Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki_1.docx | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического совета от «__»_______ 2022г. Протокол № __ | Утверждаю: И.о. заведующего МБДОУ «Детский сад №81 «Островок» _________ А.А. Зенченкова Приказ № ___ от _________ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся:5-7 лет
Срок реализации:2 года
Автор-составитель: Горбунова Екатерина Сергеевна, социальный педагог
Смоленск
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБОУ «МБДОУ «Детский сад №81 «Островок».
Актуальность программы
Творчество значит изобретать, экспериментировать,
расти, идти на риск, нарушать правила,
делать ошибки и получать удовольствие!».
Мэри Лу Кук.
Старший дошкольный возраст – время, когда ребенок учится не просто познавать мир, но и изменять его, используя подручные материалы. Главная задача воспитателя помочь ребенку осваивать мир и научиться созидать, работая с различными материалами.
Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его и мотивирует на дальнейшую созидательную деятельность. Также в процессе дошкольник учится использовать эти поделки и инструменты и в других видах деятельности, у него развивается творческое мышление. При художественном ручном труде мы также развиваем и мелкую моторику, и речь, и мыслительные навыки дошкольника. В данном случае происходит всестороннее развитие ребенка, что является непосредственно требуемым результатом в работе дошкольного детского учреждения.
Педагогическая целесообразность:
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Новизна программы:
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей дошкольников 5-7 лет и с максимальным предоставлением им самостоятельности в выполнении заданий программы кружка. Задания подобраны так, что ребенок сможет выполнить их сам с минимальными вводными. Воспитатель здесь занимает лишь сопровождающую роль. При этом подобраны разнообразные материалы и техники, чтобы дошкольники смогли овладеть широким спектром творческих техник и при этом могли повторить это самостоятельно.
Адресат программы:дошкольники в возрасте5-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны дляотдельных категорий детей с ОВЗидетей-инвалидов.В процессе занятий используются простые и привычные материалы, что делает эти занятиями доступными для данной категории дошкольников.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технологияпедагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 36часов (по 16 часов 2 учебных года).
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий:1 раза в 2 недели по 30 минут
Формы организации учебного процесса: очная.
Виды занятий:
- рисование, раскрашивание, лепка, аппликация;
- занятия в игровой форме с использованием наглядных и интерактивных средств обучения;
- мастер-классы;
- творческие мастерские;
- выставки;
- творческие краткосрочные проекты.
Цель программы:развитие познавательных навыков и творческого мышления дошкольников через непосредственную созидательную деятельность.
Задачи
- образовательные:
-ознакомить детей с различными видами художественного ручного труда;
- показать детям возможные варианты нестандартного творчества;
- развивать творческое мышление детей;
- развивающие:
-создать предпосылки для дальнейшего самостоятельного знакомства дошкольников с различными видами творчества;
- развивать восприятие прекрасного, умение определять прекрасное в окружающем мире;
- развивать мелкую и крупную моторику.
- воспитательные:
-способствовать формированию дисциплинированности и ответственности за результат;
- формировать сознательное и ответственное отношение к труду.
Планируемые результаты
- дети знают и умеют использовать различные материалы для творчества (краски, пластилин, клей, ножницы и т.д.);
- дети знают и умеют использовать нестандартные техники творчества (монотипия, пальчиковое рисование, отпечатки, кляксы и т.д.);
- дошкольники умеют различать и обозначать прекрасное в окружающем мире;
- учатся придумывать сюжеты для творчества самостоятельно;
- соблюдают дисциплину и умеют быть ответственными;
- осознанно и ответственно относятся к окружающему миру.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный столами, стульями;
- ноутбук (при необходимости);
- материалы для творчества.
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в формебеседы, игры, педагогического наблюдения.
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, анализа выполнения творческих работ;
- Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, выставки.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Первый год обучения | |||||
«Осенние преображения» | 4 | 1 | 3 | Проектная работа | |
«Лесная красавица» | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка детских работ | |
«Снежные фантазии» | 4 | 0,5 | 3,5 | Снежная выставка | |
«Весна идёт, весне дорогу» | 3 | 0,5 | 2,5 | Коллективная работа | |
«Моя Родина» | 3 | 1 | 2 | Оформление уголка группы | |
Итого 1 год обучения: | 16 | 3,5 | 12,5 | ||
Второй год обучения | |||||
«Зеленый, желтый, красный» | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая выставка | |
«Зимние сказки» | 6 | 1 | 5 | Коллективная проектная работа | |
«Мальчики и девочки» | 4 | 0,5 | 3,5 | Оформление уголка группы | |
«Готовим огород» | 2 | 0,5 | 1,5 | Коллективная работа | |
«Скоро в школу» | 2 | 0,5 | 1,5 | Оформление уголка группы | |
Итого 2 год обучения: | 16 | 3 | 13 | ||
Итого: | 32 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Первый год обучения
Раздел 1. «Осенние преображения»
Занятие 1. «Грибы да ягоды»
Теория: рассказ об осени, плодах, урожае, лесном урожае – грибах и ягодах.
Практика: творческая работа мягким пластилином. Знакомство с техникой работы пластилином на доске, раскатывание пластилина в руках и на доске для пластилина. Выполнение части проектной работы – «Гриб-боровик».
Занятие 2. «Осенний лес»
Теория: продолжение рассказа об осени, об осенних деревьях, о ярких красках и почему листья опадают, рассматривание разных листьев с разных деревьев.
Практика: творческая работа в технике монотипии – «Осенний лес».
Занятие 3. «Лесные зверята»
Теория: продолжение рассказа об осени. Рассуждение о жителях леса, общее знакомство с дикими зверями, рассматривание рисунков. Рассказ о сезонных изменениях в животном мире.
Практика: игра «У медведя во бору», пластилинография «Берлога».
Занятие 4. «Первый снег»
Теория: завершение разговора об осени. Чтение стихотворения «Первый снег». Рассуждение на тему.
Практика: аппликация из рваной бумаги «Первые снежинки». Завершение проектной работы. Интеграция работ в единый проект.
Раздел 2. «Лесная красавица»
Занятие 1. «Лесная красавица»
Теория: рассказ о хвойных деревьях, вечнозеленых деревьях. Чтение и составление рассказов про елочку.
Практика: пальчиковое рисование «Ёлка в лесных украшениях». Рисование ёлки с шишками, снежинками и т.д.
Занятие 2. «Ёлочка, гори!»
Теория: песни про новогоднюю ёлку, рассуждение об экологии и украшении елочек. Рассказ о ёлочных игрушках.
Практика: изготовление ёлочных игрушек своими руками
Раздел 3. «Снежные фантазии»
Занятие 1. «Новый интересный год»
Теория: снег и снежинки. Рассматриваем разные формы снежинки, рассуждаем о ее виде и красоте
Практика: учимся пользоваться ножницами более точечно, техника использования ножниц. Вырезаем снежинки из бумаги по разным схемам.
Занятие 2. «Снежные замки»
Теория: чтение «снежных» сказок
Практика: лепка снежных замков
Занятие 3. «Снежные валентинки»
Теория: чтение «снежных» стихов
Практика: украшение снежного замка, выставка снежного творчества
Занятие 4. «Первоцветы»
Теория: рассказ о приходе весны, о первоцветах, рассматривание картинок
Практика: объемная аппликация
Раздел 4. «Весна идёт, весне дорогу»
Занятие 1. «Букет для милых дам»
Теория: Рассматривание картинок цветов, знакомство с разными цветами, рассказ о подготовке к посадке клумбы на участке детского сада
Практика: раскрашивание гипсовых цветов
Занятие 2. «Тёплое солнце»
Теория: Рассказ о солнце, о весне, о тепле, о перелетных птицах.
Практика: рисование гуашью теплого фона общей работы. Выработка умения создания плавного перехода цвета.
Занятие 3. «Пасхальная корзина»
Теория: знакомство с праздником Пасхи. Орнамент для украшения яиц.
Практика: рисование на скорлупках яиц. Собирание единой композиции.
Раздел 5. «Моя Родина»
Занятие 1. «Моя страна – моя Россия»
Теория: рассказ рассуждение о стране, о Родине, о государственной символике. Прослушивание гимна.
Практика: рисование флага.
Занятие 2. «День Победы – главный праздник страны»
Теория: история войны и праздника Победы, флаг Победы.
Практика: объемная аппликация
Занятие 3. «Мой родной город – любимый Смоленск»
Теория: рассказ об истории Смоленска, рассматривание рисунков и фотографий.
Практика: оформление патриотического уголка группы.
Второй год обучения
Раздел 1. «Зеленый, желтый, красный»
Занятие ;Все цвета радуги»
Теория: рассматриваем радугу, рассуждаем как получаются такие цвета
Практика: смешивание красок на палитре. Рисование красками получившихся цветов радуги. Получение черного цвета путем смешивания всех цветов радуги.
Занятие 2. «Сказочный осенний лес»
Теория: Составление рассказов о жителях осеннего леса, о подготовке к зиме.
Практика: выполнение коллажных работ «осенний лес».
Раздел 2. «Зимние сказки»
Занятие 1. «Кормушка для птиц»
Теория: рассматривание рисунков птиц, рассуждение о перелетных и неперелетных птицах. Про зимовье птиц.
Практика: Рисование птиц отпечатками ладошек.
Занятие 2. «Заюшкина избушка»
Теория: читаем «зимние» сказки. Сочиняем свои сказки.
Практика: комбинированная работа аппликация из ваты и бумаги, рисование пластилином.
Занятие 3. «Зимний лес»
Теория: рассуждение о голых деревьях, спящих зверях и не спящих.
Практика: рисование коктейльными трубочками, ватными палочками, оттисками иных подобных предметов.
Занятие 4. «Новогоднее дерево»
Теория: рассказ о том почему именно елка главное дерево нового года. Рассуждения об украшениях на елку.
Практика: объемная аппликация.
Занятие 5. «Снежные игры»
Теория: рассуждаем о том что такое снег, рассматриваем снежинки
Практика: комбинированная работа«Варежки и шапка»
Занятие 6. «Русские зимние забавы»
Теория: знакомство с зимними забавами, в которые играли раньше в деревнях и городах.
Практика: игры, интеграция проектной работы.
Раздел 3. «Мальчики и девочки»
Занятие 1. «Мальчишки»
Теория: рассуждение о празднике 23 февраля
Практика: создание гипсового панно
Занятие 2. «Девчонки»
Теория: рассуждение о празднике 8 марта
Практика: создание гипсового панно
Занятие 3. «Масленица»
Теория: знакомимся с традициями Масленицы
Практика:работа в стиле квиллинга.
Занятие ;Масленичные гуляния»
Теория: знакомимся с традициями Масленицы
Практика: лепка, игры, интеграция комбинированной работы
Раздел 4. «Готовим огород»
Занятие 1. «Что растет на грядке?»
Теория: овощи, фрукты, ягоды. Рассматривание картинок, семян.
Практика: наблюдение за луком в стакане.
Занятие 2. «Готовим к посадке»
Теория: рассматривание семян и саженцев
Практика: подготовка рассады, посадка семян в горшки.
Раздел 5. «Скоро в школу»
Занятие 1. «Школа»
Теория: рассуждения о школе, о правилах поведения.
Практика: выполнение коллективного коллажа «Школа».
Занятие 2. «Я – выпускник!»
Теория: Чтение рассказов о школе.
Практика:завершение выполнения коллективного коллажа «Школа».
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый учебный год
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
11 октября | «Грибы да ягоды» | Занятие лепка | 30 мин | Проектная работа | |
25 октября | «Осенний лес» | Занятие рисование | 30 мин | ||
8 ноября | «Лесные зверята» | Комбинированное занятие | 30 мин | ||
22 ноября | «Первый снег» | Занятие аппликация | 30 мин | ||
13 декабря | «Лесная красавица» | Занятие рисование | 30 мин | Выставка детских работ | |
27 декабря | «Ёлочка, гори!» | Интегрированное занятие | 30 мин | ||
10 января | «Новый интересный год» | Беседа | 30 мин | Снежная выставка | |
24 января | «Снежные замки» | Комбинированное занятие | 30 мин | ||
14 февраля | «Снежные валентинки» | Творческое занятие | 30 мин | ||
28 февраля | «Первоцветы» | Занятие аппликация | 30 мин | ||
13 марта | «Букет для милых дам» | Занятие лепка | 30 мин | Коллективная работа | |
27 марта | «Теплое солнце» | Занятие рисование | 30 мин | ||
10 апреля | «Пасхальная корзина» | Комбинированное занятие | 30 мин | ||
24 апреля | «Моя страна – Россия» | Занятие рисование | 30 мин | Оформление уголка группы | |
8 мая | «День Победы – главный праздник страны» | Занятие аппликация | 30 мин | ||
29 мая | «Мой родной город – любимый Смоленск» | Комбинированное занятие | 30 мин |
Второй учебный год
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
октябрь | «Все цвета радуги» | Занятие рисование | 30 мин | Творческая выставка | |
октябрь | «Сказочный осенний лес» | Коллаж | 30 мин | ||
ноябрь | «Кормушка для птиц» | Творческое занятие | 30 мин | Коллективная проектная работа | |
ноябрь | «Заюшкина избушка» | комбинированная работа | 30 мин | ||
декабрь | «Зимний лес» | Занятие рисование | 30 мин | ||
декабрь | «Новогоднее дерево» | объемная аппликация | 30 мин | ||
январь | «Снежные игры» | комбинированная работа | 30 мин | ||
январь | «Русские зимние забавы» | Проектная работа | 30 мин | ||
февраль | «Мальчишки» | Создание гипсового панно | 30 мин | Оформление уголка группы | |
февраль | «Девчонки» | 30 мин | |||
март | «Масленица» | Комбинированная работа | 30 мин | ||
март | «Масленичные гуляния» | 30 мин | |||
апрель | «Что растет на грядке?» | Наблюдение | 30 мин | Готовим огород | |
апрель | «Готовим к посадке» | Посадка рассады | 30 мин | ||
май | «Школа» | Коллективный коллаж | 30 мин | Оформление уголка группы | |
май | «Я – выпускник!» | 30 мин |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2–7 лет.
- Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
- Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
Методы обучения
Словесные методы:
- рассказ воспитателя;
- совместное рассуждение;
- чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие;
- игровые,
- ИКТ-технологии,
- проблемного обучения,
- проектного обучения.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
VI. ЛИТЕРАТУРА
- Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3–7 лет.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе
«От рождения до школы»: Старшая группа (5–6 лет) / Ред.-сост. А.А. Бывшева.
- Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Подготовительная к школе группа (6–7 лет) /Ред.-сост. В.А. Вилюнова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Направленность программы: развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...