Работа по программе "Социокультурные истоки" в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда"
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспекты открытых занятий:
- Конспект открытого занятия НОД "Мамина забота" (2 младшая группа) - https://www.youtube.com/watch?v=tH8Whkswi4E&t=1s
- Конспект итогового открытого занятия НОД "Моя Родина - Россия" (2 младшая группа) - https://www.youtube.com/watch?v=CWtqHaJyHwE&t=3s
Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки. Воспитание на социокультурном опыте» во второй младшей группе за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamina_zabota_nod_2_mladshey_gruppy.docx | 23.35 КБ |
otchet_po_programme_istoki_2_ml_luchiki.docx | 16.11 КБ |
otchet_po_programme_istoki_2_ml_luchiki.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Конспект открытого занятия НОД
«Мамина забота»
(по программе «Социокультурные истоки»
2 младшей группы «Лучики»
Воспитатели: Дружко Н.Г.,
Смышляева В.В.
Смоленск, 26 ноября 2021 года
Цель: формировать доброе отношение к маме, желание сделать маме что-то хорошее, создать на занятии доверительную обстановку, располагающую к общению, донести до детей, как много делает мама для ребенка, рассказать о маминой заботе и как это важно.
Задачи:
воспитательные - вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки мамы; воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к маме;
образовательные - учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения, закреплять знания детей о делах взрослых, учить проявлять заботу, желание помочь маме;
развивающие - развивать грамотную речь, развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Предварительная работа:
чтение книг, стихотворений и рассматривание иллюстраций по заданной теме, прослушивание песен о маме, разучивание танцевальной композиции «Мамины помощники».
Оборудование:
музыкальный центр, музыкальное сопровождение - детские песенки, кукла, карандаши и картинки с изображением солнца по количеству детей, доска со стенгазетой фотографий мам и детей.
Работа с родителями: каждый родитель принес фотографию из семейного альбома.
Этапы работы:
- Подготовительный этап:
Воспитатель и дети вместе сидят в кругу.
♫ 1. «Мама – первое слово».
Воспитатель предлагает детям прослушать музыкальную композицию «Мама - первое слово», рассказывает стихотворение про маму.
Воспитатель: Мама - первое слово ребенка,
Мама - первые в жизни шаги.
Мама - самое в жизни родное.
Маму, маму свою береги!
Ребята, расскажите и вы стихотворения о маме.
1 ребёнок: Люблю тебя мама за что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
2 ребёнок: Я так люблю тебя! Мне нужно,
Чтоб ты всегда была со мной!
3 ребёнок: Кто пришел ко мне с утра – Мамочка!
Кто сказал вставать пора – Мамочка!
Воспитатель рассказывает детям о том, как много дел выполняет мамочка дома, сколько у нее много забот, поэтому мамочку надо жалеть, слушаться и помогать ей.
Воспитатель: У каждого из вас есть мама. Она любит вас, всегда находится рядом с вами. В любую минуту мама готова прийти к вам на помощь. Когда вы болеете, мамочка не спит ночами, ухаживает за вами, волнуется за вас. Мамы очень рады, когда вы счастливы. А вы любите своих мам? (ответы детей). Это здорово! У каждого есть мама, и у меня тоже. И я её тоже очень люблю.
- Основной этап.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла, и она тоже говорит самое главное, самое первое слово - «мама». А еще она хочет с нами поиграть и узнать, как ваша мама заботится о вас, что вам больше всего запомнилось, что особенно хорошо делает ваша мама.
Первый ребенок, держа куклу, говорит о делах мамы, и передает куклу рядом сидящему.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам, ребята, показать, как вы можете помогать своей мамочке.
♫ 2. Физкультминутка «Мамины помощники».
Дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняют движения по тексту. [Социокультурные истоки «Добрый мир» 2020].
- Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы, молодцы, ребята, настоящие мамины помощники. Очень бережно заботитесь о маме. Ведь у наших мам очень много забот. Мамочки дарят вам свою любовь, заботу, тепло. Посмотрите, с какой любовью мамочки смотрят на вас (предлагает подойти к доске со стенгазетой). Ребята, все узнали своих мам? (ответы детей).
Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и скажем, как зовут вашу маму.
Дети подбирают слова: ласковая, красивая, весёлая, добрая, любимая,
родная, нежная, заботливая, говорят имя своей мамы.
Воспитатель: А теперь в благодарность маме за ее заботу давайте нарисуем маме солнышко и подарим ей. Лучики согреют мамочку и развеселят.
♫ 3. НОД «Рисование лучиков».
Воспитатель приглашает детей занять свои места и нарисовать солнышку лучики.
Воспитатель: Вы молодцы! Ваши солнышки согреют ваших мамочек, потому что вы рисовали их с любовью.
Литература:
- Губина Е. А., Кудряшева Н. С., Лугвина Г. И., Майорова Н. Б., Перькова С. В., Твардовская Н. Ю. 2015. Стержневая основа Истоковедения. «Истоки» в дошкольном образовании». «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» // Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО. Москва: Истоки.
- Книга «Доброе слово» (М.Истоки, 2020 г.)
- Книга «Добрая книга» (М.Истоки, 2020 г.)
- Книга «Добрый мир» (М.Истоки, 2020 г.).
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. Для воспитателя дет.сада. - 2-ое изд. Перераб. - М.: Просвещение, 1989.
- Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г.Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада / Под ред. О.С. Ушаковой - М.: Просвещение, 1993.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет 2-ое издание, перераб. И доп./Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – Развиваем речь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№28 «Надежда » г. Смоленск
2 младшая группа « Лучики »
Отчет о реализации программы:
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» во второй младшей группе
за 2021-2022 учебный год.
Воспитатели:
Дружко Н.Г
Смышляева В.В
г. Смоленск 2022 год
В 2021 – 2022 учебном году мы начали реализовать программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в нашей группе.
Работа в группе строилась на основе трех книг развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В течение учебного года у детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». В рамках данных тем мы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также мы организовывали слушание аудио сказок перед дневным сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. Повседневная работа по реализации программы осуществлялась, как в первой половине дня так и во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение.
В рамках реализации программы проведён промежуточный мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет. Промежуточный мониторинг был проведен в январе, где было обследовано 25 детей и показал следующие результаты:
Низкий | 5 ч. (20%) |
Ниже среднего | 5 ч. (20%) |
Средний | 13 ч. (52%) |
Выше среднего | 2 ч. (8%) |
Высокий | Нет |
На конец учебного года мы оценивали детей в количестве 25 человек по результатам работы за весь год.
Получились следующие результаты:
Низкий | 2 ч. (8%) |
Ниже среднего | нет |
Средний | 17 ч. (68%) |
Выше среднего | 2 ч. (8%) |
Высокий | 4 ч. (16%) |
Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей 3 - 4 лет.
На данный момент можно отметить что большинство детей знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуются «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети, за исключением тех, у кого проблемы с речью, знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Пасха, традициях этих праздников в своей семье.
Все дети уважительно относятся к маме и остальным близким родственникам, проявляют к ним заботливое отношение, любовь, доброжелательность. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, некоторые читают их наизусть.
У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Многие дети имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, но в течение года работа велась дистанционно и индивидуально. На первом групповом онлайн - собрании мы познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной. Также знакомство родителей с деятельностью по программе проходило в группах через консультации, оформление родительских стендов, участие родителей в онлайн - мероприятиях, выполнение творческих заданий по книгам развития.
Нами подобраны картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группе имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.
В группе в течение года проводились итоговые мероприятия с детьми, но без родителей. В преддверии праздника Дня матери в группе был организовано и проведено мероприятие «Моя мама лучшая» (для родителей представлено видео), выставка книжек - малышек , которые были изготовлены детьми и родителями, выставка фото семейных традиций «Рождество ,пасха ,Новый год .9 мая ,8 марта и т.д ». Проведены открытые занятия , оформлены папки –передвижки ,консультации родителям , с детьми работа ведется ежедневно .
Таким образом, деятельность по реализации программы «Социокультурные истоки» во второй младшей группе, на наш взгляд можно считать удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы нами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания, так как все мероприятия проходили онлайн.
В связи с этим, перспективной задачей для педагогов на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию программы и помощь родителям в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленск
Отчет о реализации программы
«Социокультурные истоки.
Воспитание на социокультурном опыте»
во второй младшей группе
за 2021-2022 учебный год
Воспитатели:
Дружко Н.Г.,
Смышляева В.В.
г. Смоленск, 2022 год
В 2021-2022 учебном году мы начали реализовать программу «Социокультурные истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в нашей группе.
Работа в группе строилась на основе трех книг развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В течение учебного года у детей формировались такие понятия, как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». В рамках данных тем мы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также мы организовывали слушание аудио сказок перед дневным сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. Повседневная работа по реализации программы осуществлялась, как в первой половине дня так и во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение.
В рамках реализации программы проведён промежуточный мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет. Промежуточный мониторинг был проведен в январе 2022 г., где было обследовано 25 детей, и показал следующие результаты:
Низкий | 5 ч. (20%) |
Ниже среднего | 5 ч. (20%) |
Средний | 13 ч. (52%) |
Выше среднего | 2 ч. (8%) |
Высокий | Нет |
На конец учебного года мы оценивали детей в количестве 25 человек по результатам работы за весь год.
Получились следующие результаты:
Низкий | 2 ч. (8%) |
Ниже среднего | нет |
Средний | 17 ч. (68%) |
Выше среднего | 2 ч. (8%) |
Высокий | 4 ч. (16%) |
Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей 3-4 лет.
На данный момент можно отметить, что большинство детей знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуются «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети, за исключением тех, у кого проблемы с речью, знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Пасха, традициях этих праздников в своей семье.
Все дети уважительно относятся к маме и остальным близким родственникам, проявляют к ним заботливое отношение, любовь, доброжелательность. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, некоторые читают их наизусть.
У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Многие дети имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, но в течение года работа велась дистанционно и индивидуально. На первом групповом онлайн-собрании мы познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной. Также знакомство родителей с деятельностью по программе проходило в группах через консультации, оформление родительских стендов, участие родителей в онлайн - мероприятиях, выполнение творческих заданий по книгам развития.
Нами подобраны картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группе имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.
В группе в течение года проводились итоговые мероприятия с детьми, но без родителей. В преддверии праздника Дня матери в группе был организовано и проведено мероприятие «Моя мама лучшая» (для родителей представлено видео), выставка книжек-малышек, которые были изготовлены детьми и родителями, выставка фото семейных традиций «Рождество», «Пасха», «Новый год», «9 мая», «8 марта» и т.д. Проведены открытые занятия, оформлены папки-передвижки, консультации родителям, с детьми работа ведется ежедневно.
Таким образом, деятельность по реализации программы «Социокультурные истоки» во второй младшей группе, на наш взгляд можно считать удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы нами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания, так как все мероприятия проходили онлайн.
В связи с этим, перспективной задачей для педагогов на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию программы и помощь родителям в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте "На истоках сказки"
Проектная деятельность в старшей комбинированной группе...
опыт работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»
Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и...
Работа с родителями .Истоки
Работа с родителями....
Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»
Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель «Урайский специализирован...
Перспективный план работы по социокультурным истокам.
Перспективный план работы по социокультурным истокам....
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ТРОПИНКАМИ К ИСТОКАМ» (Социокультурные истоки в дошкольном образовании)
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...
Программа работы летнего лагеря "Истоки"
План работы детского лагеря "Истоки"...