ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШАЛУНЫ»
план-конспект занятия

 Измалкова Анна Викторовна

Кружок  «ШАЛУНЫ» включает в себя народные подвижные игры которые имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shaluny.docx84.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №134

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ШАЛУНЫ»

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Возраст детей – 5-7 лет

Количество часов в год – 32ч

Срок обучения - 1 год

г. Калининград

Целевой Раздел

Пояснительная записка.

    Данная программа дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.                                                                                                                          В общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка.                                                                                             Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности.        

Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность. Поэтому надо помнить, что народные игры, как жанр устного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка народных подвижных игр.

 Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Народные подвижные игры в детском саду являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности дошкольника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).

Народные подвижные игры, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.  

Подвижная игра с правилами - это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий. По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка о окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, но и формирование качеств личности.

Нами разработана программа кружка «Шалуны». Основное внимание в программе уделяется организации подвижных игр различных видов: сюжетная, имитационная, спортивная, с мягкими модулями, с музыкой.

Направленность программы 

Физкультурно-оздоровительное. Одним из важнейших направлений развития и образования детей является физическое развитие, которое включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности (координация, гибкость, равновесие), овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей ЗОЖ.    Подвижные игры – это одно из условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект ребёнка, его фантазия и воображение. Детские подвижные игры – это всегда творческая деятельность. Играя, дети не только познают мир вокруг себя, но и преображают его. Зачастую дети сами придумывают себе игры на развитие бойцовских качеств характера, лидерских качеств, упорства. Поскольку для большинства подвижных игр требуется достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, включает в себя и постоянное общение со сверстниками. Создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации ребёнка в обществе. К тому же, групповые игры учат сплоченности в коллективе, товариществу и взаимовыручке. Подвижные игры всегда разнообразны и увлекательны по своему содержанию.                                                                         Содержание программы. Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих занятия физической культуры.

Образовательная деятельность

  • развитие речи (словарь, звуковая культура);
  • формирование социально-коммуникативных способностей;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие чувств сопереживания.

Физическое развитие Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности участников совместной деятельности.                                                              Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности. Создание ситуации успеха.                            

Социально-коммуникативное развитие. Уважительное отношение к ребёнку;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;    

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

Словесное поощрение;

Стимулирование детской деятельности;

 Повышение самооценки;

Создание ситуации успеха

Познавательное развитие.  Уважительное отношение к ребёнку;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей; Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

 Словесное поощрение;

Стимулирование детской деятельности;

Повышение самооценки;

Создание ситуации успеха  

Речевое развитие.

Создание речевой ситуации;

Создание успеха;

Поощрения;

Участие в речевых играх;

 Конкурсы;

Создание предметно – развивающей среды

Художественно-эстетическое развитие.

Непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей, проектная деятельность.

 

Уровень освоения программы.

   Уровень освоения данной программы предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение информированности в данной образовательной области, формирование интереса, а также приобретение умений и навыков.

       Уровень освоения программы – базовый. Этот уровень предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения. На втором уровне реализуется образовательно-развивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался интерес к определенному виду деятельности и приобретены знания, умения и навыки.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Шалуны» связана с необходимостью повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. На смену увлекательным подвижным играм пришли не менее увлекательные - компьютерные. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» — гиподинамии.

Игра поможет педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В процессе проведения народных подвижных игр радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны. В играх ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, стремление к победе. 

Педагогическая целесообразность образовательной программы     

  Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо народные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.                                                                                   

Практическая значимость.

Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.                                                                                                                                                            Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание игры становится интересным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается правильность действий, что способствует побуждению у детей интереса к двигательной активности в игре; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Принципы и подходы к формированию программы.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

1.Принцип учета игровой и имитационной природы детей дошкольного возраста (стремление ребенка изображать знакомые ему образы в движении, воображая, представляя, имитируя в игре).

2.Принцип учета интересов детей, особенностей детской субкультуры и двигательного опыта (дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей).

3.Принцип сочетаемости игр при организации двигательной активности (процесс физического развития организуется в форме подвижно-игровых рассказов).

4.Принцип разнообразия предметов в играх (вариативность использования мячей, палок, веревок и т.д.)

5.Принцип вариативности игрового содержания и возможности проявления творчества в движении (обыгрывание игрушек и физкультурных пособий).

6. принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие

7. принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений и их совершенствование;

9.  индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;

10. принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении игр – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Отличительные особенности программы.

Общеразвивающая программа составлена с учетом требований современной педагогики.  Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы образовательного процесса в жизнь ребёнка. Народные игры соединяют в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, игры – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.  Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цель программы – воспитание национального самосознания ребенка на основе возрождения традиционной народной игровой культуры и ее сохранения на современном этапе. Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран;

Повышение двигательной активности дошкольников с целью сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.             

Задачи 

Оздоровительные

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

3.Оптимизировать двигательную активность детей;

4. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

Развивающие

1.Приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа; 

2. Знать историческое наследие разных народов и народных игр; соблюдать традиции народных праздников;

 3. Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью их использования при организации досуга.                                                                             4. Развивать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.                                                                                                                 5. Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции.                                                                                Народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой России.                                                                        

Воспитательные

1.Воспитание потребности в здоровом образе жизни                                                                               2. Воспитывать положительные черты характера.                                                                     3.Воспитывать чувство уверенности в себе.                                                                                             4.Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы. 

Характеристика особенностей развития детей 5-7 лет

Возраст 5-7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при игре.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети в игре могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В играх нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к быстрым движениям, а также использовать прием контраста для развития быстрого переключения.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Особенности организации образовательного процесса

Форма организации: подвижная игра (образные, сюжетные, с предметами и пр.), конкурсы, соревнования, развлечения, досуги.

Форма организации деятельности: групповая – воспитанники старшей и подготовительной к школе группы

Направление образовательной деятельности: обеспечение духовно – нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Адресат программы 

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5-7 лет

Объём программы и сроки реализации программы.

Программа кружка «Шалуны» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Объём программы: 1 год.

Срок реализации программы 1 год.

Проводится - 1 раз в неделю.  По 30 минут. 32 занятий в год.

Количество часов в год – 32 ч.

Форма обучения: очная, групповая.  Количество от 18-25 человек.

Режим занятия, периодичность и продолжительность.

Возраст детей-старшая и подготовительная к школе группа.

Периодичность- 1 раз в неделю

Количество детей- 18-25

Продолжительность- 30 минут

Основные методы и приёмы обучения

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

1 — традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),

2 — тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

3 — игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),

 4 — сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),

5 — с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.),

6 — по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).

Методы по преимущественному источнику получения знаний:

  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств;
  • Наглядные: демонстрация, иллюстрация, видео метод - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;
  • Практические: комментированные упражнения, практические упражнения – формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, соревнований, практических работ.

Говоря об игровом методе можно сказать, что методические особенности игры используются, основываясь на учебные разделы обучения использование методических приемов, характерных для игры, – образность, элемент соревнования, естественность движений – может проявится в занятиях ярче или слабее, более или менее полно. С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включится в предложенную деятельность. Что касается проведения игры, то они обычно проводятся фронтальным или групповым методом.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

  • Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

Формы:

  • практические занятия
  • беседы
  • игровые программы
  • соревнования
  • зачетные занятия
  • сюжетные игры, преимущественно коллективные,
  • бессюжетные подвижные игры,
  • подвижные игры с элементами соревнования,
  • игры большой, малой и средней подвижности.

Планируемые результат освоения программы.

В результате обучений дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Познавательные:

  • знать об истории русских народных подвижных игр;
  • историю возникновения подвижных игр
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Воспитательные:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Развивающие.

—организовывать отдых и досуг с использованием разученных народных подвижных игр;

— обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;

— представлять народно подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— формировать навыки здорового образа жизни;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения народно подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.                                                                             

Должны иметь представление:

  • об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
  • о традициях русских народных праздников;
  • о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

Должны знать:

  • историю возникновения подвижных игр;
  • правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • основные факторы, влияющие на здоровье

Механизм оценивания образовательных результатов.

Тестирование проводит инструктор Ф. К.

Каждый рассказывает какую-нибудь считалочку для выбора водящего.

Каждый ребенок рассказывает правила одной игры, по выбору инструктора.

Может ли данный ребенок организовать подвижную игру со сверстниками, определяет воспитатель.

оценка:

5-4 балла. Ребенок знает название не менее 5 подвижных игр (знание выбора водящего - не менее 3 различных считалочек), может рассказать правила игры, которую предлагает инструктор и умеет организовать их со сверстниками (определяет воспитатель).

3 балла. Знает 2-3 подвижные игры (знание выбора водящего - считалочка), но затрудняется в самостоятельной организации их.

2 балла. Знает не более одной подвижной игры (не имеет знаний выбора водящего), но организует ее только с частичной помощью взрослого.

1 балл. Все выполняет по подсказке взрослого.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, играх и соревнованиях.   Физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа.

Пособия.                                                                                                                Картинный и демонстративный материал

                               

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы

Вид

образовательных

ресурсов

Наименование объектов и средств

организации учебной

деятельности

Примечания

Учебно-методическая литература

Методическая литература для инструктора по физической культуре.

Энциклопедии.

Словари.

Справочные пособия.

Периодические издания по предмету.

Учебно-практическое  оборудование.

Наборы для  подвижных игр.

Включают стенку, скамейку, перекладину, палку, скакалку и т.п.

Мячи.

Коврики.

мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи волейбольные и футбольные.

Кегли.

Обручи.

Флажки.

Оборудование для игры в волейбол.

Для качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ оборудованы специальные кабинеты:

Назначение

Оборудование

Музыкальный зал

Фортепиано, музыкальный центр, микрофоны (2), мультимедийная установка, музыкальные инструменты (дудочки, погремушки, бубны, ложки, металлофон, маракасы, треугольники, колокольчики, шумовые инструменты), аудиотека музыкальных произведений по программе.

Физкультурный зал  

Спортинвентарь, массажные дорожки, мячи, кегли, скакалки, обручи, гимнастическая стенка, дуги, спортивные скамейки, ленты, флажки, гимнастические палки, канат, ребристые и наклонные доски. Нестандартное оборудование: мешочки с солью, дорожки для коррекции плоскостопия, массажные дорожки, шары для подпрыгивания

Методический кабинет

Библиотека с учебно-методической литературой, программы, пособия для педагогов, периодические издания по вопросам воспитания и образования дошкольников; демонстрационный иллюстративный материал, дидактические игры, игрушки, тематические альбомы подборка обучающих презентаций, папки с нормативными документами

Медицинский блок:

кабинет медработников.

Медицинский шкаф с лекарственными препаратами и перевязочным материалом, тонометр, термометры, кварцевая

Материалы и оборудование для двигательной активности.                                включают следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений).

При создании предметно-пространственной развивающей среды педагоги руководствуются принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

1.Официальные документы

1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва: Проспект, 2013г.

3. Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях – СанПиН 2.4.1 3049-13.

 Речевое развитие.

1. Л.И.Пензулаева. Занятие по развитию речи. Старшая группа. Мозаика-Синтез, 2010.

 Модина И.А. Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Коммуникация». Развитие звуковой культуры; планирование содержания по игровым блокам; игровые занятия. Старшая и подготовительная группа. Волгоград: Учитель, 2014.

 Пименова Т.М., Архипова В.В. Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятие по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград: Учитель, 2014.

 Социально-коммуникативное развитие.

Подольская Е.И.  Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые игры. Волгоград: Учитель, 2013. 

Физическое развитие.

1. Степанова Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2011.

2. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М.: Мозайка-Синтез, 2010.

3. Пензулаева Л.И. Соответствует ФГТ. «Физическая культура в детском саду», подготовительная группа. М.: Мозайка-Синтез, 2012.

 Художественно-эстетическое развитие.

 Арсеневская О.Н. и др. Тематические праздники и развлечения: комплексно-тематическое планирование, сценарии Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2014.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШАЛУНЫ»

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОЗРАСТ 5  -7 лет

СОДЕРЖАНИЕ

 Количество групп

1

Начало учебного года

1 октября 2023 г

Окончание занятий

30 мая 2024г

Сроки и проведения родительских организационных и тематических собраний

Октябрь, май

Продолжительность учебного года

Всего часов

32 часа

1-е полугодие

12 ч

2-е полугодие

20ч

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

Вторник

Время занятий

15.40 – 16.10

Недельная образовательная нагрузка

1

Объём недельной образовательной нагрузки

30 мин.

Сроки проведения мониторинга

Октябрь, май.

Периодичность показа деятельности

Январь, май.

Темы итогового занятия

Развлечения, соревнования, досуги.

 

Учебный план.

Месяц

Тема занятий

Кол-во часов

 Теории

 Практики

Формы контроля

1

Октябрь

Вводное занятие                                

1

30 мин

0 мин.

Ознакомление с особенностями русских народных игр.

1

30

0

Устный опрос, рефлексия  

Наблюдение за качеством выполнения движений, заданий, игр, упражнений.

Знакомство. Совершенствование разученных русских народных игр

2

5

25

2

Ноябрь

Закрепление разученных русских народных игр.        

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, заданий, игр, упражнений;

Ознакомление с особенностями башкирских народных игр

1

5

25

Устный опрос.

Совершенствование разученных башкирских народных игр

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, заданий, игр, упражнений;

Ознакомление с особенностями  Молдавских народных игр

1

5

25

Устный опрос, рефлексия  

3

Декабрь

Закрепление и совершенствование молдавских игр

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, заданий, игр, упражнений.

Знакомство с особенностями  Литовских народных игр

1

5

25

Закрепление и совершенствование разученных Литовских народных игр

1

5

25

Знакомство с особенностями Латвийской народной игры

1

5

25

Устный опрос, рефлексия  

4

Январь

Закрепление и совершенствование разученной  латвийской народной игры.

1

5

25

Наблюдение.

Знакомство с особенностями осетинских народных игр.

1

5

25

Устный опрос, рефлексия  

Закрепление и совершенствование разученных осетинских народных игр.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

5

Февраль

Знакомство с особенностями татарских народных игр.

1

5

25

Устный опрос

Закрепление и совершенствование разученных игр.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, заданий, игр, упражнений.

Знакомство с правилами Эстонских народных  игр .

1

5

25

Устный опрос

Закрепление и совершенствование разученных Эстонских народных игр.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

6

Март

Знакомство с правилами Карельской народной игры.

1

5

25

Устный опрос

Закрепление и совершенствование разученной  Карельской народной игры.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

Знакомство с правилами игры Сибирь и Дальний восток.  

1

5

25

Устный опрос

Закрепление и совершенствование разученной  игры.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

7

Апрель

Знакомство с правилами  народной игры Удмуртии.

1

5

25

Устный опрос.

Закрепление и совершенствование разученной игры.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

Знакомство с правилами Якутской народной игры.

1

5

25

Устный опрос.

Закрепление и совершенствование разученной Якутской народной игры.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

8

Май

Знакомство с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока.

1

5

25

Устный опрос.

Закрепление и совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока.

1

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры.

Знакомство с особенностями Белорусских народных игр.

1

5

25

Устный опрос.

Закрепление и совершенствование разученных игр. Эстафеты: «Катание мячей в паре», «Попади в цель», «Посадка картошки», «Прыжки в мешках».

2

5

25

Наблюдение за качеством выполнения движений, правил игры. за умением самостоятельно использовать игры при организации досуга; участие в праздниках, развлечениях.

Итого:

32

Содержание программы

(32 ЧАСА. 8 МЕСЯЦЕВ. 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)

Тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование кружка

и содержание деятельности

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Цель

Краткое содержание

Сроки проведения

Ответственные

 1.

 Какие бывают игры. Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игр: «Краски», «Гори, гори ясно»

 В рамках занятий.

 - знакомство с играми

-развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции;

слушать и понимать речь других;

научиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.

 «Краски». В игре участвуют от 5 до 20 человек. Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки -  краски. Каждый игрок выбирает себе цвет и говорит хозяину. Покупатель стучится

Тук! Тук!

Кто там?

Покупатель.

 Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если такой краски нет, то хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси» Если же цвет угадан, то краску покупатель забирает. Затем идет другой покупатель.

Октябрь

 Измалкова А.В.

2.

Правила игры. Обязательны ли они для всех? Совершенствование разученных русских народных игр: «Краски», «Гори, гори ясно»

В рамках занятий.

слушать и понимать речь других;

научиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.

Участники становятся в круг, а ведущий с платочком за кругом. Игроки идут по кругу в одну сторону, а водящий в другую со словами:

Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло

Слова повторяются несколько раз. По окончании слов движение останавливается, а водящий кладет на плечо платочек одному из игроков. Водящий и игрок бегут в разные стороны по кругу, кто раньше станет на место, тот продолжает игру, другой становится водящим.

октябрь

Измалкова А.В.

3.

Знакомство с русскими народными играми: «Ляпки», «Охотник и зайцы».

В рамках занятий.

- знакомство с играми

-развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции;

Выбирается водящий, которого называют «ляпкой». «Ляпка» бегает за игроками и пытается их осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай другому!» Новый водящий старается осалить другого игрока. Так играют в Кировской области, а в Смоленской водящий пойманного игрока спрашивает: «У кого был?» «У тетки!» «Что ел?»  «Клецки» «Кому отдал?» Пойманный отвечает, названный становится ведущим.

Октябрь

Измалкова А.В.

4.

Знакомство с русскими народными играми: «Охотник и зайцы».

В рамках занятий.

Совершенствование разученных  русских народных игр: «Ляпки», «Охотник и зайцы».

«Охотник и зайцы» На одной стороне площадки очерчивается место для охотника. На другой стороне обозначаются кружками места зайцев. В каждом кружке находится по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как - бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

   Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя: «Охотник» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник отводит его к себе.  После трехкратного повторения игры производится подсчет подстреленных зайцев, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

Октябрь

Измалкова А.В.

5.

Закрепление разученных русских народных игр.

В рамках занятий.

Закрепление.

«Краски», «Гори, гори ясно», «Ляпки», «Охотник и зайцы».

Ноябрь

Измалкова А.В.

6.

Ознакомление с особенностями башкирских народных игр. Разучивание и проведение игр: «Медный пень», «Юрта»

В рамках занятий.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.                слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения; учиться выполнять различные роли в группе.

Башкирия расположена на Южном Урале, столица – Уфа. Коренное население – башкиры. В Древнем искусстве башкир сочетались драма, музыка, танец, игра. Башкирские дети стремились освоить различные навыки: верховую езду, стрельбу из лука, охотничье мастерство. Ведь башкир – это воин, наездник, охотник.

 «Юрта» В игре участвуют четыре группы детей, которые по углам площадки образуют круги. Внутри каждого круга – стул и платок.  Взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Затем игроки перемещаются в один большой круг. По окончании музыки, игроки быстро бегут к своим стульям и растягивают платок, как юрту. Выигрывает группа, которая первой «построит» юрту.

Ноябрь

Измалкова А.В.

7.

Совершенствование разученных  башкирских народных игр: «Медный пень».

В рамках занятий.

Отработка игровых приёмов

«Медный пень» - Играющие парами становятся по кругу. Дети – пни сидят на стульях, дети – хозяева стоят за стульями. Под мелодию «покупатель» ходит по кругу, смотрит на детей, выбирает их. С окончанием музыки, спрашивает у «хозяина»:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль пень у вас купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов они разбегаются в разные стороны. Кто первым станет за пень, тот становится хозяином.

Ноябрь

Измалкова А.В.

8.

Ознакомление с особенностями Молдавских народных игр. Разучивание и проведение игр: «Барашек», «Яблоко»

В рамках занятий.

Разучивание игры. Проведение игры.           отличать новое от уже известного.

 Совместно договариваться о правилах общения.

развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции;

Молдавия расположена на крайнем юго-западе Восточно-Европейской равнины. Коренное население молдаване. Столица – Кишинёв.

С древних времён занимаются земледелием, скотоводством.

Играющие стоят в кругу, а барашек - внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания слов.

 «Яблоко».  Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает,

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Правила игры. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

Ноябрь

Измалкова А.В.

9.

 Закрепление Молдавских народных игр. проведение игр: «Медный пень», «Юрта», «Барашек», «Яблоко».

В рамках занятий.

Закрепление и совершенствование игр

Декабрь

Измалкова А.В.

10.

Знакомство с особенностями  Литовских народных игр «Волчонок», «Птичка», «Утро зайчика»

В рамках занятий.

отличать новое от уже известного.

 учиться выполнять различные роли в группе.

Играющие образуют круг. Считалкой выбирают волчонка. Он стоит в середине круга и старается выйти из него. Стоящие в кругу дети держатся за руки и периодически то поднимают, то опускают их, дразня волка и приговаривая: «Волчонок, бедняжка попался. Железные ворота, серебряные ключи! Ты ни сюда, ты ни туда не вылезешь». Волчонок должен быть очень ловким: он внезапно бросается то в одну, то в другую сторону, обманывая стоящих в кругу.

Декабрь

Измалкова А.В.

11.

Закрепление и совершенствование разученных Литовских народных игр «Волчонок», «Птичка», «Утро зайчика».

В рамках занятий.

Выполнять движения надо соответственно указанию. После слов: «Играют во дворе» — нельзя бегать вблизи своего домика — передвигаться следует по всей площадке

 «Птичка». Перед игрой все подбирают для себя фант любую мелкую вещь, игрушку. Все игроки усаживаются поудобнее. Выбирается собиратель фантов. Он садится в середину и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа и т. д.). Каждый должен запомнить свое название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб».

Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку».

Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются: дети поют, читают стихи, танцуют и т. д.

 Утро зайчика.

Все игроки — зайчики, а один из них — учитель зайцев. Зайчики чертят на земле кружки — это их домики. У учителя такого домика нет. Заяц-учитель говорит: «Все встают! (Зайчики имитирующими движениями выполняют его указания.) Все умываются; делают гимнастику; убирают постель; завтракают; идут в школу; занимаются в школе; идут домой; играют во дворе». Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками в любом порядке. После слов: «Играют во дворе» — зайчики выбегают из своих домиков и бегают.

Когда говорит: «Ночь!» Все должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успевает, считается проигравшим.

Декабрь

Измалкова А.В.

12

Знакомство с особенностями Латвийской народной игры: «Волк и коза», «Стая уток», «Кольцо»

В рамках занятий.

упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость

отличать новое от уже известного,

 учиться выполнять различные роли в группе.

Волк и коза.
По считалочке дети выбирают волка и козу, остальные — пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота
(двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза — в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала. Правила игры. Волк ловит козу только в кругу.

Декабрь

Измалкова А.В.

В рамках занятий.

Кольцо.
Играющие становятся в круг и держат в руках шнур или ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга стоит водящий. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он манятся с этим игроком местами. Игру можно сопровождать народной песней. Правила игры. По сигналу все играющие должны движениями рук имитировать пере- дачу кольца, чтобы сбить водящего с
толку.
 

«Стая уток». Правила игры. Тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук и ног, считается проигравшим.
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладу на них руки. По сигналу все начинают в полу- приседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты — озера (10—15 м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигнет озера (перейдет черту).

Измалкова А.В.

13

Закрепление и совершенствование разученной игры латвийской народной игры: «Волк и коза», «Стая уток»,

«Кольцо».

В рамках занятий.

 упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость

Январь

Измалкова А.В.

14

Знакомство с особенностями осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за  флажки», «Волки и ягнята»

В рамках занятий.

упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость, воспитывать умение играть в коллективе.

Осетины живут в горах и занимаются скотоводством.        Они отличные чабаны. (Чабан - овечий пастух). Чабаны очень много ходят, т.к. им нужно передвигаться за отарой овец. Им нужны очень сильные и крепкие ноги. Наша игра поможет укрепить ноги.

«Борьба за флажки». В игре участвуют две команды. Количество игроков может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры завладеть флажком противника, сохранив свой.  В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком. Правила игры. Начинать игру надо по сигналу, в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

«ВОЛКИ И ЯГНЯТА»

Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.        

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мы опять гулять:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

 «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем доме.

Январь

Измалкова А.В.

15

Закрепление и совершенствование разученных игр осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за  флажки», «Волки и ягнята»

В рамках занятий.

развивать силу, внимание, наблюдательность.

Январь

Измалкова А.В.

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Цель

Краткое содержание

Сроки проведения

Ответственные

16

Знакомство с особенностями татарских народных игр: 

«Серый волк». «Ловишки»,

В рамках занятий.

учиться быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, уметь слушать текст, соблюдать правила игры, воспитывать дружеские взаимоотношения, быстроту реакции на сигнал.

Татария одна из самых древних республик, расположена на востоке Восточно-Европейской равнины по среднему течению Волги. Столица – древний город Уфа.

Татарские игры отличаются соревновательным, коллективным характером.

 «Серый волк»

- Волк прячется за чертой в одном конце площадки, остальные находятся на противоположной стороне. Расстояние между ними 20-30 метров. По сигналу все идут в лес. Ведущий спрашивает:

- Вы, друзья, куда спешите?

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенья приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этих слов волк встает, а дети бегут за черту. Волк гонится за ними, Пленников уводит в логово. Игра продолжается, пока не будут пойманы половина игроков

Февраль

Измалкова А.В

17

Закрепление и совершенствование разученных игр татарских народных игр: 

«Серый волк». «Ловишки»,

Эстафеты: «Гонка мячей», «Мяч на ракетке», «Попади в цель», «Пройди с мячом», «Кто быстрее»

В рамках занятий.

развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции;

«Ловишки».

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные -  ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Февраль

Измалкова А.В

18

Знакомство с правилами Эстонских народных  игр «Сторож», «Король мавров», «Птицы».

В рамках занятий.

развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции;

совместно договариваться о правилах общения.

познакомить   с правилами игр, учить выполнять правила игры, соблюдать технику безопасности во время игры

«Сторож»

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

Февраль

Измалкова А.В

19

Закрепление и совершенствование разученных Эстонских народных игр «Сторож», «Король мавров», «Птицы».

В рамках занятий.

 «Король мавров»

Один из играющих становится королем мавров, все остальные - маврами. Король встает за одной чертой, мавры - за другой на расстоянии десяти - двадцати шагов. Мавры подходят к королю и хором ведут с ним перекличку:

- Здравствуй, король мавров!

- Здравствуйте! Кто вы?

- Мы - мавры!

-Что вы умеете делать?

- Любую работу.

Играющие изображают какую-либо работу, о которой заранее договариваются, например, пилят, колют, копают и т. п. Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы.

Правила игры. Мавры убегают только по сигналу (отгадывание королем вида работы). Проигравшие переходят на сторону короля.

   «Птицы»

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные - птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:

- За чем пришел?

- За птицей.

- За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

Правила игры. Выбегать и ловить можно только угаданную птицу.

Февраль

Измалкова А.В

20

Знакомство с правилами Карельской народной игры: «Сиди, сиди, Яша»  её разучивание.

В рамках занятий.

совместно договариваться о правилах общения.

познакомить   с правилами игр, учить выполнять правила игры, соблюдать технику безопасности во время игры

Карельские народные игры Карелия, это край охотников, рыбаков и лесорубов, где особо ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка. Отсюда и в играх издавна преобладали метание на дальность и в цель; длительный бег; различные испытания на выносливость, особенно для водящего и для проигравших. Задачи познакомить детей с карельскими народными играми, развивать интерес к карельской народной игре, воспитывать чувство любви к народным творчествам

Март

Измалкова А.В

21

Закрепление и совершенствование разученной. Карельской народной игры.      

Эстафеты: «Сапёры», «Попади в цель», «Граница», «Собираемся в полёт», «Доставь пакет», «Загони мяч в обруч», «Поднять якорь».

В рамках занятий.

Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки. развивать выносливость, быстроту реакции;

«Сиди, сиди, Яша»

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Март

Измалкова А.В

22

Сибири и Дальнего Востока. «Льдинки, ветер и мороз»

В рамках занятий.

развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе. 

Сибирь и Дальний Восток, северные районы нашей страны. Климат в тех местах суровый, зимы холодные. Поэтому в названии игры есть зимние слова.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают лицом друг к другу в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладони, затем в ладони с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.                                                   

Март

Измалкова А.В

23

Закрепление и совершенствование разученной игры.

В рамках занятий.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто и с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий бег, боковой галоп

Март

Измалкова А.В

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Цель

Краткое содержание

Сроки проведения

Ответственные

24

Знакомство с правилами  Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый заяц».

В рамках занятий.

развитие двигательной активности, творческого самовыражения, оздоровления организма, создание положительного эмоционального фона.

Удмуртия расположена в Предуралье, в междуречье Камы и Вятки. Для народных игр Удмуртии характерна связь их с условиями труда и быта в лесном краю.

«Водяной». Очерчивают круг – пруд или озеро. Выбирается ведущий – водяной. Игроки бегают вокруг озера и кричат: «Водяного нет, а людей-то много!» Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые подходят близко к озеру. Пойманные остаются в кругу и тоже могут ловить людей.

Апрель

Измалкова А.В

25

Закрепление и совершенствование разученной.  Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый заяц»

В рамках занятий.

учиться выполнять различные роли,

развивать выносливость, быстроту реакции;

«Серый зайка»

- На площадке чертят квадрат – это забор. У одной стороны сидит зайка. Собаки – игроки стоят полукругом в 3-5 метрах от забора. Участники говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»

На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

Апрель

Измалкова А.В

26

Знакомство с правилами Якутской народной игры: «Сокол и лиса», «Пятнашки»

В рамках занятий.

отличать новое от уже известного с помощью воспитателя.

 Учить детей выполнять различные подражательные движения, тренировать навыки бега, развивать умение действовать по сигналу.

Якутия находится в зоне «полюса холода» и «вечной мерзлоты». Столица – Якутск, коренные жители – якуты, эвенки, чукчи.

«Сокол и лиса»

-Выбираются сокол и лиса, остальные – соколята. Сокол учит соколят летать. Они бегают машут крыльями, придумывают сложные движения, которые соколята точно повторяют. Вдруг из норы выскакивает лиса, соколята должны присесть. Лиса ловит тех, кто не присел.

Апрель

Измалкова А.В

27

Закрепление и совершенствование разученной Якутской народной игры:

Повторение русской народной игры «Третий лишний».

В рамках занятий.

совместно договариваться о правилах

«Пятнашки»

 Двое играющих кладут друг другу на плечи, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Апрель

Измалкова А.В

28

Знакомство с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока:  «Рыбаки и рыбки».

В рамках занятий.

Формирование двигательных навыков, развитие. воображения, внимания. 

На самом севере российской Сибири несколько коренных малочисленных народов — ненцы и манси и якуты — живут на своих исконных территориях и ведут традиционное хозяйство и торговлю. Каждый из этих народов имеет свою национальную идентичность, уникальную культуру и верования, а также чувство принадлежности к своей собственной стране. Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и множество малочисленных народов, проживающих здесь с древних времен. Сибирь — географический регион России к востоку от Урала. На севере он обеспечивает доступ к водам Северного Ледовитого океана. На юге находится граница штата. На востоке находится Дальневосточный хребет.

«Рыбаки и рыбки». По сигналу водящий догоняет любого игрока и задевает его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют "рыбацкую сеть") и начинают догонять остальных "рыбок", бегая парой, не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к "рыбацкой сети" и "рыбачат" уже втроем, перемещаясь по залу, держась втроем за руки. Таким образом, с каждым осаленным игроком, "сеть" становится на одного человека длиннее, а "рыбок" на одну меньше. Игра продолжается до тех пор, пока все "рыбки" не будут пойманы.                           Правила игры. Разрывать "сеть" (отпускать руки) во время игры запрещается. Игрок, осаленный при разорванной "сети", пойманным не считается и остается "рыбкой".

Май

Измалкова А.В

29

Закрепление и совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Рыбаки и рыбки».

В рамках занятий.

развивать выносливость, быстроту реакции

Май

Измалкова А.В

30

Знакомство с особенностями Белорусских народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание.

В рамках занятий.

развивать внимание, наблюдательность.

«Прела-горела». Ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела – горела, за море летала,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл. Правила игры: начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

Май

Измалкова А.В

31

Закрепление и совершенствование разученных игр.

Белорусских народных игр: «Прела-горела», «Заяц-месяц».

В рамках занятий.

развивать внимание, быстроту.

«Заяц-месяц». Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

—  Заяц – месяц, где был?

—  В лесу.

—  Что дела?

—  Косил.

—  Куда клал?

—  Под колоду.

—  Кто украл?

—  Чур.

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную. Правила игры: Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Май

Измалкова А.В

32

Закрепление и совершенствование разученных игр.

Эстафеты: «Катание мячей в паре», «Попади в цель», «Посадка картошки», «Прыжки в мешках».

В рамках занятий.

развитие двигательной активности, творческого самовыражения, оздоровления организма, создание положительного эмоционального фона.

развивать умение действовать по сигналу. Развивать внимание, быстроту, ловкость.

«Водяной», «Серый заяц».

«Третий лишний».

«Рыбаки и рыбки».

«Прела-горела», «Заяц-месяц».

Май

Измалкова А.В

СПИСОК ДЕТЕЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КРУЖКА «ШАЛУНЫ»

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

Табель посещаемости кружка «Шалуны» детей подготовительной группы №   2023-2024 учебный год.

Ф.И.ребёнка.

Дни посещения.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

марта

апрель

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Литература

  1. Никишина И.В Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. Методическое пособие. ООО «Планета», 2011.
  2. Давыдов М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет. М.: ВАКО, 2007.
  3. Полтавцев Н.В. Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. М.: «Просвещение» 2007.
  4. Пензулаева Л.И.- Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателей дет.  сада М. Просвещение, 1986.
  5. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина - Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 2005. – 224с.
  6. В. И. Гришков Детские подвижные игры – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. – 96с.
  7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет, сада. / Под ред. Л. В. Руссовой. – М. : Просвещение, 2000. – 79с.
  8. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. Изд. 2-е, доп. М., “Просвещение”, 2001. – 159с.
  9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к “ Программе воспитания в детском саду”. Изд. 2-е, испр. и доп. М., “Просвещение”, 2000. – 192с.
  10. Литвинова М.Ф.- Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
  11. Панкеев И. - Русские народные игры.- Москва, 1998.
  12. Аманатиди О.В.: Подвижные игры (методическое пособие).-Армавир, 2011.-69 с.
  13. С.А. Миняева: Подвижные игры дома и на улице. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
  14. Т.И. Осокина: Игры и развлечения детей на воздухе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  15. М.М Конторович, Л.И. Михайлова – Подвижные игры в детском саду –
  16. 3-е изд.М.: 1961. – 95 с
  17. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. //
  18. В. Е. Гриженя / М.: Советский спорт, 2005. – 40 с.
  19. Гришина Г.Н.   Любимые детские игры. // Г.Н.Гришина / М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.-96 с.
  20. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. // А.В. Кенеман /М.: Просвещение, 1989 г.- 239 с.
  21. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
  22. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
  23. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
  24. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.
  25. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.

     26.Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992.      

     27.  Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990. 
            Васильков Г.А., от игр к спорту. – М., 198 
    28.  Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005 
    29.  Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000 
    30.  Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ «КРЕПЫШОК»

Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего дв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Тонус"

Занятия с тренажерами оказывают  положительное эмоциональное  воздействие на организм ребенка,   укрепляют разные группы мышц и весь организм в целом, а также активизируют познават...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительного кружка «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно – оздоровительного кружка  «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС» с перспективным планированием на год. (фитбол- ...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Ступеньки здоровья" по детскому фитнесу

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Ступеньки здоровья" по детскому фитнесу разработана в соответствии с федеральными государственными общео...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол» физкультурно-оздоровительного направления для детей с 3 до 7 лет

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 5-7 лет "Сохрание и укрепление здоровья детей дошкольников с помощью использования нетрадиционных методов оздоровления "Неболей-ка"

Данная программа акцентирует внимание не только на удовлетворение от правильно сделанных движений, но и на радость и эмоциональный подъем, соответствующий потребностям растущего организма. В результат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «ЗДОРОВЯЧОК»

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.Рабочая Программа кружка по физичес...