воспитание и обучение правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Данная образовательная программа рассчитана на детей 4 – 5 лет.
Продолжительность образовательного процесса по данной программе - один год.
Формы занятий – групповые, подгрупповые, режим занятий - 2 занятия в неделю.
Ожидаемым результатом по реализации данной программы будет повышение знаний правил дорожного движения.
Цель и задачи программы
Общая цель дополнительно образовательной программы - систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Задачи данной программы заключаются в следующем:
Образовательные:
- Обучать детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
- Учить нормам и правилам поведения дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, инициативность, образное мышление.
Воспитательные:
- Формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение Бердюжского района
дошкольного образования детский сад «Малышок»
с приоритетным осуществлением физического развития детей
СОГЛАСОВАНО Решением педагогического совета МАУ Бердюжского района ДО детского сада «Малышок» Протокол №1 от «28» 08 2015 года | УТВЕРЖДЕНА Директор МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» _______Г.А. Грачёва |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Светофорик» для детей среднего дошкольного возраста
Автор-составитель программы: воспитатель МАУ Бердюжского района ДО детского сада «Малышок» М. В. Замякина
Сроки реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет
Группа работает 2 раза в неделю по 20 минут, всего 60 занятий за учебный год.
Рекомендуемый максимальный состав группы – 14 человек.
с. Бердюжье
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка.
II. Учебно-тематический план.
III. Содержание программы
IV. Методическое обеспечение дополнительной программы
V. Список литературы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует:
- привитию психологической устойчивости к опасным ситуациям;
- развитию и коррекция внимания, памяти и логического мышления;
- развитию личностных качеств, которые помогают адаптироваться к дорожной среде - осторожность, наблюдательность, дисциплинированность;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих на основе психолого – педагогического подхода является целенаправленность на воспитание и обучение правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Данная образовательная программа рассчитана на детей 4 – 5 лет.
Продолжительность образовательного процесса по данной программе - один год.
Формы занятий – групповые, подгрупповые, режим занятий - 2 занятия в неделю.
Ожидаемым результатом по реализации данной программы будет повышение знаний правил дорожного движения.
Цель и задачи программы
Общая цель дополнительно образовательной программы - систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Задачи данной программы заключаются в следующем:
Образовательные:
- Обучать детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
- Учить нормам и правилам поведения дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, инициативность, образное мышление.
Воспитательные:
- Формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество занятий | |
теоретические | практические | ||
1. | Знакомство | 1 | |
2. | Чтение художественной литературы | 18 | |
3. | Знакомство с дорожными знаками | 16 | |
4. | Целевые прогулки, экскурсии | 8 | |
5. | Выполнение работ по теме кружка (аппликация, рисование) | 16 | |
6. | Итоговое развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | 1 | |
7. | Всего | 60 |
III. Содержание программы
ОКТЯБРЬ
Диагностика
Цель: Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе. Опрос.
1. 2. Тема: «Улица. Дорога. Светофор»
Цель: Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре.
Продолжать учить детей узнавать и называть транспортные средства.
Называть основные части грузовой машины: кабина, кузов, окно, колеса, их назначение и назначение грузового транспорта.
Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; задавать вопросы и отвечать на них.
Закреплять умение складывать целое из частей.
Закреплять знание геометрических фигур, основных цветов.
Беседа, рассматривание плаката, экспериментирование,
дидактическая игра «По дороге», «Что мы видим вокруг?». физкультминутка, подвижная игра, чтение, рисование.
Экскурсия.
Материал: иллюстрации по теме занятия
3.4. Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром».
Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Цель: сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
Материал: сюжетные картинки по теме занятия.
Приемы работы: с ознакомительной целью включить просмотр мультипликационных фильмов, подготовить тематические вопросы по просмотру, как мультфильмов фильмов, так и картинок: кто пассажир, пешеход, где их место относительно дороги. Дидактическая игра «Водители», «Я грамотный пешеход» «Мы пассажиры». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»,
5.6. Прогулка. Тема: «Правила поведения на улице»
Цель: сформировать элементарные правила поведения на улице; развивать внимание, наблюдательность.
Беседа, игровая ситуация, чтение. Сюжетно – ролевая игра. Дидактическая игра «Правила поведения на улице», подвижная игра «Будь внимателен!».
7.8. Тема: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Материал: стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»
НОЯБРЬ
1.2. Тема: «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»
Цель: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Развивать смекалку и сообразительность. Воспитывать внимание, терпение.
Материал: иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
3.4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом».
Цель: закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Дидактическая игра «Путешествие на машинах», подвижная игра «Автомобили», «Грузовики».
5.6. Тема: «В общественном транспорте»
Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте
Материал: сюжетные картинки с правилами поведения в общественном транспорте, картинки с изображением транспорта.
Рассматривание знака общественного транспорта «Остановка», экскурсия к остановке. Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».
7.8. Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Материал: сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель.
Дидактические игры «Знай и выполняй правила уличного движения», подвижная игра «Цветные автомобили».
ДЕКАБРЬ
1.2. Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом на сельской улице»
Цель: закреплять знания правил дорожного движения на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что дорога свободна.
Беседа, дидактическая игра, физкультминутка, аппликация.
3.4. Тема: «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»
Цель: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Материал: стихотворение В. Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.
5.6. Тема: «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».
Цель: дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Материал: набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
Конструирование «Строим Светофор», подвижная игра «Стоп-Идите», «Сигналы светофора», «Светофор». Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета».
7.8. Прогулка. Тема: «Наблюдение за работой светофора»
Цель: закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.
Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.
ЯНВАРЬ
1.2. Тема: «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».
Цель: сформировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Материал: иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».
3.4. Тема: «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Материал: набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.
5.6. Прогулка. Тема: «Прогулка пешехода в зимнее время года».
Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.
Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, чтение, сюжетно-ролевая игра.
ФЕВРАЛЬ
1.2. Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Материал: иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.
3.4.Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»
Цель: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.
Материал: иллюстрации по теме. Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.
5.6. Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»
Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.
Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактическая игра «Слушай – запоминай». Набор плакатов «Азбука юного пешехода». Рассматривание картинок опасных зон на пешеходной части улицы. Загадки о транспорте. Рисование на тему: «Быстро крутятся колёса». Сюжетно-ролевая игра «Шофёры и пешеходы». Дидактическая игра «Почему? ». Чтение стихотворения О. Бедарева «Если бы»
7. 8. Тема: «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»
Цель: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Материал: иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
МАРТ
1.2. Тема: «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».
Цель: продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Рассматривание иллюстраций пешеходного перехода. Аппликация «Пешеходный переход». Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Подвижная игра-соревнование «Перейди улицу» Загадки по правилам дорожного движения
Материал: набор плакатов «Азбука юного пешехода».
3.4. Прогулка. Тема: «Наша улица»
Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
Беседа, рассматривание плакатов, конструирование, подвижная игра, игровая ситуация, чтение.
5.6.Тема: «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; воспитывать умение быть вежливым, внимательным. Рассматривание иллюстраций по теме, сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Набор плакатов «Дорога на зелёный свет».
Материал: иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
7.8. Тема: «Влиятельная палочка» Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»
Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Материал: жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.
АПРЕЛЬ
1.2. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
Цель: ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
3.4. Тема: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»
Цель: ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
5.6. Тема: «Будь внимателен»
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Воспитывать умение действовать по сигналу.
Играть в подвижные игры «Красный», «Жёлтый», «Зелёный». «Тише едешь, дальше будешь». Дидактические игры – «Назови правильно», «Запомни правило», «Найди ошибку».
7.8. Тема: «Мы и автомобиль»
Цель: Расширять знания детей о поведении в автомобиле. Закрепить понятие «пешеход», «пассажир».
Беседа «Путешествие с семьей». Сюжетно ролевая игра «Водители». Фотовыставка «Ребёнок в автомобили». Ситуация общение «Детское автокресло»
МАЙ
1.2. Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» (с участием родителей). Выставка рисунков. Игры, инсценировка, исполнение песен, эстафета.
3.4. Тема: «Мы по улице идём»
Цель: Закреплять знания о тротуаре, проезжей части, перекрёстке.
Дидактическая игра «Нужно – нельзя». Рисование сюжетных картин на тему: «Правила дорожного движения». Сюжетно – ролевая игра «Дорога». Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения. Экскурсия к перекрёстку.
5. 6. Тема: «Будь внимателен»
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Просмотр мультфильма «Смешарики». Дидактическая игра «Угадай, какой знак?».
7.8. Диагностика
Цель: Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.
IV. Методическое обеспечение дополнительной программы
1. Познакомить с понятиями «Дорожные знаки», «Пешеходный переход». Беседы для чего нужен светофор?
2. Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, плакатов по безопасности дорожного движения, обсуждение. Рассматривание проблемных ситуаций.
3. Игры. Играть в сюжетно-ролевые, в дидактические в подвижные игры, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, ловкость, быстроту.
4. Выполнять аппликации, сюжетное рисование, изготовление вместе с детьми дорожных знаком, макета перекрёстка, светофора. Целевые прогулки, экскурсии.
Организационно - педагогические условия реализации программы:
- Демонстрационный материал: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки; транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.); светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей); плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.); дорожные знаки, карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы.
- Наличие места для проведения НОД по кружковой деятельности.
- Взаимодействие с родителями.
Данная программа дополнительного образования рассчитана на реализацию в течение одного года.
Группа для занятий в кружке состоит из 10-15 человек.
Всего по программе за год: 60 занятий.
НОД по программе «Светофорик» выполняют познавательную, развивающую и воспитательную функцию.
Планируемые результаты
Ребёнок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Оценочные и методические материалы
Акцент в организации деятельности с дошкольниками делается не на результат в виде бесед по данной теме, а на осмысление и понимание важности полученной информации: Знакомство с правилами перехода через улицу, с правилами поведения во дворе, с работой полицейского – регулировщика, с различными видами транспорта, с понятиями «Дорожные знаки», «Дорожный пешеход», со знаками дорожного движения, для чего нужен светофор?
Высокий уровень - 3 балла: проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
Средней уровень – 2 балла: проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.
Так как программа является познавательно-развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий, организации игровой деятельности в группе, самостоятельной активности детей в саду и дома.
Условия реализации программы:
Программа «Светофорик» рассчитана на детей дошкольного возраста 4-5 лет, на один год обучения: 60 занятий в год.
Занятия по данной программе проводятся два раз в неделю в вечерний отрезок времени по группам и подгруппам, продолжительностью 20 минут.
V. Список литературы.
1) Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002.
2) Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
3) О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
4) Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
5) Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
6) Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
7) Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
8) Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. – М., 2006.
9) Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год
10) Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
11) Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
12) Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
13) Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
14) Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в лес"
Данный конспект занятия для детей среднего возраста.Приоритетные задачи: Формирование правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи. Формирование навыков словообразование имен суще...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»
Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять предлоги «В», «ПОД» в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по освоению образовательной области «Познание» «Я здоровье берегу - сам себе и помогу!»
«Путешествие в город ЗДОРОВИШКО»Программные задачи:1. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.2. Развить представление о том, ...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Выступление на родительском собрании "Организация образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Возраст "Почемучек""
Цель выступления познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...