Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
рабочая программа

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki_1.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

Педагогического совета

от «__»_______ 2022г.

Протокол № __

Утверждаю:

И.о. заведующего

МБДОУ «Детский сад №81 «Островок»

_________ А.А. Зенченкова

Приказ № ___ от _________ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Умелые ручки»

Возраст обучающихся:5-7 лет

Срок реализации:2 года

Автор-составитель: Горбунова Екатерина Сергеевна, социальный педагог

Смоленск

2022

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» является программой художественно-эстетическойнаправленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцияразвитиядополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года №678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБОУ «МБДОУ «Детский сад №81 «Островок».


Актуальность программы

Творчество значит изобретать, экспериментировать,

расти, идти на риск, нарушать правила,

делать ошибки и получать удовольствие!».

Мэри Лу Кук.

Старший дошкольный возраст – время, когда ребенок учится не просто познавать мир, но и изменять его, используя подручные материалы. Главная задача воспитателя помочь ребенку осваивать мир и научиться созидать, работая с различными материалами.

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его и мотивирует на дальнейшую созидательную деятельность. Также в процессе дошкольник учится использовать эти поделки и инструменты и в других видах деятельности, у него развивается творческое мышление. При художественном ручном труде мы также развиваем и мелкую моторику, и речь, и мыслительные навыки дошкольника. В данном случае происходит всестороннее развитие ребенка, что является непосредственно требуемым результатом в работе дошкольного детского учреждения.

Педагогическая целесообразность:

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Новизна программы:

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей дошкольников 5-7 лет и с максимальным предоставлением им самостоятельности в выполнении заданий программы кружка. Задания подобраны так, что ребенок сможет выполнить их сам с минимальными вводными. Воспитатель здесь занимает лишь сопровождающую роль. При этом подобраны разнообразные материалы и техники, чтобы дошкольники смогли овладеть широким спектром творческих техник и при этом могли повторить это самостоятельно.

Адресат программы:дошкольники в возрасте5-7 лет.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны дляотдельных категорий детей с ОВЗидетей-инвалидов.В процессе занятий используются простые и привычные материалы, что делает эти занятиями доступными для данной категории дошкольников.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технологияпедагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 36часов (по 16 часов 2 учебных года).

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий:1 раза в 2 недели по 30 минут

Формы организации учебного процесса: очная.

Виды занятий:

- рисование, раскрашивание, лепка, аппликация;

- занятия в игровой форме с использованием наглядных и интерактивных средств обучения;

- мастер-классы;

- творческие мастерские;

- выставки;

- творческие краткосрочные проекты.

Цель программы:развитие познавательных навыков и творческого мышления дошкольников через непосредственную созидательную деятельность.

Задачи

  • образовательные:

-ознакомить детей с различными видами художественного ручного труда;

- показать детям возможные варианты нестандартного творчества;

- развивать творческое мышление детей;

  • развивающие:

-создать предпосылки для дальнейшего самостоятельного знакомства дошкольников с различными видами творчества;

- развивать восприятие прекрасного, умение определять прекрасное в окружающем мире;

- развивать мелкую и крупную моторику.

  • воспитательные:

-способствовать формированию дисциплинированности и ответственности за результат;

- формировать сознательное и ответственное отношение к труду.

Планируемые результаты

- дети знают и умеют использовать различные материалы для творчества (краски, пластилин, клей, ножницы и т.д.);

- дети знают и умеют использовать нестандартные техники творчества (монотипия, пальчиковое рисование, отпечатки, кляксы и т.д.);

- дошкольники умеют различать и обозначать прекрасное в окружающем мире;

- учатся придумывать сюжеты для творчества самостоятельно;

- соблюдают дисциплину и умеют быть ответственными;

- осознанно и ответственно относятся к окружающему миру.

Условия реализации программы:

- кабинет, оснащенный столами, стульями;

- ноутбук (при необходимости);

- материалы для творчества.

Виды и формы контроля

  • Вводный контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в формебеседы, игры, педагогического наблюдения.

  • Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, анализа выполнения творческих работ;

  • Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, выставки.


II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения

«Осенние преображения»

4

1

3

Проектная работа

«Лесная красавица»

2

0,5

1,5

Выставка детских работ

«Снежные фантазии»

4

0,5

3,5

Снежная выставка

«Весна идёт, весне дорогу»

3

0,5

2,5

Коллективная работа

«Моя Родина»

3

1

2

Оформление уголка группы

Итого 1 год обучения:

16

3,5

12,5

Второй год обучения

«Зеленый, желтый, красный»

2

0,5

1,5

Творческая выставка

«Зимние сказки»

6

1

5

Коллективная проектная работа

«Мальчики и девочки»

4

0,5

3,5

Оформление уголка группы

«Готовим огород»

2

0,5

1,5

Коллективная работа

«Скоро в школу»

2

0,5

1,5

Оформление уголка группы

Итого 2 год обучения:

16

3

13

Итого:

32

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Первый год обучения

Раздел 1. «Осенние преображения»

Занятие 1. «Грибы да ягоды»

Теория: рассказ об осени, плодах, урожае, лесном урожае – грибах и ягодах.

Практика: творческая работа мягким пластилином. Знакомство с техникой работы пластилином на доске, раскатывание пластилина в руках и на доске для пластилина. Выполнение части проектной работы – «Гриб-боровик».

Занятие 2. «Осенний лес»

Теория: продолжение рассказа об осени, об осенних деревьях, о ярких красках и почему листья опадают, рассматривание разных листьев с разных деревьев.

Практика: творческая работа в технике монотипии – «Осенний лес».

Занятие 3. «Лесные зверята»

Теория: продолжение рассказа об осени. Рассуждение о жителях леса, общее знакомство с дикими зверями, рассматривание рисунков. Рассказ о сезонных изменениях в животном мире.

Практика: игра «У медведя во бору», пластилинография «Берлога».

Занятие 4. «Первый снег»

Теория: завершение разговора об осени. Чтение стихотворения «Первый снег». Рассуждение на тему.

Практика: аппликация из рваной бумаги «Первые снежинки». Завершение проектной работы. Интеграция работ в единый проект.

Раздел 2. «Лесная красавица»

Занятие 1. «Лесная красавица»

Теория: рассказ о хвойных деревьях, вечнозеленых деревьях. Чтение и составление рассказов про елочку.

Практика: пальчиковое рисование «Ёлка в лесных украшениях». Рисование ёлки с шишками, снежинками и т.д.

Занятие 2. «Ёлочка, гори!»

Теория: песни про новогоднюю ёлку, рассуждение об экологии и украшении елочек. Рассказ о ёлочных игрушках.

Практика: изготовление ёлочных игрушек своими руками

Раздел 3. «Снежные фантазии»

Занятие 1. «Новый интересный год»

Теория: снег и снежинки. Рассматриваем разные формы снежинки, рассуждаем о ее виде и красоте

Практика: учимся пользоваться ножницами более точечно, техника использования ножниц. Вырезаем снежинки из бумаги по разным схемам.

Занятие 2. «Снежные замки»

Теория: чтение «снежных» сказок

Практика: лепка снежных замков

Занятие 3. «Снежные валентинки»

Теория: чтение «снежных» стихов

Практика: украшение снежного замка, выставка снежного творчества

Занятие 4. «Первоцветы»

Теория: рассказ о приходе весны, о первоцветах, рассматривание картинок

Практика: объемная аппликация

Раздел 4. «Весна идёт, весне дорогу»

Занятие 1. «Букет для милых дам»

Теория: Рассматривание картинок цветов, знакомство с разными цветами, рассказ о подготовке к посадке клумбы на участке детского сада

Практика: раскрашивание гипсовых цветов

Занятие 2. «Тёплое солнце»

Теория: Рассказ о солнце, о весне, о тепле, о перелетных птицах.

Практика: рисование гуашью теплого фона общей работы. Выработка умения создания плавного перехода цвета.

Занятие 3. «Пасхальная корзина»

Теория: знакомство с праздником Пасхи. Орнамент для украшения яиц.

Практика: рисование на скорлупках яиц. Собирание единой композиции.

Раздел 5. «Моя Родина»

Занятие 1. «Моя страна – моя Россия»

Теория: рассказ рассуждение о стране, о Родине, о государственной символике. Прослушивание гимна.

Практика: рисование флага.

Занятие 2. «День Победы – главный праздник страны»

Теория: история войны и праздника Победы, флаг Победы.

Практика: объемная аппликация

Занятие 3. «Мой родной город – любимый Смоленск»

Теория: рассказ об истории Смоленска, рассматривание рисунков и фотографий.

Практика: оформление патриотического уголка группы.

Второй год обучения

Раздел 1. «Зеленый, желтый, красный»

Занятие ;Все цвета радуги»

Теория: рассматриваем радугу, рассуждаем как получаются такие цвета

Практика: смешивание красок на палитре. Рисование красками получившихся цветов радуги. Получение черного цвета путем смешивания всех цветов радуги.

Занятие 2. «Сказочный осенний лес»

Теория: Составление рассказов о жителях осеннего леса, о подготовке к зиме.

Практика: выполнение коллажных работ «осенний лес».

Раздел 2. «Зимние сказки»

Занятие 1. «Кормушка для птиц»

Теория: рассматривание рисунков птиц, рассуждение о перелетных и неперелетных птицах. Про зимовье птиц.

Практика: Рисование птиц отпечатками ладошек.

Занятие 2. «Заюшкина избушка»

Теория: читаем «зимние» сказки. Сочиняем свои сказки.

Практика: комбинированная работа аппликация из ваты и бумаги, рисование пластилином.

Занятие 3. «Зимний лес»

Теория: рассуждение о голых деревьях, спящих зверях и не спящих.

Практика: рисование коктейльными трубочками, ватными палочками, оттисками иных подобных предметов.

Занятие 4. «Новогоднее дерево»

Теория: рассказ о том почему именно елка главное дерево нового года. Рассуждения об украшениях на елку.

Практика: объемная аппликация.

Занятие 5. «Снежные игры»

Теория: рассуждаем о том что такое снег, рассматриваем снежинки

Практика: комбинированная работа«Варежки и шапка»

Занятие 6. «Русские зимние забавы»

Теория: знакомство с зимними забавами, в которые играли раньше в деревнях и городах.

Практика: игры, интеграция проектной работы.

Раздел 3. «Мальчики и девочки»

Занятие 1. «Мальчишки»

Теория: рассуждение о празднике 23 февраля

Практика: создание гипсового панно

Занятие 2. «Девчонки»

Теория: рассуждение о празднике 8 марта

Практика: создание гипсового панно

Занятие 3. «Масленица»

Теория: знакомимся с традициями Масленицы

Практика:работа в стиле квиллинга.

Занятие ;Масленичные гуляния»

Теория: знакомимся с традициями Масленицы

Практика: лепка, игры, интеграция комбинированной работы

Раздел 4. «Готовим огород»

Занятие 1. «Что растет на грядке?»

Теория: овощи, фрукты, ягоды. Рассматривание картинок, семян.

Практика: наблюдение за луком в стакане.

Занятие 2. «Готовим к посадке»

Теория: рассматривание семян и саженцев

Практика: подготовка рассады, посадка семян в горшки.

Раздел 5. «Скоро в школу»

Занятие 1. «Школа»

Теория: рассуждения о школе, о правилах поведения.

Практика: выполнение коллективного коллажа «Школа».

Занятие 2. «Я – выпускник!»

Теория: Чтение рассказов о школе.

Практика:завершение выполнения коллективного коллажа «Школа».


IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Первый учебный год

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

11 октября

«Грибы да ягоды»

Занятие лепка

30 мин

Проектная работа

25 октября

«Осенний лес»

Занятие рисование

30 мин

8 ноября

«Лесные зверята»

Комбинированное занятие

30 мин

22 ноября

«Первый снег»

Занятие аппликация

30 мин

13 декабря

«Лесная красавица»

Занятие рисование

30 мин

Выставка детских работ

27 декабря

«Ёлочка, гори!»

Интегрированное занятие

30 мин

10 января

«Новый интересный год»

Беседа

30 мин

Снежная выставка

24 января

«Снежные замки»

Комбинированное занятие

30 мин

14 февраля

«Снежные валентинки»

Творческое занятие

30 мин

28 февраля

«Первоцветы»

Занятие

аппликация

30 мин

13 марта

«Букет для милых дам»

Занятие лепка

30 мин

Коллективная работа

27 марта

«Теплое солнце»

Занятие рисование

30 мин

10 апреля

«Пасхальная корзина»

Комбинированное занятие

30 мин

24 апреля

«Моя страна – Россия»

Занятие рисование

30 мин

Оформление уголка группы

8 мая

«День Победы – главный праздник страны»

Занятие

аппликация

30 мин

29 мая

«Мой родной город – любимый Смоленск»

Комбинированное занятие

30 мин

Второй учебный год

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

октябрь

«Все цвета радуги»

Занятие рисование

30 мин

Творческая выставка

октябрь

«Сказочный осенний лес»

Коллаж

30 мин

ноябрь

«Кормушка для птиц»

Творческое занятие

30 мин

Коллективная проектная работа

ноябрь

«Заюшкина избушка»

комбинированная работа

30 мин

декабрь

«Зимний лес»

Занятие рисование

30 мин

декабрь

«Новогоднее дерево»

объемная аппликация

30 мин

январь

«Снежные игры»

комбинированная работа

30 мин

январь

«Русские зимние забавы»

Проектная работа

30 мин

февраль

«Мальчишки»

Создание гипсового панно

30 мин

Оформление уголка группы

февраль

«Девчонки»

30 мин

март

«Масленица»

Комбинированная работа

30 мин

март

«Масленичные гуляния»

30 мин

апрель

«Что растет на грядке?»

Наблюдение

30 мин

Готовим огород

апрель

«Готовим к посадке»

Посадка рассады

30 мин

май

«Школа»

Коллективный коллаж

30 мин

Оформление уголка группы

май

«Я – выпускник!»

30 мин

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

  1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2–7 лет.
  2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
  3. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
  4. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
  5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
  6. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий.
  7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.

Методы обучения

Словесные методы:

- рассказ воспитателя;

- совместное рассуждение;

- чтение художественной литературы.

Дидактические игры.

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  • здоровьесберегающие;
  • игровые,
  • ИКТ-технологии,
  • проблемного обучения,
  • проектного обучения.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:

  • Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной

VI. ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3–7 лет.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
  3. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой
  4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе

«От рождения до школы»: Старшая группа (5–6 лет) / Ред.-сост. А.А. Бывшева.

  1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Подготовительная к школе группа (6–7 лет) /Ред.-сост. В.А. Вилюнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...