Особенности театрализованной деятельности в старшей группе
методическая разработка
Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.
Активное, осознанное наблюдение за поведением людей и животных во время прогулки помогает в дальнейшем находить наиболее точные и выразительные штрихи интонации, движений, мимики создаваемого образа. Для развития артистических данных ребятам предлагаются специальные упражнения, например: «Представьте лес, прекрасную солнечную погоду. У нас радостное настроение. Мы собираем землянику. У каждого в руке маленькое ведёрко, все разбрелись по полянке, нашли кустики с ягодами, наклоняются и аккуратно срывают каждую ягодку» и т. д.
Линия литературного или фольклорного сюжета воспринимается как некая общая канва, на основе которой ребёнок импровизирует, самостоятельно развивает события, объединяет несколько знакомых или придуманных историй, подключая фантазию и воображение.
Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_teatralizovannaya_deyatelnost_5-7_let.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности театрализации в старшей группе
Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.
Активное, осознанное наблюдение за поведением людей и животных во время прогулки помогает в дальнейшем находить наиболее точные и выразительные штрихи интонации, движений, мимики создаваемого образа. Для развития артистических данных ребятам предлагаются специальные упражнения, например: «Представьте лес, прекрасную солнечную погоду. У нас радостное настроение. Мы собираем землянику. У каждого в руке маленькое ведёрко, все разбрелись по полянке, нашли кустики с ягодами, наклоняются и аккуратно срывают каждую ягодку» и т. д.
Линия литературного или фольклорного сюжета воспринимается как некая общая канва, на основе которой ребёнок импровизирует, самостоятельно развивает события, объединяет несколько знакомых или придуманных историй, подключая фантазию и воображение.
Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.
У старших дошкольников выходит на первый план театрализованная игра с переплетением реального и вымышленного
Диапазон театральных специальностей расширяется, каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».
Старших дошкольников знакомят с историей театра в России, жанровым разнообразием, театральными терминами и понятиями, то есть приобщают к театральной культуре в целом.
Дети чаще экспериментируют и пробуют свои силы в области самостоятельной режиссёрской деятельности. Управляя куклами, ребёнок смелее осваивает пространство режиссёрской игры.
Тексты для сценок и спектаклей становятся более сложными, несущими скрытые подтексты, более глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Игра как продолжение сюжета с переплетением реального и вымышленного выходит на первый план.
Формы работы со старшими дошкольниками
Плановые занятия (два раза в неделю продолжительностью 25 минут):
- игры-миниатюры, сценические импровизации, этюды;
- упражнения по коммуникативному и эмоциональному развитию;
- просмотр кукольных спектаклей и обсуждение их с детьми.
Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком (один раз в неделю не более сорока минут):
- подготовка ребёнка к игре, роли в спектакле;
- работа с отстающими детьми.
Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
- воспитатель,
- руководитель детского театра,
- музыкальный работник,
- дети и родители.
Повседневная самостоятельная театрализованная деятельность и ролевая игра с элементами театрализации в свободное от плановых занятий время, в процессе прогулок.
Театрализованные импровизации с куклами на занятиях по математике, чтению художественной литературы, развитию речи.
Театрализация даёт детям новый эмоциональный опыт
Театрализованное развлечение:
- выступления, постановки с участием профессиональных артистов;
- совместные представления, подготовленные педагогами детского сада, детьми, родителями.
Праздничный утренник.
Кружковая работа, которая проводится руководителем детского театра в сотрудничестве с воспитателями, музыкальным работником, педагогом по изобразительной деятельности. Основное содержание курса — подготовка к спектаклю во время специальных еженедельных получасовых занятий в первой или во второй половине дня. Однако подготовка к спектаклю может идти и во время плановых занятий.
Направления работы в рамках плановых
театрализованных занятий
- Ритмопластика — ритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением, нацеленные на формирование чувства телесной гармонии, развитие пластической выразительности телесных движений и природных психомоторных данных детей.
- Культура и техника речи:
- диалоги по картинкам в ролевом исполнении;
- упражнения для совершенствования дикции, дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика;
- творческое обыгрывание сценок по мотивам сказочных или литературных сюжетов;
- импровизированные сценки на темы из повседневной жизни (забавное приключение, запомнившийся эпизод и т. д.);
- упражнения, нацеленные на развитие приёмов, усиливающих вербальную, пластическую и мимическую выразительность создаваемого образа;
- задания, способствующие обогащению эмоционального мира и социальной адаптации детей.
- Основы театральной культуры — изучение базовых понятий театрального искусства.
Приёмы работы
На занятиях по театрализации возможны следующие приёмы:
- Познавательная беседа, которая выстраивается вокруг обсуждения таких вопросов:
- Можно ли представить театр без зрителей?
- Кто принимает участие в создании театральной постановки?
- Кем распределяются роли между актёрами?
- Кто придумывает костюмы, создаёт декорации?
- Как правильно себя вести во время посещения театра?
- Разыгрывание детьми сценок в форме диалога, например: «Телефонный разговор», «В поликлинике», «Малыш и Карлсон», «Буратино и Мальвина» и т. д. Педагог помогает разобраться с характером роли, придумать реплики, продумать линию диалога.
- Тренинги (комплексы упражнений) по актёрскому мастерству, помогающие овладеть средствами выразительной передачи образа:
- интонация — отработка самостоятельного выразительного произношения слов и реплик с определённой интонацией (радость, удивление, печаль, страх, отвага и т. д.);
- статическая поза — обучение умению изобразить позой какой-нибудь предмет или персонаж (дерево, лыжника, пловца, бабочку). Важно научить находить одно, но наиболее красноречивое движение, которое является своеобразной «визитной карточкой» того или иного образа.
- жестикуляция — во время сценических упражнений дети осваивают навыки передачи состояния (мне жарко, холодно), имитации действия (подметаю пол, убираю игрушки, рисую карандашами) с помощью языка жестов.
- мимика — овладение наукой «чтения» эмоционального состояния другого человека, а затем дети учатся передавать своё настроение или реакцию с помощью мимики.
Видео: игровой тренинг по актёрскому мастерству
Виды театров в дошкольном образовательном учреждении
Виды театров, наиболее часто используемые в старшей группе:
- Кукольный (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом (настольные театральные игры, бибабо), так и куклы ручной работы, изготовленные детьми из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала. Виды кукол:
- Марионетка — управляется актёром, который манипулирует куклой с помощью нитей, прикреплённых к её голове, ногам и рукам.
Учась управлять куклами-марионетками, дети учатся управлять и своими руками
- Картонажные — плоские, объёмные в виде цилиндров и конусов, из бумажных коробок.
Настольный театр подойдёт и для средней группы детского сада
- Верховые (тростевые, бибабо, на ложках) – в работе с тростевой куклой управление осуществляется с участием обеих рук, одной рукой актёр придерживает корпус, другой водит тростями, прикреплёнными к рукам куклы.
- Дети с куклами бибабо
- Теневая — плоский силуэт с помощью направленного потока света отбрасывает тень на экран-сцену.
Фигурки для театра теней можно предварительно изготовить на занятиях по рукоделию вместе с детьми
- Перчаточная — одевается непосредственно на руку (перчатки, варежки, носки).
- Театр живой куклы (люди-куклы, маски).
Дети могут самостоятельно сделать театральные маски для спектакля
- Театр теней (живой, ручной, пальчиковый, кукольный).
Театр теней с участием детей-актёров требует наличия сцены, которую можно завесить полотном
Видео: виды театров (детская презентация)
Видео: театр теней (познавательный мультик)
Как организовать занятие по театрализованной деятельности
Занятия проводится два раза в неделю, продолжительность которых 25 минут, однако, не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования образовательной деятельности. Повседневная свободная деятельность, игровые театрализованные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру театрального искусства.
Временной план занятия:
- Организационная часть — мотивирующее начало занятия, игровой или сюрпризный момент (3–5 минут).
- Основная — театрализованная деятельность (15–20 минут).
- Заключительная — итоговая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии спектакля, театрализованной игры, импровизации или миниатюры, давать оценку степени художественной выразительности созданных образов (3–5 минут).
Мотивирующее начало занятия
Творческий энтузиазм и познавательный интерес к театрализованной деятельности помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе стихотворения, загадки, игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей. Появление сказочного героя создаст оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
Для активизации творческого потенциала своих воспитанников педагог использует просмотр мультимедийной презентации, а также загадки, стихотворения
Таблица: идеи для мотивирующего начала занятия
«Путешествие в сказочную страну Театра» | Занятие проходит в музыкальном зале.
|
«Как цыплёнок искал маму» | В группе стоят ширмы, изображающие поляну, домик, за ширмами — костюмы сказочных животных. Под музыкальное сопровождение дети входят в группу. |
«Снежный колобок» | Появляются два клоуна и в стихотворной форме сообщают о начале представления. Звучит музыка, в зале появляется Королева Сказки. Рассказывает сказку на новый лад: «Колобок наш удалой, да не тот с кем вы знакомы, не из теста, а из снега. Жил в снежном лесу, в ледяной избушке, Снежная королева угощала его снежным мороженым и ледяными конфетами. Любимым развлечением колобка была снежная горка. Однажды колобок скатился с горки и… Продолжение мы с вами придумаем и сыграем вместе». |
«Путешествие в страну приключений и фантазии» | Воспитатель вместе с детьми вспоминает любимые сказки. Затем воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну, где живут волшебные феи, которые передадут знания и умения и помогут детям стать настоящими артистами. Жители этой страны поют и танцуют, очень любят увлекательные игры и потешные забавы. Чтобы отправиться в сказочное путешествие, детям необходимо проговорить волшебные слова и прихватить с собой фантазию. |
Основная часть занятия
В зависимости от цели занятия в основную часть можно включать те или иные игры, упражнения, разминки.
Интерес к театрализованной деятельности помогут пробудить весёлые, увлекательные игры
Таблица: примеры театрализованных игр
Разыгрывание сценки «Не люблю я вашу кашу!» | Тренирует навыки выразительности речи. |
Пантомима «Аппликация» | Воспитатель проговаривает текст, а дети выразительными жестами имитируют действия. |
«Сказка на новый лад» | Представьте, что вы оказались в сказке «Цветик-Семицветик», встретили добрую старушку волшебницу, которая подарила вам чудесный цветок. Расскажите, как бы вы распорядились таким необычным подарком, какие желания загадали, какие приключения пережили, с кем повстречались… |
«Помоги зайке» | Дети вместе с воспитателем вспоминают известное стихотворение А. Барто про зайку, которого бросила хозяйка. Воспитатель берёт в руки мягкую игрушку зайчика и обращается к детям со словами: «Ребята, обратите внимание, у меня в руках маленький зайчонок. Он совсем одинокий и нечастный, он продрог и промок. Каждый из вас может его подержать, приласкать, согреть, накормить, сказать ему добрые искренние слова». Дети по очереди берут игрушку зайчика, педагог помогает найти нужные слова и выражения. |
«Робот и кукла» | Игра-превращение на тренировку мышечного напряжения и расслабления. |
«Вальс цветов» | Звучит красивая мелодия, ребёнок сам придумывает танцевальные движения, пластически изображая цветок. Затем музыка неожиданно прерывается — это резкий порыв ледяного ветра заморозил цветок (ребёнок застывает в подходящей позе). Затем цветы могут «отогреться». |
«Пантомимы-миниатюры» |
|
Игры-этюды |
|
«Художник» — игра на развитие воображения. | Ребята, вообразите, что вы художники. Ваши руки — кисти, которыми вы набираете зелёную краску и рисуете сочную нежную траву. Жёлтой краской изобразим круглое солнышко с тонкими лучами, обаятельной улыбкой и выразительными глазами. Теперь нарисуем высокое голубое небо. Ой, а что так благоухает? Рисуем цветы на полянке. Какие? Пусть это будут белоснежные ромашки. Прислушайтесь, кажется, это ветер напевает весёлую песенку, а где-то неподалёку журчит ручей. |
«Фруктовый сад» | Дружно идём в сад, вдыхаем аромат фруктов. Стараемся дотянуться до груш и яблок, поднимаем поочерёдно правую и левую руки. Пытаемся сорвать фрукты в прыжке (подпрыгиваем на месте с поднятыми вверх руками). Как же достать яблоки и груши? Нам поможет лестница. Дети имитируют подъём по лестнице. Срываем фрукты и кладём в корзинку. Всё, урожай собрали, устали, садимся, закрываем глаза и расслабляемся. |
«Мимические зарисовки» | Используя выразительную мимику, передать образ: грустно-весело, холодно-жарко, сладко-кисло, удивление-скука, рассердились-помирились. |
Таблица: задания для викторины
1 конкурс «Сказочный» | Воспитатель: А теперь я из каждой команды приглашаю по одному человеку. |
2 конкурс | Раздаётся стук за дверью (кто-то из взрослых помогает это сделать). |
3 конкурс «Ягодки для мишки» | Воспитатель: Ребята, вы все когда-нибудь ходили со взрослыми в лес (подчёркивает, что одним, конечно, в лес ходить нельзя), но вот одна девочка пошла по ягоды и заблудилась, набрела в лесу на избушку. (Вспомнить, что за сказка, как зовут девочку, кто жил в избушке — сказка «Маша и медведь»). |
4 конкурс «Исправь ошибки» | Воспитатель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевёртыш. Будьте внимательны. |
5 конкурс | На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Вызываю по одному ребёнку из команды, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке. |
Таблица: задания и упражнения в стихотворной форме
Название | Цель | Содержание |
«Весёлый Старичок-Лесовичок» | Учить пользоваться разными интонациями | Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова (смех) по тексту с разной интонацией, дети повторяют. |
«Зеркало» | Развивать монологическую речь | Петрушка загадывает загадку: |
«Подбери рифму» | Развивать чувство рифмы | Волшебник задаёт рифмы по очереди: |
«Расскажи стихи руками» | Побуждать детей к импровизации | Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: |
«Песенное творчество» | Развитие музыкального слуха, умения импровизировать | На полянке, на лугу |
«Как варили суп» (на имитацию движений) | Развивать воображение и пантомимические навыки | (Каждая фраза сопровождается необходимыми действиями) |
«Поиграем — угадаем» (А. Босева) | Развивать пантомимические навыки | Петрушка созывает детей: |
«Вдоль по бережку» | Тренировка памяти и внимания | Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. |
Игра на пальцах «Братцы» (Л.П. Савина) | Развивать мелкую моторику пальцев | Пошли два братца вместе прогуляться. |
Игры-стихи | Учить детей обыгрывать литературный текст, | «Самолёт» |
Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика в детском саду
Подобные упражнения можно использовать как в начале занятия, так и в основной части, для разминки.
Таблица: картотека тем занятий
«Пока занавес закрыт» |
|
«Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» |
|
Сказка «Зайчик и Ёжик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») |
|
Ритмопластика (отработка движений) | Развивать:
|
Разыгрывание этюдов |
|
Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить управлять куклой, согласовывать движения и речь. |
Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» |
|
Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слёз, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоции. |
Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) |
Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») |
|
Репетиция сказки «Морозко» (несколько занятий) |
|
Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё настроение. |
«Игрушки» Агнии Барто |
|
Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уголка ряжения для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах
предоставление собственного опыта...
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка».
Расширять представления детей о театре и театрализованной деятельности...
Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей».
Муниципальное автономное дошкольное учреждениеЦРР - д/с №14 Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей». Срок...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной̆ деятельности в старшей группе
Конспект занятия для развития социальной уверенности через театральную деятельность детей старшей группы....
Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельности в старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольного возраста)
laquo;В гостях у сказки» Конспект комплексного НОД по театрализованной деятельностив старшей группе (для показа спектакля по сказке «Теремок» в группах младшего дошкольно...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие с Домовёнком Кузей»
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка».
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка»....