Работа по программе "Социокультурные истоки" в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда"
план-конспект занятия (младшая группа)

Смышляева Валерия Викторовна

Конспекты открытых занятий:

- Конспект открытого занятия НОД "Мамина забота" (2 младшая группа) - https://www.youtube.com/watch?v=tH8Whkswi4E&t=1s

- Конспект итогового открытого занятия НОД "Моя Родина - Россия" (2 младшая группа) - https://www.youtube.com/watch?v=CWtqHaJyHwE&t=3s

Отчет о реализации программы «Социокультурные истоки. Воспитание на социокультурном опыте» во второй младшей группе за 2021-2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Конспект открытого занятия НОД

«Мамина забота»

(по программе «Социокультурные истоки»

2 младшей группы «Лучики»

Воспитатели: Дружко Н.Г.,

Смышляева В.В.

Смоленск, 26 ноября 2021 года

Цель: формировать доброе отношение к маме, желание сделать маме что-то хорошее, создать на занятии доверительную обстановку, располагающую к общению, донести до детей, как много делает мама для ребенка, рассказать о маминой заботе и как это важно.

Задачи:  

воспитательные - вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки мамы; воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к маме;

образовательные - учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения, закреплять знания детей о делах взрослых, учить проявлять заботу, желание помочь маме;

развивающие - развивать грамотную речь, развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Предварительная работа:

чтение книг, стихотворений и рассматривание иллюстраций по заданной теме, прослушивание песен о маме, разучивание танцевальной композиции «Мамины помощники».

Оборудование:

музыкальный центр, музыкальное сопровождение - детские песенки, кукла, карандаши и картинки с изображением солнца по количеству детей, доска со стенгазетой фотографий мам и детей.

Работа с родителями: каждый родитель принес фотографию из семейного альбома.

                       

                     


Этапы работы:

  1. Подготовительный этап:

Воспитатель и дети вместе сидят в кругу. 

♫ 1. «Мама – первое слово».

Воспитатель предлагает детям прослушать музыкальную композицию «Мама - первое слово», рассказывает стихотворение про маму.  

Воспитатель: Мама - первое слово ребенка,

Мама - первые в жизни шаги.

Мама - самое в жизни родное.

Маму, маму свою береги!

Ребята, расскажите и вы стихотворения о маме.

1 ребёнок: Люблю тебя мама за что, я не знаю,

Наверно, за то, что дышу и мечтаю.

2 ребёнок: Я так люблю тебя! Мне нужно,

Чтоб ты всегда была со мной!

3 ребёнок: Кто пришел ко мне с утра – Мамочка!

Кто сказал вставать пора – Мамочка!

Воспитатель рассказывает детям о том, как   много дел выполняет мамочка дома, сколько у нее много забот, поэтому мамочку надо жалеть, слушаться и помогать ей.  

Воспитатель: У каждого из вас есть мама. Она любит вас, всегда находится рядом с вами. В любую минуту мама готова прийти к вам на помощь. Когда вы болеете, мамочка не спит ночами, ухаживает за вами, волнуется за вас. Мамы очень рады, когда вы счастливы. А вы любите своих мам? (ответы детей). Это здорово! У каждого есть мама, и у меня тоже. И я её тоже очень люблю.

  1. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла, и она тоже говорит самое главное, самое первое слово - «мама». А еще она хочет с нами поиграть и узнать, как ваша мама заботится о вас, что вам больше всего запомнилось, что особенно хорошо делает ваша мама.

Первый ребенок, держа куклу, говорит о делах мамы, и передает куклу рядом сидящему.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам, ребята, показать, как вы можете помогать своей мамочке.

♫ 2. Физкультминутка «Мамины помощники». 

Дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняют движения по тексту. [Социокультурные истоки «Добрый мир» 2020].


  1. Рефлексия.

Воспитатель: Какие вы, молодцы, ребята, настоящие мамины помощники. Очень бережно заботитесь о маме. Ведь у наших мам очень много забот.  Мамочки дарят вам свою любовь, заботу, тепло. Посмотрите, с какой любовью мамочки смотрят на вас (предлагает подойти к доске со стенгазетой). Ребята, все узнали своих мам? (ответы детей).

Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и скажем, как зовут вашу маму.

Дети подбирают слова: ласковая, красивая, весёлая, добрая, любимая,

родная, нежная, заботливая, говорят имя своей мамы.

Воспитатель: А теперь в благодарность маме за ее заботу давайте нарисуем маме солнышко и подарим ей. Лучики согреют мамочку и развеселят.

♫ 3. НОД «Рисование лучиков».

Воспитатель приглашает детей занять свои места и нарисовать солнышку лучики.

Воспитатель: Вы молодцы! Ваши солнышки согреют ваших мамочек, потому что вы рисовали их с любовью.


                                          Литература:

  1. Губина Е. А., Кудряшева Н. С., Лугвина Г. И., Майорова Н. Б., Перькова С. В., Твардовская Н. Ю. 2015. Стержневая основа Истоковедения. «Истоки» в дошкольном образовании». «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» // Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО. Москва: Истоки.
  2. Книга «Доброе слово» (М.Истоки, 2020 г.)
  3. Книга «Добрая книга» (М.Истоки, 2020 г.)
  4. Книга «Добрый мир» (М.Истоки, 2020 г.).
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. Для воспитателя дет.сада. - 2-ое изд. Перераб. - М.:  Просвещение, 1989.
  6. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г.Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада / Под  ред. О.С. Ушаковой -  М.:  Просвещение, 1993.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет 2-ое издание, перераб. И доп./Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – Развиваем речь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№28 «Надежда » г. Смоленск  

2 младшая группа « Лучики »

 

 Отчет о реализации программы:

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» во второй младшей группе

за 2021-2022 учебный год.

 

 

 

 Воспитатели:

Дружко Н.Г

Смышляева В.В

 

 

 

 

г. Смоленск   2022 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          В 2021 – 2022 учебном году мы начали реализовать программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в нашей группе.

         Работа в группе строилась на основе трех книг развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В течение учебного года у детей формировались такие понятия как«Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». В рамках данных тем мы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также мы организовывали слушание аудио сказок перед дневным сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. Повседневная работа по реализации программы осуществлялась, как в первой половине дня так и  во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение.

        В рамках реализации программы проведён промежуточный мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет. Промежуточный мониторинг был проведен в январе, где было обследовано 25 детей и показал следующие результаты: 

 

Низкий

5 ч. (20%)

Ниже среднего

5 ч. (20%)

Средний

13 ч. (52%)

Выше среднего

2 ч. (8%)

Высокий

Нет

 

На конец учебного года мы оценивали детей в количестве 25 человек по результатам работы за весь год.

Получились следующие результаты:

 

Низкий

2 ч. (8%)

Ниже среднего

нет

Средний

17 ч. (68%)

Выше среднего

2 ч. (8%)

Высокий

4 ч. (16%)

 

Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей 3 - 4 лет.

 

 

         На данный момент можно отметить что большинство детей знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуются «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети, за исключением тех, у кого проблемы с речью, знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Пасха, традициях этих праздников в своей семье.

Все дети уважительно относятся к маме и остальным близким родственникам, проявляют к ним заботливое отношение, любовь, доброжелательность. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, некоторые читают их наизусть.

У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Многие дети имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.

              Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, но в течение года работа велась дистанционно и индивидуально. На первом групповом онлайн - собрании мы познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной. Также знакомство родителей с деятельностью по программе проходило в группах через консультации, оформление родительских стендов, участие родителей в онлайн - мероприятиях, выполнение творческих заданий по книгам развития.

               Нами подобраны картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группе имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.

В группе в течение года проводились итоговые мероприятия с детьми, но без родителей.  В преддверии праздника Дня матери в группе был организовано и проведено мероприятие «Моя мама лучшая» (для родителей представлено видео), выставка книжек -  малышек  , которые были изготовлены детьми и родителями, выставка фото  семейных традиций  «Рождество ,пасха ,Новый год .9 мая ,8 марта и т.д ». Проведены открытые занятия , оформлены папки –передвижки ,консультации родителям , с детьми работа ведется ежедневно .

      Таким образом, деятельность по реализации программы «Социокультурные истоки» во второй младшей группе, на наш взгляд можно считать удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы нами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания, так как все мероприятия проходили онлайн.

       В связи с этим, перспективной задачей для педагогов на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию программы и помощь родителям  в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленск

 

Отчет о реализации программы

«Социокультурные истоки. 

Воспитание на социокультурном опыте»

во второй младшей группе

за 2021-2022 учебный год

 

 

 

 Воспитатели:

Дружко Н.Г.,

Смышляева В.В.

 

 

 

 

г. Смоленск, 2022 год

 

В 2021-2022 учебном году мы начали реализовать программу «Социокультурные истоки. Воспитание на социокультурном опыте» в нашей группе.

Работа в группе строилась на основе трех книг развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В течение учебного года у детей формировались такие понятия, как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». В рамках данных тем мы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также мы организовывали слушание аудио сказок перед дневным сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. Повседневная работа по реализации программы осуществлялась, как в первой половине дня так и  во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение.

В рамках реализации программы проведён промежуточный мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-4 лет. Промежуточный мониторинг был проведен в январе 2022 г., где было обследовано 25 детей, и показал следующие результаты: 

 

Низкий

5 ч. (20%)

Ниже среднего

5 ч. (20%)

Средний

13 ч. (52%)

Выше среднего

2 ч. (8%)

Высокий

Нет

 

На конец учебного года мы оценивали детей в количестве 25 человек по результатам работы за весь год.

Получились следующие результаты:

Низкий

2 ч. (8%)

Ниже среднего

нет

Средний

17 ч. (68%)

Выше среднего

2 ч. (8%)

Высокий

4 ч. (16%)

 

Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей 3-4 лет.

 

 

На данный момент можно отметить, что большинство детей знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуются «добрыми» словами и знают их назначение. Все дети, за исключением тех, у кого проблемы с речью, знают колыбельные песни, ее назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. У большей части детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Пасха, традициях этих праздников в своей семье.

Все дети уважительно относятся к маме и остальным близким родственникам, проявляют к ним заботливое отношение, любовь, доброжелательность. Большинство детей знает потешки, стихотворения о солнышке, некоторые читают их наизусть.

У всех детей сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих, окружающих людей). Многие дети имеют любимую книгу, знают добрых героев сказок.

Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, но в течение года работа велась дистанционно и индивидуально. На первом групповом онлайн-собрании мы познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной. Также знакомство родителей с деятельностью по программе проходило в группах через консультации, оформление родительских стендов, участие родителей в онлайн - мероприятиях, выполнение творческих заданий по книгам развития.

Нами подобраны картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группе имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.

В группе в течение года проводились итоговые мероприятия с детьми, но без родителей.  В преддверии праздника Дня матери в группе был организовано и проведено мероприятие «Моя мама лучшая» (для родителей представлено видео), выставка книжек-малышек, которые были изготовлены детьми и родителями, выставка фото семейных традиций «Рождество», «Пасха», «Новый год», «9 мая», «8 марта» и т.д. Проведены открытые занятия, оформлены папки-передвижки, консультации родителям, с детьми работа ведется ежедневно.

Таким образом, деятельность по реализации программы «Социокультурные истоки» во второй младшей группе, на наш взгляд можно считать удовлетворительной. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы нами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания, так как все мероприятия проходили онлайн.

В связи с этим, перспективной задачей для педагогов на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию программы и помощь родителям  в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и...

Работа с родителями .Истоки

Работа с родителями....

Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»

Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры –  Народная игрушка»Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель «Урайский специализирован...

Перспективный план работы по социокультурным истокам.

Перспективный план работы по социокультурным истокам....

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ТРОПИНКАМИ К ИСТОКАМ» (Социокультурные истоки в дошкольном образовании)

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...

Программа работы летнего лагеря "Истоки"

План работы детского лагеря "Истоки"...